28 ноября 2011 года в Ереване состоялось заседание Президиума Межрелигиозного совета СНГ. Встречу открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к участникам заседания, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал:
Наша сегодняшняя встреча имеет большое значение, потому что мы встречаемся в особое время. На пространствах стран СНГ происходят важные события. Мы являемся свидетелями очень непростых процессов, которые идут на Ближнем Востоке, в Северной Африке, и каждый из нас, несомненно, обращает внимание на то, что происходит сегодня с современным человеком, что происходит в жизни наших людей.
Я искренне рад той обстановке дружбы, которой нас заботливо окружили в Ереване. Но, к великой скорби, добрые отношения религиозных лидеров лишь сильнее подчеркивают одиночество и разобщенность многих людей современного мира, особенно тех, кто либо формально, либо фактически лишен веры. С одной стороны, для многих, даже неверующих, людей очевидно: кризис нравственности, кризис личности привел к деградации общественные отношения. Но, с другой стороны, невозможно понять, как это произошло — ведь весь прошлый век и начало нынешнего ознаменовались общемировой борьбой за права человека, революционными изменениями в сфере науки, образования, медицины, в сфере техники, в индустриальной, социальной активности человека.
Религиозные люди знают: все эти блага, которые явились результатом цивилизационного, технического прогресса, могут пойти не только во благо, но и во вред, и это является прописной истиной. Вера, соединенная с совестью, дает человеку способность распознавать добро и зло, понимать, где проходит граница, которую запрещено переступать. Одна из самых больших опасностей в жизни современного человека заключается в том, что теряется понятие границы. Любая граница может быть нарушена, нет никаких сдерживающих факторов, которые бы определяли как норму человеческое поведение, кроме предписаний светского закона. Но мы знаем, что именно в глубине человеческой души созревают, в том числе, и те поступки, которые приводят к нарушению государственных законов.
Потеря веры и испорченность совести приводят к тяжелым последствиям. Человек, имеющий сильную волю, но ставший безумцем или фанатиком, несет огромное зло и себе, и окружающим. И мы знаем множество примеров террора и других преступлений, совершаемых такими «сильными» личностями, а также организованными группами.
Другое зло, вроде бы меньшее, но равно смертельное для души, совершает человек, который расслабляет себя удовольствиями и похотью. Пусть он внешне благонамерен — не имея воли и затуманив разум, такой член общества становится как бы черной дырой, поглощающей земные блага, подчас сомнительные и не дающие ничего взамен. Итак, мы видим, что сильная воля, как и отсутствие воли, при определенных условиях могут быть причиной многих бед.
Сегодня многие говорят, что необходимо провести унификацию культур, не только создав общее экономическое пространство, но и перестроив религиозные взгляды и народные традиции. Отказаться от своей воли, забыть свою веру и предать свои традиции — такой путь предлагают нам сегодня некоторые представители господствующих элит, грозя отлучением от прогресса с его материальными благами и внешним общественным признанием.
Но ни один верующий человек не может согласиться с таким предложением. И ему есть альтернатива: твердая воля, искренняя вера и светлая совесть вместе образуют основу личной и общественной нравственности. Возобновление этой основы способно сотворить чудо в нашем мире, способно изменить человека к лучшему, а вместе с личностью изменить и исцелить многие конфликты и болезни современной цивилизации.
Мы подошли к тому пределу, когда необходимо твердо и со своей решимостью заявить: только нравственная оценка и нравственная самооценка, сопровождающие все значимые поступки политиков, педагогов, журналистов, врачей, ученых сможет исправить ситуацию. Каждый человек должен обратить внимание на свое духовное состояние. Все общество должно задуматься о своем нравственном облике. Оказать существенную помощь в этом процессе могут и должны традиционные религии. Пробудить совесть в человеке; твердо сказать, где добро, а где зло; направить людей к свободе от греха и к следованию неизменным нравственным идеалам, — вот задача для настоящих религиозных лидеров и для тех, кто предан своей вере и кто эту веру несет в мир.
Есть основания полагать, что XXI век не будет легким и безоблачным. Множество опасностей и трудностей стоят перед нашими народами. Все потуги социальной инженерии оказываются тщетными перед лицом вызовов современности. Единственное, что готов предложить мир без Бога современному человеку, — это ампутация души в обмен на обещание мира и безопасности. Но это обещание — обман. В наших силах принять иное решение, которое позволит сохранить индивидуальность каждого человека, культурные особенности каждого народа и в то же время победить конфликты и прийти к согласию. Это превращение XXI века в век нравственного обновления. И вот на этом пути представители традиционных религий, ответственные представители, за спиной которых огромные общины, должны объединить свои усилия. Потому что если не мы, то кто тогда? Это особый вызов, который современный этап развития человеческой цивилизации бросает религиозным лидерам, да и всем верующим людям.
Существует много проблем, о которых стоит поговорить. Некоторые из них возникают в связи с тем, что мир глобализируется. Раньше религии жили в своих собственных ареалах, чаще всего в границах религиозно однородных государств. Были чисто православные, чисто католические, чисто мусульманские, чисто буддийские государства. Сегодня мир пришел в движение, люди перемещаются не только для того, чтобы посетить те или иные страны в качестве туристов или отдохнуть, но для того, чтобы заняться бизнесом, начать работать, учиться, а иногда и обзавестись семьей. Все это приводит в более тесное соприкосновение представителей наших религиозных общин. Легко было поддерживать мир, в том числе и межрелигиозный, когда религии жили в своем собственном ареале, но гораздо сложнее поддерживать межрелигиозный мир, когда происходит эта диффузия, взаимное проникновение, жизнь бок о бок.
И здесь, конечно, возникает большая проблема, которую необходимо решать, в том числе, и при участии традиционных религий. Эта проблема связана с миграцией людей. Религиозные общины должны проявить особую инициативу, в том числе, и по воспитанию мигрантов, чтобы помочь им адаптироваться в культурной среде, чтобы развивалось сознание, направленное на сотрудничество, на взаимодействие, а не на самоизоляцию, потому что всякая изоляция в условиях большинства может рано или поздно заканчиваться конфронтацией. И потому мне кажется важной для всех нас задачей работа с мигрантами, которая помогла бы людям, переехавшим на другое место работы, с одной стороны, сохранить свою веру, свои обычаи, свои традиции, а с другой стороны — адаптироваться к местным условиям жизни.
Сегодня миллионы русских и русскоязычных людей живут за рубежами не только России, но и стран СНГ. Русская Православная Церковь сталкивается с этим вызовом и в Западной Европе, и в Соединенных Штатах, и в Латинской Америке, и даже в Азии и в Австралии. Я знаю, что и представители религиозных общин, собранных за этим столом, также сталкиваются с аналогичными проблемами как в дальнем, так и в ближнем зарубежье.
Мы с вами собрались в то время, когда очень неспокойно на Ближнем Востоке. Я не буду давать политическую оценку событиям, которые там происходят, но меня очень беспокоит гуманитарное измерение всего происходящего. Многие из нас из информационных источников знают о том, что происходит в Египте, в Ливии, в Ираке. Самым страшным последствием происходящего является разрушение межрелигиозного мира, грубейшее нарушение прав человека, насилие над религиозными меньшинствами. И то, что происходит в одном месте, не может не отозваться болью в других местах.
Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы мы имели мужество возвысить свой голос в защиту всех тех, кто угнетаем по религиозному признаку, в защиту меньшинств, где бы они ни проживали, потому что риск, которому подвергаются люди в момент политических потрясений, очень высок. В этот момент я, конечно, думаю о христианских общинах в Египте, в других странах Ближнего Востока, особенно в Ираке. Хотя знаю, что в некоторых местах представители других религий также подвергаются опасности. Полагаю, что мы должны быть солидарны со всеми, кто страдает.
Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за устроение этого заседания, а также Вас, дорогой брат, за активное участие в подготовке этого мероприятия, и благодарю всех собравшихся. Считаю, что Межрелигиозный совет СНГ является организацией жизнеспособной, творческой и ответственной. Пусть Господь помогает нам в исполнении нашего долга. Благодарю за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/Служба коммуникации ОВЦС