Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Администратор сайта «Современное Древлеправославие» А. Писаревский: «Надеюсь с Божьей помощью создать нормальный христианский старообрядческий сайт»

Администратор сайта 'Современное Древлеправославие' А. Писаревский: 'Надеюсь с Божьей помощью создать нормальный христианский старообрядческий сайт'
Версия для печати
3 января 2007 г. 18:57

Студенты старших курсов Московского Духовного училища Русской Православной Старообрядческой Церкви в течение осеннего семестра 2006 года изучали новую дисциплину «Введение в церковную журналистику». Как оказалось, самым трудным и интересным для учащихся стало выполнение практических заданий. От них требовалось написать корреспонденцию, взять интервью и т. д.

Познакомившись с ученическими работами, редакция сайта Староверы.ru решила предоставить читателям возможность взглянуть на старую веру глазами молодого поколения старообрядцев.

Первой опубликованной на сайте работой стало интервью Александра Писаревского, совладельца и администратора сайта «Современное Древлеправославие».

— Как возник Ваш сайт?

— Идея сайта родилась в 2002 году, когда у меня скопилось определенное количество материалов. Я предложил своему знакомому — поморцу Безгодову, у которого также было немало материалов, создать информационный сайт о жизни старообрядческих согласий в конце ХХ — начале ХХI веков. Честно сказать, мы не сразу осознали, на что мы «подписываемся» — не представляли ни объема материалов, ни количества новостей, поток которых с начала 2004 года увеличился в разы.

— Каким образом Вы отбираете материалы для своего сайта?

— Изначально мы не отбирали материалы, а публиковали то, что у нас было: это и соборные деяния старообрядцев разных согласий, и биографии различных церковных деятелей, и разные публицистические и апологетические произведения.

К сожалению, до сих пор мы так и не смогли четко выработать логику размещения материала. Правда, пытались. Например, после того, когда мы радикально сменили дизайн сайта — это произошло в 2005 году – мы создали два принципиально новых раздела: «Мониторинг сайтов» и раздел «Союза старообрядческих начетчиков». Первый раздел представляет собой своего рода поисковую машину, которая «сканирует» Интернет по ключевым словам: «старообрядец», «старообрядчество» и д.р. и размещает их в соответствующем разделе сайта. Раздел о союзе начетчиков появился с созданием этой самой организации. В нем размещены основные материалы о союзе.

— Однако многие до сих пор не знают, что появился такой «Союз старообрядческих начетчиков».

— Союз был создан в прошлом году как своего рода наследник дореволюционного союза начетчиков. Предполагалось, что это будет некое историко-богословско-полемическое общество, которое будет защищать Старую Веру и нашу Церковь от нападок еретиков всех мастей. Однако, увы, как часто и бывает в нашей Церкви сегодня, оказалось, что это мертворожденное «дитя». Кроме некоторого количества опубликованных в старообрядческой печати материалов полемического характера, за год ничего не было сделано. В тоже время хоронить союз преждевременно. Не так давно в союз вступило несколько активных членов, с чьей деятельностью и связываются надежды на активизацию работы начетчиков. Кроме того, в последнее время изменилась и концепция подбора членов союза. Если ранее говорилось, что равноправными членами союза могут быть старообрядцы разных согласий, то сейчас говорится, что членами ССН могут быть только чада РПСЦ, а беспоповцы, беглопоповцы и единоверцы могут участвовать в его работе с правом совещательного голоса.

— У многих христиан, особенно в среде священства, вызывает опасение участие наших старообрядцев в совместных с беспоповцами проектах: газетах, Интернет-сайтах. Считаете ли Вы подобную озабоченность обоснованной? Как складываются отношения с Вашим соавтором-поморцем?

— Вопрос достаточно сложный. С одной стороны, все мы старообрядцы являемся наследниками первых страдальцев за Старую Веру. В этой связи у нас со старообрядцами других согласий единое историко-культурное прошлое, похожая ментальность. Как отмечают светские исследователи: «старообрядец зачастую чувствует на подсознательном уровне свою близость к другим старообрядцем в большей степени, чем с членом господствующей Церкви». Таким образом, мы находим некую единую площадку для, к примеру, совместной проповеди Старой Веры как истинного культурно-исторического наследия Древней Руси в противовес петровско-никоновской культуре.

С другой стороны, для нас (рассуждая строго) все прочие староверы, принадлежащие к иным согласиям, являются либо раздорниками, как новозыбковцы или часовенные, либо еретиками, как поморцы, федосеевцы и проч.

В этом ключе сотрудничество с безпоповцами и беглопоповцами представляется весьма спорным вопросом, т.к. может привести к смущению умов християн и определенному унижению Церкви. Например, может показаться, что Истинная Церковь приравнивается к еретическим сообществам, сотрудничать с ними. Сказано же у апостола: «Какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6). Так что, отвечая на первую часть вопроса, я могу сказать, что опасения християн определенным образом обоснованны. В то же время, в некоторых вопросах все-таки ограниченное сотрудничество считаю возможным и полезным. Мои же отношения с соавтором-поморцем являются совершенно равными. Но это не значит, что мы не спорим с ним по вероучительным вопросам. Однако споры происходят в основном, на форуме сайта, который на сегодняшний день является одним из самых посещаемых форумов.

— Говорят, что Вы были замечены в так называемом интернет-хулиганстве. Справедливы ли обвинения?

— Увы, такие обвинения считаю обоснованными. К сожалению, в пылу споров, а особенно интернет-баталий, когда не видишь своего оппонента, очень легко перейти грань дозволенного и скатиться на достаточно резкий и грубый язык, и даже дойти до личных оскорблений. Понимаю, что своим несдержанным языком я, как администратор, подталкивал и других участников форума, к перепалкам, в результате чего, форум стал превращаться из полемического собрания в базар с площадной руганью. Потребовалось определенное количество времени, что бы осознать этот факт. Пользуясь случаем прошу у всех простить за этот грех. Теперь мы ввели правила поведения на форуме. Увы, они появились не так давно, но уже они действуют и, мне кажется, что постепенно, мало по малу, на форуме ситуация начинает меняться к лучшему. Понятно, что до окончательного оздоровления форума пока далеко, и многое зависит от администратора форума, то есть от меня. Надеюсь с Божьей помощью вести себя по-христиански и создать нормальный христианский старообрядческий сайт, свободный от многих страстей мира сего.

— Бог в помощь! И в заключении вопрос: каким Вы видите будущее Вашего сайта?

— Я считаю, что на сегодняшний день «больной скорее мертв, чем жив». Поэтому в данный момент правильнее было бы говорить о реанимации сайта. В этом направлении нами разрабатывается некоторые меры и решения, достаточно серьезным образном меняющие саму концепцию сайта. Однако это все находиться в зачаточном состоянии, поэтому будущее нашего сайта пока весьма и весьма туманно. А там, как Бог даст! Все да будет по воле Божией!

— Спаси Христос за беседу!

Вопросы задавала студентка III курса Московского Духовного училища РПСЦ Наталья Потеряева.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Иерей Игорь Палкин: «Через фотографию Господь открывает мне Церковь»

В Евангелии есть ответы на все трудные вопросы

Ладомировское братство: монастырский центр книгоиздательства в словацкой глубинке

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Православие на краю земли

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие. Первый опыт издания наследия отцов Русской Церкви в формате полного собрания творений

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии