Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Я надеюсь, что новые архиереи будут ощущать поддержку своей паствы
Версия для печати
14 октября 2011 г. 10:50

12 октября 2011 года в пресс-центре газеты «Комсомольская правда-Саратов» прошла пресс-конференция митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка рассказал об образовании двух новых епархий на территории Саратовской области и создании Саратовской митрополии, а также ответил на вопросы журналистов местных СМИ. 

— Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 5-6 октября этого года в Москве, из состава Саратовской епархии было выделено еще две канонические структурные единицы, две епархии — Покровская и Николаевская, Балашовская и Ртищевская. Были определены также кандидаты в архиереи, которые были представлены мной, утверждены на заседании Священного Синода, и в ближайшее время состоится их хиротония — возведение в сан епископа.

Всего на Синоде было учреждено 10 новых митрополий: в Мордовии, Приморье, в Свердловской, Ростовской, Оренбургской, Рязанской и Иркутской областях, в Хабаровском и Красноярском краях. Таким образом, епархии в этих регионах были и разукрупнены, и в то же время объединены в особую структуру, которая в общем не нова для Православной Церкви, поскольку митрополии (это промежуточное территориальное объединение нескольких епархий в составе Патриархата) существовали еще в первые века церковной истории, и вопрос о возвращении подобной практики в Русской Церкви поднимался неоднократно, начиная с XVII столетия. Последний раз — на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в 1917-1918 годах XX века, когда было принято решение о том, что епархии Русской Православной Церкви нуждаются в разукрупнении.

Действительно, ни в одной Поместной Православной Церкви нет епархий, протяженность границ которых составляет несколько сотен, а порой и тысяч километров, и население которых может составлять не только сотни тысяч, но и миллионы человек. Для сравнения могу сказать, что самые большие епархии в православных странах, таких, как Румыния и Болгария, насчитывают не более 100-200 тысяч человек, а епархии в Греции по нашим меркам просто крошечные: там есть епархии, в которых проживает 10-20, максимум 30 тысяч человек. Можно привести в пример также Грузинскую Православную Церковь. Вы знаете, что в Грузии живет сегодня совсем не так много людей — чуть больше трех миллионов, то есть население этой страны приблизительно равно населению Саратовской области. А в Грузии сегодня 38 епархий.

Поэтому понятно, что ситуация, которая исторически сложилась в Русской Православной Церкви, давно требовала разрешения и сейчас этот процесс идет.

— Владыка, скажите, пожалуйста, по какому принципу были выделены две новообразованные епархии в Саратовской области и расскажите о двух новых епископах.

— Предложения по территориальному составу епархий были высказаны мною. Основные принципы — это удобство управления епархией, наличие достаточно большого кафедрального города, самодостаточность, в определенном смысле, этих территорий.

Что касается кандидатов в епископы… Игумен Пахомий (Брусков) и игумен Тарасий (Владимиров) — думаю, они знакомы многим из вас.

Игумен Пахомий — мой постриженник, насельник московского подворья Троице-Сергиевой лавры, из числа братии, которая в свое время приехала со мной в Саратов и помогала мне все эти годы, исполняя целый ряд обязанностей. Отец Пахомий — настоятель Свято-Троицкого собора Саратова, руководитель реставрационного отдела епархии. Это зрелый человек, очень хорошо знающий церковную жизнь, и у него уже есть свое видение устроения новой епархии. Я очень рад, что Священный Синод по моей рекомендации избрал его на этот пост.

Второй кандидат — это игумен Тарасий (Владимиров), постриженник моего предшественника, архиепископа Александра. Он родился в Тамбове, служил здесь, в Саратове, еще до моего приезда, был экономом епархии. В последние годы — настоятель храма в честь Рождества Христова. За долгие десятилетия советской власти этот храм был не просто запущен, а осквернен, полностью перестроен, в нем был кожно-венерологический диспансер. Храм просто преобразился благодаря заботам и трудам отца Тарасия. Им же была построена еще одна церковь — в честь Сретения Господня на улице Буровой, полностью с нуля, на пустыре. Отец Тарасий, как сейчас принято говорить, крепкий хозяйственник и пастырь, который пользуется большой любовью своих прихожан. Думаю, что он будет очень хорошим архиереем для своей епархии — непростой, как мы знаем, потому что Балашов — сложная часть нашей области, во всех отношениях.

Я надеюсь, что новые архиереи справятся и будут ощущать поддержку своей паствы.

— Скажите, пожалуйста, в связи с образованием Саратовской митрополии — что изменится к лучшему? Как изменится жизнь простых прихожан, какой бюджет планируется? Он увеличится или уменьшится?

— Дело в том, что церковный бюджет мы не увеличиваем и не уменьшаем: он складывается из добровольных пожертвований верующих. Он достаточно невелик и, собственно говоря, какие-то структурные изменения не могут на него прямым образом повлиять.

Что касается жизни прихожан — все те реформы, о которых мы говорим, предприняты для того, чтобы на местах что-то изменилось в лучшую сторону, чтобы епископ мог надзирать за правильным течением церковной жизни. Ведь слово «епископ» переводится на русский язык как «надзиратель». Это человек, который в прямом смысле слова руководит церковной жизнью, который в гораздо большей степени, чем любой священник, отвечает за порядок в Церкви.

И я очень надеюсь, что изменения будут замечены всеми верующими людьми. Ведь не секрет, что человек, приходя в Церковь, иногда встречает там не то, что хотел бы встретить, и не находит того, что должен был бы там находить. В большинстве случаев это результат некоторой запущенности, отдаленности от епархиального центра, скажем так, не вполне стопроцентной управляемости, потому что архиерею, сидя в областном центре, непросто держать одновременно в поле зрения несколько сотен приходов (сегодня их у нас уже около 300). Надеюсь, теперь эта проблема будет решена и это приведет к добрым результатам.

— В связи с образованием митрополии будет ли увеличиваться количество православных школ?

— Одной из целей образования митрополии как раз и является увеличение количества приходов, воскресных школ, гимназий, организация каких-то других форм обучения и внеклассной работы с детьми из верующих семей. Собственно говоря, одной из главных задач является активизация проповеди и миссионерского служения нашей Церкви.

— Расскажите, пожалуйста, как изменится Ваша жизнь и, может быть, должностные обязанности?

— Я надеюсь, что у меня будет гораздо больше времени для того, чтобы организовывать жизнь той епархии, которую я возглавляю — Саратовской и Вольской. В мои обязанности как управляющего митрополией входит и общее наблюдение за церковной жизнью других епархий, братская помощь двум другим архиереям, которые будут абсолютно самостоятельны в управлении, но, тем не менее, будут некоторым образом связаны с митрополитом.

Свободного времени как такового у меня нет и сейчас, и я не рассчитываю на то, что его будет больше, просто потому, что и оставшаяся епархия достаточно велика и требует внимания. Во всяком случае, вопросов меньше не становится, потому что у нас открывается достаточно много новых приходов. Причем мы их открываем даже меньше, чем нас об этом просят. Сегодня практически во всех сельских населенных пунктах люди хотят открыть храм, организуют собрания, приезжают в епархиальное управление, пишут обращения, письма. У нас порой не хватает духовенства для того, чтобы все эти просьбы удовлетворить. Надеюсь, что сейчас будет несколько легче это делать.

«Православие и современность»/Патриархия.ru

Другие интервью

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Православие на краю земли