В Каире в течение нескольких дней продолжаются столкновения между христианами-коптами и полицией, десятки человек погибли, более 200 ранены. Святейший Патриарх Кирилл обратился с призывом немедленно прекратить кровопролитие. Портал «Православие и мир» связался с Каиром, чтобы взять комментарий у архимандрита Леонида (Горбачева), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки.
— События последних дней шокировали всех, кто пребывает здесь в служебных командировках, представительство, которое оформляет наших соотечественников. Мы до сих пор находимся в состоянии шока, после того что мы увидели и услышали. От меня район Масперо, где разворачивались трагические события, находится в пяти минутах.
— В чем состояли требования коптов?
— На первый взгляд, ничто не предвещало урагана. Из района Шобра выдвинулась многотысячная процессия — в сторону Масперо, где проходят все митинги. Они требовали разобраться с губернатором Асуана, привлечь общественное мнение к тому, что были разрушены две церкви, из-за чего этот конфликт и разгорелся. Протестующие хотели отставки губернатора и некоторых чиновников, при участии которых были разрушены храмы.
— Как развивались события? Кто первый проявил агрессию — христиане, мусульмане, полиция?
— В какой-то момент жители других районов стали забрасывать коптов камнями, бутылками с зажигательной смесью, а дальше появился военный спецназ, полиция, раздались выстрелы.
Сейчас трудно выяснить, кто начал стрелять, но, видимо, у коптов не было оружия. Кто-то говорит, что копты забрали у полицейских или у военных оружие… Но результат таков, что несколько десятков человек убиты, до 200-300 ранены. Некоторые газеты, независимая пресса (которая раньше была оппозиционной) пишут, что надо разбираться, разбираться и еще раз разбираться, отчего погибли люди, кто отдал приказ стрелять на поражение, почему произошло неадекватное применение силы.
— Такие конфликты часто происходят в Египте?
— До января этого года, до тех революционных событий, в которые погрузился Египет, такое и представить было невозможно. Была крепкая власть и на межрелигиозной почве если и возникали какие-то недомолвки, распри и ссоры, то, естественно, все это быстро гасилось. Однако между общинами были — не назовем их родственными отношениями или братскими — достаточно сдержанные, ровные отношения. Сейчас мы даже не можем себе представить, во что это может вылиться, коптов ведь тоже здесь немало — порядка 10 процентов, это около восьми миллионов. Прогнозы, я бы сказал, невеселые.
— Отец Леонид, в Коптской Церкви уже прочитали послание Патриарха Кирилла к Папе Шенуде?
— Через час я буду встречаться с представителями Коптской Церкви, чтобы передать им заявление Его Святейшества, которое опубликовано на наших сайтах и в СМИ. Я передам письмо Его Святейшеству Шенуде III, Папе Александрийскому и Патриарху престола св. Марка от Его Святейшества Патриарха Кирилла.
В письме Патриарх говорит в первую очередь о том, что Православная Церковь не понаслышке знает о том, что такое дискриминация и преследование верующих, как осквернялись храмы и к чему все это приводит. Я устно выскажу поддержку и наши слова молитвы о том, чтобы в эти дни Коптская Церковь была сплочена, как никогда едина и Богом хранима.
— Каким Вы видите возможный выход из кризисной ситуации?
— Меры по выходу из кризиса должны быть комплексного характера. Невозможно вырвать что-то из контекста событий и расставить акценты. Как в любой семье — бывают ссоры, бывают дни солнечные, а бывает, что надо и одной и другой стороне приложить сугубые усилия, чтобы был мир. Прежде всего, повторюсь, чтобы был мир! До недавнего времени Республика Египет была форпостом мирного межконфессионального существования.
В данном контексте хочу упомянуть, что Россия имеет колоссальный опыт сосуществования межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Но здесь эти отношения несколько иного характера. Помимо того, что в Египте есть две основные ветви религиозные — ислам и христианство — тут еще и мощные духовные центры воспитательного характера. Это университет Аль-Азхар, который готовит богословов, представителей духовенства для всего мира. А также мощная духовная школа, основанная еще апостолом Марком на Александрийской земле, правопреемниками которой являются Греческая Православная Церковь, равно как и Коптская Церковь — коренные жители Египта.
Поэтому выход мне прежде всего видится в том, чтобы растить кадры, которые будут воспитываться на любви и уважении. Нужно воспитывать подрастающее поколение — это в перспективе долгосрочной.
— Образование — это перспектива долгосрочная, а сейчас что делать?
— В краткосрочной перспективе нужно садиться за стол переговоров. Может быть, при помощи других Церквей, других общин обсуждать все открыто, четко, прозрачно, чтобы камня за пазухой, который вылетит потом в очередном районе Масперо, ни у кого не было.
Патриархия.ru