Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриарх Константинопольский Варфоломей: «Мы не желаем оскорблять Пророка так же, как и не хотим, чтобы оскорбляли Иисуса Христа»

Патриарх Константинопольский Варфоломей: 'Мы не желаем оскорблять Пророка так же, как и не хотим, чтобы оскорбляли Иисуса Христа'
Версия для печати
24 ноября 2006 г. 19:34

Турцию ждет еще одно испытание. Споры накануне визита Бенедикта XVI, кажется, сосредоточились вокруг одного единственного вопроса: о том, что принцип светскости подвергается угрозе со стороны религиозности. На самом же деле визит Папы вынудит Турцию столкнуться с еще большей трудностью, в которой религии будут всего лишь частью проблемы.

Турция ждет Папу, но не готовится к его приезду. Понтифик непопулярен. Его не любят, потому что, будучи кардиналом, он критиковал идею присоединения Турции к ЕС, его не любят исламисты после его лекции в Регенсбурге, и его не любят националисты, потому что Папа вынудил их признать существование Вселенского Патриархата: Анкара не признает его и считает Варфоломея I простым турецким гражданином. Правительство распространило программу визита, где указаны только встреча с президентом, визит к мавзолею Ататюрка и встреча с Бардакоглу, главой отдела по вопросам религии. Всего остального как бы не существует, в том числе и поездки Папы в Эфес, где он отслужит мессу, и в Стамбул, где помолится с Патриархом и католиками города.

В тронном зале Фанара Патриарх Константинопольский Варфоломей I размышляет о визите Папы и говорит, сколь важным это событие станет для Турции, столкнувшейся с трудностями на пороге Европейского Союза.

— Ваше Святейшество, чего ожидают от визита Бенедикта XVI?

— Думаю, что Папа подтвердит свою точку зрения в пользу религиозной свободы и прав человека. Речь идет о принципах, которые должны соблюдаться всеми народами и правительствами, но они обретают особое значение для демократических правительств большой европейской семьи.

— Вселенский Патриархат не признан юридическим лицом, и Вы считаетесь в Анкаре обычным турецким гражданином. Среди условий, которые должна выполнить Турция для вступления Европу, Европейский Союз потребовал признать Вас и вновь открыть богословскую школу. Можно говорить о дискриминации в отношении христиан?

— Мы не можем скрывать, что есть проблемы. Мы не располагаем полными правами, как турецкие граждане. Да, можно говорить о дискриминации против нас как меньшинства. Мы много раз объясняли наши проблемы турецким властям. Мы написали много писем правительству Анкары, но, к сожалению, не получили ни одного ответа по существу. И все же я верю, что в контексте движения Турции к Европейскому Союзу эти вопросы будут решены. А пока мы повторяем девиз Папы Бенедикта XVI в Баварии: «Кто верует, тот никогда не одинок».

— Думаете, что Папа будет обсуждать тему меньшинств?

— Я надеюсь, что Бенедикт XVI выскажется в защиту живущих здесь католиков, а также всех меньшинств, которые являются для страны не угрозой, а богатством. Христианские меньшинства, вместе с иудеями, составляют 0,01 процент населения Турции. Ноль. О какой угрозе может идти речь? Мы только просим о возможности жить и чувствовать себя частью турецкого общества.

Мы живем на этих землях на протяжении 17 веков, но нас не желают признавать юридическим лицом, у нас конфискуются десятки и десятки объектов собственности, многие из которых являются бесценными с религиозной, исторической и культурной точки зрения. Во время Оттоманской империи таких проблем не существовало. В 1923-м, на заре Республики, в Турции проживало 180 000 православных. Сегодня нас осталось чуть более 4 000 человек. Почему?

— Вселенский Патриарх должен быть, согласно закону, турецким гражданином. Это может создать для Вас проблемы в будущем?

— Конечно. Православных турок мало, и таким образом ограничивается наш выбор. И потом, у нас больше нет богословской школы, чтобы готовить молодежь. Вселенский Патриархат — это первый православный Престол в мире, а также единственный, не имеющий своей школы, потому что турецкое правительство препятствует нам в этом. Но ведь нужно готовить богословов... Это неприемлемо. Речь идет о самой настоящей несправедливости.

— Вы просили разрешения избрать Патриархом иностранного гражданина?

— Да, но не получили ответа. И в любом случае — это было бы не впервые: Великий Патриарх Афинагор I, принявший здесь 25 июля 1967 года Павла VI, был американским гражданином на момент избрания в 1948 году. Затем ему было дано турецкое гражданство. То же самое происходит с египетским Патриархатом, вторым православным Престолом мира, где Патриарх может быть избран из православных любой национальности, и лишь потом он получает египетское гражданство, как это предусмотрено законом страны.

— Вы встретились с немецким канцлером Ангелой Меркель, которая затем, выступив в Вашу защиту, оказала давление на турецкое правительство.

— Мы не просили Германию о защите. Но мы считаем, что Германия, великая светская демократия, является примером толерантности и религиозной свободы для всей Европы, а следовательно — и для Турции, с которой у нее отличные отношения. В Германии живет большая турецкая община, которая имеет право строить мечети и обучать мусульманской религии, и, кроме того, там есть более 350 000 православных греков, объединенных в митрополию. Все европейские правительства, члены Союза, должны потребовать от Анкары, пытающейся вступить в ЕС, соблюдения права на религиозную свободу, как это имеет место на всем остальном континенте. В противном случае, следует говорить о дискриминации, а это может стать препятствием желанию Турции быть принятой в европейскую семью.

— За два дня Вы трижды увидитесь с Папой и подпишете совместную декларацию. В каком состоянии находятся экуменические отношения?

— Прервавшийся почти на шесть лет, диалог был вновь начат в сентябре этого года в Белграде. Мы вернулись к богословской повестке дня, в частности, к вопросу о примате Петра. Никто не отрицает, что в единой Церкви епископ Рима был первым. Затем положение изменилось. Сегодня католики и православные должны спросить себя, что они могут уступить друг другу в вопросе примата. Каждый должен стараться сохранить свои традиции, и, одновременно с этим, искать сближения.

— Каково будущее этого диалога?

— Я не могу сказать, что нас ждет в будущем. Это зависит от доброй воли, от искренности и мужества обеих сторон. С Иоанном Павлом II мы продвинулись вперед на этом пути. В начале своего понтификата он приехал сюда, чтобы встретиться с моим предшественником Димитрием. Ближе к концу понтификата он вернул нам мощи двух Великих Патриархов Константинополя.

Я с волнением вспоминаю церемонию в соборе святого Петра. Это был способ исправить несправедливость, допущенную западным христианством по отношению к восточному, во время крестовых походов. Бенедикт XVI продемонстрировал уважение и почитание христианскому Востоку сразу после своего избрания и пожелал возобновить экуменический диалог. Я считаю, что сегодня в нем настал решительный момент. Поэтому я говорю, что требуется мужество, чтобы идти вперед.

— Это первый визит Папы в мусульманскую страну после лекции в университете Регенсбурга…

— Я уверен, что Папа не имел никакого намерения оскорбить ислам. Сегодняшнему миру не нужно нового столкновения между религиями. Предшественники Бенедикта XVI, Павел VI и Иоанн Павел II, приезжали сюда без проблем. И если сейчас они возникли из-за лекции в Регенсбурге, тогда этот визит становится еще более важным, чтобы устранить любое недопонимание. На земле есть место для всех, и поэтому нет необходимости раздувать вражду, ни с какой стороны.

Мы не желаем оскорблять Пророка так же, как и не хотим, чтобы оскорбляли Иисуса Христа. Важным является то, что ни турецкое правительство, ни Святой Престол, несмотря на реакцию на регенсбургскую лекцию, не пожелали отложить этот визит в Турцию.

Agnuz/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Иларион прокомментировал установление дипломатических отношений между Россией и Ватиканом

Президент Болгарии Георгий Пырванов посетил гробницу святого равноапостольного Кирилла в Риме

Ватикан и Израиль обсудят вопрос контроля над рядом христианских святынь

Состоялась встреча между Папой Римским Бенедиктом XVI и Президентом Белоруссии Александром Лукашенко

Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с принятием Собором епископов Украинской Греко-Католической Церкви «Экуменической концепции УГКЦ» [Документы]

В Сараево завершил свою работу межрелигиозный форум «Жизнь вместе — наше будущее»

Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в круглом столе в рамках встречи «Молитва о мире»

В Сараево открылся международный форум религиозных и общественных лидеров «Жизнь вместе — наше будущее»

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в храме при Московской городской Думе

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с муфтием Дагестана

Святейший Патриарх Кирилл вручил муфтию Дагестана орден Славы и Чести

Утвержден состав делегации Русской Православной Церкви для участия в XIII заседании совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозном форуме в Узбекистане

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в Саммите религиозных лидеров СОР29

Представители Русской Православной Церкви участвовали в межрелигиозном форуме в Эфиопии

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Интервью Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока РИА «Новости»

Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви

Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Мы во многом единодушны»

Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках

Патриарший экзарх Африки: Русская Православная Церковь рассмотрит присутствие в каждой из 54 стран континента

Митрополит Клинский Леонид: Запад может «отменить» только себя, но не Русскую Церковь и культуру