Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Досточтимые участники юбилейных торжеств! Христос Воскресе!
Нынешний форум посвящен осмыслению значения патриаршества в истории Русской Православной Церкви и Российского государства. Задача настоящей конференции состоит в том, чтобы отметить предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви и рассмотреть обстоятельства установления этого важнейшего церковного и общественного института, обратиться к личностям Святейших Патриархов Всероссийских, совершавших свое служение в минувшие эпохи, определить значение патриаршества в жизни современной России.
«Патриаршество, — писал выдающийся богослов и исповедник веры Христовой священномученик Иларион, архиепископ Верейский, — есть основной закон высшего церковного управления каждой Поместной Церкви. Его исторические формы менялись в зависимости от условий места и времени, но неизменными оставались принципы первосвятительского возглавления Церквей».
Изначально, со дня своего основания при святом равноапостольном князе Владимире наша Русская Православная Церковь находилась под патриаршим возглавлением, входя в состав Константинопольского Патриархата на правах митрополии с широкой автономией. Но при этом наши благочестивые предки особо чтили первого епископа в своем народе митрополита Всероссийского, фактически ведавшего делами церковного управления на Руси и духовно-нравственного просвещения своей паствы.
Трудами этих святителей, фактически возглавлявших нашу Церковь в период с X по XVI столетие, распространялась и утверждалась православная вера среди народов нашего Отечества, закладывались и укреплялись основы государственности. Велика их роль и в деле просвещения и культуры.
В конце XVI века, когда Отечество наше стало играть ведущую роль в православном мире, являясь единственной православной державой, в Русской Православной Церкви было учреждено патриаршее возглавление, признанное всеми Поместными Церквями.
В своих отношениях с государственной властью Православная Церковь всегда руководствовалась словами апостола Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1). В нашей же 1 российской истории (и это глубоко промыслительно) Церковь стояла у самых истоков государственности. Многие из её предстоятелей-митрополитов, а затем и патриархов могут по праву быть названы выдающимися государственными и культурными деятелями.
Они своим архипастырским словом и данной от Бога властью останавливали братоубийственные междоусобицы, мирили враждовавших князей. Пестовали нежные и еще очень слабые ростки московской государственности, деятельно содействуя объединению раздробленных уделов в единое централизованное государство. В грозный час вражеских нашествий они благословляли русских людей на борьбу с захватчиками. А во времена мирные заботились о христианском просвещении наших предков, о развитии национальной культуры и искусства.
В исторической памяти нашего народа навсегда запечатлелись имена этих святителей: митрополитов Петра, благословившего возвышение Москвы и начало собирания русских земель, Алексия, двадцать лет державшего в своих руках бразды государственного управления и получившего наименование «отца Куликовской победы», Киприана — ученейшего иерарха и духовного писателя, Макария — агиографа и собирателя, благословившего начало книгопечатания на Руси, венчавшего на царство первого русского царя и силой своего нравственного авторитета удерживавшего страстные порывы его натуры. В деле построения церковно-государственных отношений Древняя Русь унаследовала сложившийся в Византии принцип симфонии — гармоничного взаимодействия гражданской и церковной власти. В глазах наших предков фигура царя — светского правителя, олицетворяла собой служение отечеству земному, а фигура патриарха — устремленность к Отечеству Небесному. Государь ведал делами государственного, общественного и экономического устройства, патриарх, говоря современным языком, заботился о духовно-нравственном климате в обществе, о духовном здоровье народа.
И если мы обратимся к нашему прошлому, то увидим неоспоримые свидетельства того, что наибольших успехов Россия достигла в те периоды, когда отношения между церковной и государственной властью строились именно на этих принципах соработничества или симфонии. Государство российское переживало наибольший расцвет именно тогда, когда наш православный народ, вдохновляемый и назидаемый своими духовными наставниками — святителями и пастырями, переживал духовный подъем и становился способным на многие подвиги ради спасения и процветания земного Отечества.
Духовная поддержка Православной Церкви и её первосвятителей особенно сильно ощущалась русским народом в годы лихолетья, в периоды войн и смут, которые неоднократно переживала Россия в своей истории. Каким же предстает перед нами исторический облик русского Первосвятителя и какова роль института патриаршества в истории нашего Отечества? Полагаю, что наиболее полная картина будет представлена в результате нашей совместной работы на конференции. И в связи с этим отмечу лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные моменты. Важнейшая историческая задача, которая всегда стояла перед нашими патриархами: способствовать сохранению чистоты веры и оберегать вверенную Богом паству от лжеучений.
В древности, фактически до самого упразднения патриаршества при Петре I патриархи Московские и всея Руси обладали правом «печалования» —ходатайства перед государственной властью за осужденных. Этот важный момент в служении патриархов Всероссийских предохранял носителей государственной власти от поспешных решений, смягчал слишком суровые кары для действительно виновных и предотвращал наказание для невинных. Отмена этого древнего права привела к ужесточению сердец власть имущих и к ухудшению морального климата в обществе.
Особенно в годы смут и нестроений патриарх — фигура, консолидирующая все здоровые силы общества. Так было в XVII веке, когда совершал свое жертвенное служение святитель Гермоген, так было и в минувшем XX веке, во дни святителя Тихона. Но и в годы правления безбожной власти наши Святейшие Патриархи Сергий и Алексий I оставались патриотами — государственниками, и в грозный час вражеского нашествия вдохновляли православных на защиту независимости и территориальной целостности страны. Мне пришлось быть многолетним соработником двух наших предшественников по патриаршей кафедре приснопоминаемых Святейших Патриархов Алексия и Пимена, совершавших свое служение в период государственного атеизма и стремившихся делать все возможное для сохранения веры в нашем народе. Перемены, которые произошли в нашем обществе в конце 80-х — начале 90-х годов минувшего столетия, значительно изменили положение Церкви, ознаменовали собой начало нового этапа в её истории, поставили задачи перед церковным народом и его предстоятелями: преодолеть последствия господства принудительного атеизма, помочь миллионам соотечественников утолить духовный голод и жажду познания Истины, восстановить нормальное течение церковной жизни, нарушенное системой государственного контроля и запретами партийных функционеров, поднять на новый уровень систему духовного образования, заложить основы миссионерства и социального служения.
Пятнадцать последних лет уже вошли в историю нашего Отечества как время заметного возрождения и расцвета церковной жизни. По всей стране возводятся новые храмы, восстанавливаются поруганные святыни, открываются новые епархии, неизменно растет число приходов и монастырей, духовных училищ и семинарий. Преодолевая инерцию атеистической эпохи, все большее число наших соотечественников возвращается к Богу, избирает православный образ жизни, традиционные нравственные ценности. Все большее число представителей государственной власти, на которых лежит ответственность за будущее страны, начинает прислушиваться к голосу Церкви.
И наша задача в том, чтобы этого доверия не обмануть. Сегодня перед Церковью и её предстоятелем стоят большие задачи. Многое уже сделано, но предстоит осуществить гораздо больше. Очень важно, чтобы Церковь, совершая свою спасительную миссию, смогла дать ответ на нравственные проблемы, стоящие перед современным обществом, чтобы она в сотрудничестве с государственной властью в новых обстоятельствах исторического бытия России в наступившем XXI столетии смогла способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в обществе.
Желая успеха настоящей конференции, сердечно призываю Божие благословение на Вас и Ваши труды.