Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом «Духовно-нравственные аспекты современного экономического кризиса» на международном симпозиуме «Этика банковской деятельности и роль социального предпринимательства в современном мире: опыт России и Италии», который прошел 7 ноября 2011 года в Храме Христа Спасителя в Москве.
Тема глобального экономического кризиса вновь приобретает остроту и актуальность. Еще совсем недавно, в 2008 году, мы стали свидетелями драматических экономических изменений, затронувших без преувеличения практически весь мир — как развитые постиндустриальные общества, так и страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Банкротство крупнейших ипотечных компаний в США стало спусковым механизмом разрушительных процессов в мировой экономике, которые продемонстрировали ее системный кризис. Многие миллионы людей пострадали от его пагубных последствий — лишились рабочих мест в результате массового разорения корпораций, предприятий среднего и малого бизнеса, потеряли возможность выплачивать ипотечные кредиты и, соответственно, лишились своего жилья, а вместе с этим и надежд на стабильную жизнь и будущее своих детей.
Сегодня вновь мы видим в информационных сообщениях в СМИ тревожные репортажи о волнениях в Греции, находящейся на грани национального банкротства в результате колоссального госдолга, о снижении кредитных рейтингов США, во что упорно отказывались верить большинство финансистов в мире, об угрозе краха финансовой системы в Италии и Испании опять же в результате накопленного государственного долга перед международными организациями и иностранными кредиторами. Эксперты говорят о возможных угрозах существованию Европейского союза как единого экономического пространства с единой валютой. В начале октября этого года прошли протесты уже во многих городах США, направленные против «корпоративной алчности», безработицы, ключевой роли финансовых институтов в ухудшении ситуации в стране.
Экономические кризисы — это далеко не новое явление в жизни человека. Но современная ситуация в мире кардинально отличается от первой трети ХХ века, когда, например, США вступили в период «Великой депрессии» на рубеже 20-30-х годов, или Германия после первой мировой войны переживала гиперинфляцию, парализовавшую всю хозяйственную жизнь страны. В чем же отличие сегодняшнего мира и что делает современную экономическую систему еще более уязвимой? Феномен глобализации стал ключевым фактором, характеризующим наш мир сегодня и отличающим его от прошедших десятилетий. Взаимопроникновение национальных экономик, взрывное развитие информационных технологий и транспортного сообщения, бурный рост «виртуальной экономики», преобладание финансового сектора над реальным, поистине эпические миграционные потоки (достаточно вспомнить массовый исход из стран Северной Африки в результате революций «арабской весны» в Тунисе, Египте, Йемене и Ливии) сделали мир таким, каким мы видим его сегодня. Череда проблем, потрясающих тот или иной регион мира или даже отдельную страну, не остается без последствий для всех остальных участников международных экономических отношений. Казалось бы, какая связь между ипотечным рынком США и экономическими проблемами в России или странах Европы? Тем не менее, из-за сложных и не всегда очевидных связей весь мир оказался «в одной лодке».
О причинах кризисов написаны многие академические труды, лучшие умы человечества были заняты на протяжении ХХ века решением проблемы устойчивого развития национальных экономик, смягчением периодов их подъема и спада. Тем не менее, государственные власти не могут дать рецепта выхода из кризиса, их действия, как показало время, пока не приносят желаемого результата. По сути, мировая экономическая модель не претерпевает каких-то кардинальных изменений в результате усилий финансовой элиты, а только лишь репродуцирует саму себя с незначительными изменениями. Страны-банкроты получают финансовую помощь от других государств, только усугубляя свое долговое бремя, вынуждая многие будущие поколения своих граждан расплачиваться по этим долгам.
Не буду углубляться в экономическую проблематику. Это задача профильных специалистов, которые занимаются такими исследованиями, тем более, что в этой аудитории все, безусловно, знакомы с различными версиями кризисов и имеют свое профессиональное мнение по этой теме. Но подчеркиваю, что причины кризиса гораздо глубже, чем те, о которых постоянно говорят эксперты с экранов телевизора и на страницах газет и журналов. Дело не только и не столько в неэффективности современных финансовых механизмов, не в проблемах глобализации и тому подобных явлениях. Глубинная причина кроется не в материальной сфере, но в сердцах людей, в их мировоззрении и фундаментальных жизненных ориентирах. Давайте рассмотрим основные причины кризиса через призму духовно-нравственных ценностей.
Одной из причин кризиса специалисты называют экономическую модель стимулирования потребления при помощи кредитования. Тот бум потребительского кредитования, который переживает Россия за последнее десятилетие, уже давно начался в странах Европы и, особенно, США. Необходимо подчеркнуть, что губительно не само по себе кредитование (странно было бы это утверждать), но искусственное стимулирование избыточного потребления, финансирование так называемого «культа потребления». К сожалению, сегодня подавляющее большинство людей в развитых странах и странах с переходной экономикой являются слепыми адептами так называемого «общества потребления» с утилитаристским взглядом на жизнь. Этот феномен не покажется нам новым, если мы обратимся к чертам жителя Римской Империи периода упадка, жаждущего «хлеба и зрелищ». Возможно, это сравнение покажется кому-то довольно жестким, но оно является вполне исторически обоснованным.
Вся современная машина рекламной индустрии направлена на человека как на субъект потребления — телевидение, Интернет, радио, наружная реклама на улицах городов, газеты и глянцевые журналы — все взывает к страстям человека. Но наличные денежные средства не сопоставимы с доведенными до абсурда желаниями индивида, которые, как известно из курса экономической теории, абсолютно безграничны. И тут на помощь приходят банки, раскручивая карусель потребления, зачастую изощренно и безответственно акцентируя внимание личности на доступности кредита.
Действительно, кредитные учреждения являются важнейшим элементом инфраструктуры современной экономики, без которых невозможно существование и развитие хозяйственных отношений. Но любая крайность губительна — чрезмерное увлечение кредитованием массового рынка привело к выдаче огромных сумм населению, которые не могли обслуживать и погашать эти долги. Казалось бы, какая нелепость: какой банк станет давать деньги человеку, осознавая, что он не сможет их вернуть? Тем не менее, что-то подобное произошло в американской экономике. Парадоксально, но граждане США, не подходящие по формальным критериям для получения кредита, все равно получали денежные средства на свои нужды (покупку квартир, домов, автомобилей), а потом благополучно лишались всего этого, когда банк был вынужден потребовать от них оплатить просроченные кредиты. В чем причина такого безответственного, с точки зрения здравого смысла, поведения банков? Причина очень проста — жажда сверхприбылей и азарт. Начиная с 90-х годов ХХ века американские банки просто решили расширить свою клиентскую базу и стали выдавать кредиты тем, кому они раньше их не предоставляли. Ничего, что клиент не соответствует критериям банка — ведь банк забирает недвижимость в залог. И схема работает, пока цены на рынке недвижимости растут, и банк уверен, что в случае проблем с заемщиком объект недвижимости будет быстро продан на рынке. Психология банков стала сравнима с поведением игрока в казино, который не может остановиться, когда у него все получается, он стабильно выигрывает. Но еще сложнее выйти из игры, когда начинаются проблемы, и игрок уже проигрывает: «Это временно», — утешает он себя. «Сейчас опять фортуна мне улыбнется». А заканчивается все зачастую полным разорением и личной трагедией.
Наверное, так же себя утешали менеджеры банков, придумывая хитроумные схемы маскировки «плохой задолженности», продолжая выдавать необеспеченные кредиты. Сложно остановиться, когда весь рынок растет, экономика процветает, выплачиваются серьезные суммы в виде вознаграждений управленцам. Но итог этой азартной игры печален: мы видели, как в припадке безумия, отчаяния и страха, отринув страх Божий и надежду на милосердие Божие, некоторые из этих некогда успешных менеджеров выбрасывались из окон небоскребов своих лопнувших мега-корпораций. С точки зрения христианской этики, это вполне закономерный результат жадности, лжи и гордыни, которая, неправедно возводя человека на пьедестал экономической успешности, низводит его душу в ад. Но эти примеры никого не останавливают. Так, ряд банков, получив государственные деньги (а это деньги, полученные государством от налогоплательщиков) для спасения своих обанкротившихся финансовых структур, не колеблясь, выплатили топ-менеджерам многомиллионные вознаграждения за «эффективную работу». Я думаю, нравственная оценка таких действий очевидна.
Любая часть общественной жизни имеет духовное измерение и не терпит духовного вакуума. Пожалуй, нет духовно инертных или нейтральных видов человеческой деятельности. Церковь учит, что человек более склонен ко греху, чем к праведности, и эта склонность преодолевается только духовным усилием и благодатной помощью Свыше. Поэтому изгнание духовного измерения из любой сферы человеческих отношений губительно для человечества. Современная мировая экономика, изжившая связь с духовной традицией, даже приобрела некоторые черты языческой религии, например, скрытые от общественности органы управления и тайные связи. Недавно проведенное учеными из Высшей технической школы Цюриха исследования показали, что 147 транснациональных корпораций контролируют 40% всего мирового дохода. Такое положение дел в мировой экономике создает наилучший базис для проявлений последствий греха: человек, убежденный, что экономическая деятельность должна быть свободна от нравственных императивов, уподобляется евангельскому богачу (см. Лк. 12:19; Лк. 16:19-31) и делает богатство и проистекающую из него власть самоцелью, применяет в качестве способов достижения своих эгоистических целей ложь, обман, эксплуатирует людские пороки и низменные инстинкты. Последствия такого мировоззрения приносят страдания всему человечеству.
Осмысление духовно-нравственных причин экономических кризисов с точки зрения христианской веры происходило в последние годы как на Востоке, так и на Западе. Церковь пытается предложить свой подход к построению социально-экономической модели, основанной на нравственных началах. Еще в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви признал необходимым выработать концепцию, формулирующую позицию по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества. В 2000 году такой документ, который получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», был разработан и одобрен Архиерейским Собором. Это стало церковным вкладом, в том числе, и в осмысление экономических проблем. А в 2004 году по инициативе Русской Православной Церкви Всемирный русский народный собор принял «Свод нравственных правил и принципов хозяйствования», который был поддержан всеми традиционными религиями России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно в своих выступлениях подчеркивал связь между кризисом человеческой личности и прочими кризисами – политическими, экономическими, социальными. Например, 12 марта 2011 года Патриарх встретился с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе и студентами Московской школы управления «Сколково», где в очередной раз напомнил, что «нынешний кризис, который проецируется на разные стороны жизни, в том числе на экономику, — это, в конце концов, кризис личности» и «преодолеть этот кризис можно только на пути сочетания свободы и нравственной ответственности».
Год назад на встрече с участниками аналогичного мероприятия — российско-итальянской конференции по этическим аспектам банковской деятельности — Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул близость позиций Русской Православной и Римско-Католической Церквей в оценке причин экономического кризиса, отметив также сложность нравственного выбора для человека: «Это большой вызов, особенно для людей, главная цель которых — получение прибыли. Я отдаю себе отчет, насколько сложно этим людям пересмотреть свои позиции, но думаю, что мы все должны понимать: будущее мира во многом зависит от того, насколько мы сумеем поддержать это моральное измерение и инкорпорировать его в современные экономические отношения».
12 октября 2008 года в Стамбуле в резиденции Константинопольского Патриарха проходило совещание по случаю провозглашения 2009 года годом апостола Павла, по итогам которого было принято Послание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. В нем в сжатом виде были изложены тезисы, характеризующие современную ситуацию в мировой экономике, и духовные первопричины кризисов. Было отмечено, что «…все более нарастают масштабы отчужденности, разделений и конфликтов <…> Источником этого состояния является отдаление человека от Бога. Никакие трансформации социальных структур и правил поведения не способны уврачевать такое положение. Церковь постоянно указывает, что борьба с грехом возможна только в соработничестве Бога и человека. <…> Разделения, навязанные миру, влекут за собою неравенство возможностей людей и народов в доступе к благам творения, лишают миллионы людей основных благ и ведут к уничижению человеческой личности, вызывают массовые миграции народов, обостряют националистические, религиозные и социальные различия и конфликты и угрожают традиционной внутренней сплоченности обществ».
Схожий тезис уже звучал в энциклике Populorum progressio Папы Римского Павла VI, в которой он размышляет в том числе о развитии человечества и роли Церкви в обществе. «Общество, все более глобализированное, приближает нас друг к другу, но не превращает в братьев. Разум сам по себе способен постичь равенство людей и организовать гражданское сосуществование, но не может основать братство». Этот тезис повторяется и усиливается в энциклике Caritas in Veritate Папы Бенедикта XVI, Папы Римского, опубликованной в 2009 году, затрагивающей также и вопросы экономического развития народов: «Действующие технические силы, общемировые взаимосвязи, пагубное влияние на реальную экономику финансовой деятельности, плохо организованной и к тому же спекулятивной, громадные миграционные потоки (зачастую просто приведенные в действие, но не регулируемые), беспорядочная эксплуатация земных ресурсов — все это сегодня побуждает нас размышлять над мерами для решения проблем, не просто новых — по сравнению с теми, о которых говорил Папа Павел VI, — но и, что еще важнее, имеющих решающее значение для нынешнего и будущего блага человечества».
Сообразно остроте назревших проблем звучат слова Предстоятелей Поместных Православных Церквей из вышеназванного Послания: «Пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса, который является результатом извращенной экономической деятельности, лишенной человеческого измерения и не служащей подлинным потребностям человечества, а также погони финансистов за наживой, часто приобретающей маниакальный характер. Жизнеспособна лишь такая экономика, которая сочетает эффективность со справедливостью и общественной солидарностью».
Как известно, Россия за последние 20 лет пережила немало кризисов и безответственных экономических экспериментов. Разброс между доходами самой богатой и самой бедной частей населения в России в несколько раз превосходит аналогичный показатель в западных странах. Это вызывает у большой части населения социальную апатию, крах надежд на изменение ситуации и торжество справедливости, неопределенность будущего, ощущения отсутствия твердой почвы под ногами. Поскольку 80 лет атеистического прошлого нашей страны оставили после себя духовные руины в душах людей, значительная часть населения подвержена этой апатии, ибо не имеет твердой веры и надежды на Бога, не имеет четких нравственных ориентиров. С одной стороны, телевидение показывает мир звезд и знаменитостей, их успех и достаток, к которому призывает стремиться, а с другой — печальная реальность и осознание недостижимости поставленных целей. В октябре этого года была опубликована ужасающая статистика — за упомянутые 20 лет, «начиная с 1990 по 2010 гг., самостоятельно из жизни ушли порядка 800 тысяч россиян». По этому страшному показателю Россия входит в зловещую тройку «лидеров» на протяжении этих лет.
Задача Церкви — словом и делом, проповедью и молитвой поддержать людей в трудные времена, вселить в их сердца надежду и веру в спасительный промысел Божий о каждом человеке, призвать людей, в том числе из мира бизнеса, не оставаться равнодушными к нуждам и скорбям многих своих соотечественников. Можно долго говорить о несовершенстве экономических механизмов, давать в очередной раз рецепты спасения финансовой системы. Но нужно помнить, что экономика — это всего лишь инструмент в руках человека, и сам человек является местом борьбы добра и зла, центром принятия решений — правильных или ошибочных.
Сегодня к представителям деловых кругов приходит понимание необходимости социально ответственного поведения бизнеса. Вселяет надежду то, что и в России, и в Италии есть социально значимые проекты, финансируемые коммерческими структурами, что сегодня многие неравнодушные люди из мира бизнеса, осознающие свою ответственность, ибо «и от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Мк. 12:48), творят добро не ради саморекламы и гордыни, но по зову сердца, по слову Спасителя: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:1-4).
Конечно, это капля милосердия в море безразличия, но хочется верить, что и другие люди будут вдохновлены добрым примером, и Господь даст им силы продолжать благие дела. Ведь в любые времена были люди, которые слышали и исполняли Слово Божие и явили миру пример любви к ближнему. Например, царственные мученики — святой страстотерпец царь Николай II с семьей, несмотря на статус императорских особ, вели весьма скромный образ жизни в быту и явили пример жертвенного служения ближнему (императрица Александра Федоровна с самого начала Первой мировой войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми — Великими княжнами Ольгой и Татианой — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете).
Праведный Василий Павло-Посадский был совладельцем знаменитой платочной фабрики, тратил свои деньги на помощь бедным, строил школы и богадельни, занимался миссионерской деятельностью, за что был удостоен от Господа многих духовных дарований.
Многие русские промышленники и предприниматели, будучи людьми религиозными и воспитанными в вере и благочестии, ставили духовные цели превыше земных устремлений, были активными жертвователями и благотворителями, финансировали различные социальные проекты — больницы, дома призрения, сиротские приюты и т.п.
Как достичь социальной справедливости? Этот вопрос осмысливался в разные периоды человеческой истории по-разному. Наверное, полярными взглядами можно было бы назвать взгляды сторонников коммунистической идеологии и приверженцев идей свободного рынка. История показала, что воплощение этих идей в жизнь либо вызывает в обществе чудовищные диспропорции в качестве жизни, либо жестоко попирает основные права человека и искажает само понятие справедливости. Рынок сам по себе не в состоянии решить эти проблемы, и, чтобы сохранялся некий общественный консенсус, необходимо вмешательство государственной власти, выполняющей функцию перераспределения экономических благ среди всех слоев населения. Многие исследователи указывают, что в силу открытости рынков и обществ эта идея уже пошатнулась — государства сами по себе не в состоянии обеспечить должный уровень социальной стабильности и защищенности, поскольку внешние факторы слишком сильны, а экономики слишком взаимозависимы. Опять же, пусть об этом спорят эксперты.
Церковь говорит о недостижимости «рая на земле», невозможности его создания путем исключительно человеческих усилий, поскольку человек не способен преобразить свое сердце, ограничиваясь лишь усилиями, направленными на создание внешнего благополучия и комфорта. Но что может сделать каждый из нас, чтобы хотя бы приблизиться к недосягаемому здесь и сейчас идеалу? Чем должен руководствоваться человек? Ответ на этот вопрос дает сам Господь наш Иисус Христос, отвечая на вопрос законника: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф. 22:36) «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Как известно, в конце времен «во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но хочется надеяться, что если есть люди, готовые не только брать, но и бескорыстно отдавать, то не наступили еще времена, когда человеческая история, окончательно зайдя в нравственный тупик, будет прервана в виду бессмысленности дальнейшего ее продолжения. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13), — обращается к христианам всех времен Господь наш Иисус Христос, напоминая о необходимости бескомпромиссного выбора между добром и злом, между истинным следованиям Его заповедям и духовным забвением, самообманом и самоуспокоением, губительными для человека и человечества.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru