Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ключарь Храма Христа Спасителя прот. Михаил Рязанцев: «Наша основная миссионерская задача — встречать людей, впервые перешагнувших порог храма»

Ключарь Храма Христа Спасителя прот. Михаил Рязанцев: 'Наша основная миссионерская задача — встречать людей, впервые перешагнувших порог храма'
Версия для печати
12 января 2007 г. 18:58

Рождество Христово — престольный праздник главного кафедрального собора Москвы — Храма Христа Спасителя. Для многих людей этот храм ассоциируется с неким церковным учреждением, посещать которое могут лишь избранные. О реальной жизни Храма Христа Спасителя, его социальной и миссионерской деятельности рассказал ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

— Отец Михаил, Рождество Христово — престольный праздник храма Христа Спасителя, который является кафедральным собором первопрестольного града. По статусу Святейший Патриарх Московский и всея Руси является и настоятелем храма. Вам как ключарю, человеку непосредственно отвечающему за текущую жизнь храма, каким видится отношение Патриарха к Храму Христа Спасителя?

— Недавно мы отмечали скорбную дату — 75 лет со дня разрушения Храма Христа Спасителя. Когда храм разрушали, люди, причастные к этому событию, наверно были уверены в том, что ни о каком его воссоздании не будет идти и речи, а потому постарались память об этом храме вычеркнуть из сознания россиян. Храм ведь был не только архитектурной доминантой города, но и символом единения православного народа в борьбе с иноземными захватчиками. И строился он десятилетия именно на народные деньги. Но по Промыслу Божиему на этом месте был воссоздан Храм Христа Спасителя даже, может быть, более великолепный, чем тот, который был разрушен в 1931 году.

В воссоздании Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий принимал самое непосредственное и самое активное участие. Он практически еженедельно посещал строительную площадку и наблюдал за ходом строительных работ. Когда храм был воссоздан, он приобрел статус главного кафедрального собора.

Святейший Патриарх очень любит совершать здесь богослужения, тем более что храм может вместить много людей, как молящихся, так и сослужащих Святейшему Патриарху. Это обстоятельство Предстоятель все время с удовлетворением отмечает, поскольку если бы не было сейчас Храма Христа Спасителя, то было бы проблематично совершать богослужения, когда, например, во время проведения Архиерейских Соборов Святейшему Патриарху сослужат практически все архиереи Русской Православной Церкви.

Храм Христа Спасителя в нынешнем своем виде стал символом духовного возрождения России и укрепления нашей Православной Церкви. Обычно, когда совершаются главные церковные праздники, храм посещают первые лица нашего государства, которые считают своим долгом прийти и поздравить Святейшего Патриарха и оказать уважение всей полноте Русской Православной Церкви. На Рождество обычно это делает премьер-министр, на Пасху — Президент России.

В Храме Христа Спасителя происходят хиротонии новопоставленных епископов. Особенно часто здесь Святейший Патриарх служит в Великий пост. И вот, наблюдая за Святейшим Патриархом, не знаю, может быть, я ошибаюсь, бывает так, что Святейший приезжает сюда перед богослужением уставшим от различных дел. Но после того, как он здесь послужит, он уезжает уже с другим настроением, получив духовную поддержку, духовную подпитку в Храме Христа Спасителя. Конечно, не оттого, что мы здесь какие-то необыкновенные, но оттого, что молитвы людей, приходящих в Храм Христа Спасителя, его, несомненно, укрепляют в его служении. Святейший Патриарх, когда видит заполненный людьми храм, часто вспоминает, что одним из доводов против его строительства было то, что, дескать, московские храмы, небольшие по размеру, и то не полностью наполняются молящимися, а уж если построить такой большой храм, то он будет полупустым. А когда во время открытия Рождественских чтений в конце января приезжают люди со всех регионов России, часто бывает так, что храм не может вместить всех желающих прийти сюда.

  — Несмотря на свое главное призвание, Храм Христа Спасителя все же остается храмом, куда приходят и простые верующие, где совершаются ежедневные богослужения. Но эта сторона жизни храма почти неизвестна  — есть ли в храме постоянные прихожане, существует ли община храма?

 — Это очень хороший вопрос, потому что в сознании многих людей, в основном, далеких от Церкви, Храм Христа Спасителя ассоциируется с каким-то учреждением, открытым только по большим праздникам, куда могут приходить только первые лица государства, и куда попасть простому смертному практически невозможно. Но Храм Христа Спасителя, будучи кафедральным собором, несет ту же самую миссию, что и любой приходской православный храм. Здесь совершаются все церковные таинства: таинство исповеди, причащения, таинство брака, таинство крещения. И отпевания мы совершаем, причем не только высокопоставленных людей, но всех, кто обращается в храм с такими просьбами.

При всем при этом число постоянных прихожан пока не слишком велико. Храм ведь находится в центре Москвы, и многие люди добираются на богослужения с окраин. Однако в храме есть крепкий костяк прихожан, которые любят этот храм и связали с ним свое духовное делание. Есть у нас и воскресная школа как для детей, в которой, учится человек тридцать детишек, так и для взрослых — около ста человек. Обычно по воскресным дням, после Божественной Литургии наш клирик отец Андрей Овчинников собирает часть постоянных прихожан и занимается с ними, проводит воскресные беседы. Но в основном, конечно, состав молящихся в храме непостоянный.

Практически каждый человек, приезжающий в Москву или живущий в Москве в дальних районах, слышал о Храме Христа Спасителя, и в какой-то момент у этих людей возникает желание прийти и посмотреть на то, что они видели по ТВ, или о чем они слышали или читали. И здесь, конечно, возникают определенные сложности в связи с необходимостью наблюдения за духовным состоянием людей, но мы стараемся, чтобы человек, впервые посетивший наш храм, ушел не разочарованным, а нашел бы ответы на свои вопросы. У нас ежедневно в храме присутствует священнослужитель, который специально дежурит, чтобы отвечать на вопросы приходящих сюда.
 
Можно сказать, что в этом заключается миссионерское служение нашего храма — поток людей первый раз приходящих в храм у нас очень и очень велик.

  — Помимо богослужебной жизни, какие еще сферы церковного служения присутствуют в Храме Христа Спасителя? Ведется ли социальная деятельность?

  — Конечно, обязательно. Одно дело — на словах рассказывать о Церкви, о ее жизни, о ее особенностях, а другое дело — самому лично принимать участие в судьбе ближнего. Сейчас завязали знакомство с Центральным военно-морским госпиталем. Вот уже несколько раз уже туда ездили священники, причащали больных. В госпитале лежат не только служащие военно-морского флота, но и просто военные, поступившие туда из горячих точек, и все они, конечно, требуют не только медицинского внимания, но и внимания со стороны духовенства, и всегда бывает радостно видеть, как эти люди благодарно встречают священнослужителей.

У нас есть еще попечение о детском доме в Мордовии, где находятся дети, матери которых находятся в местах заключения. Этих детишек привозили к нам в храм на экскурсию. Можно себе представить, насколько дети, живущие в глуши, были поражены, когда посетили Храм Христа Спасителя, и я думаю, что это впечатление у них останется на всю жизнь. Вот, к Рождеству отправляем подарки туда. После праздников готовим еще одну такую поездку сюда в Храм Христа Спасителя.

Кроме того, у нас образовались прочные связи с военнослужащими внутренних войск, которые часто приходят в храм на экскурсию. Но мы стараемся ознакомительным экскурсиям придать просветительский, духовный характер. Многие солдаты, которые поступают на службу во внутренние войска из глубинки и не имели возможность принять Крещение, после таких посещений нашего храма изъявляют желание креститься, и мы совершаем крещение солдат — и уже довольно много было таких случаев за историю существования нашего храма.

В последние годы у нас образовалась традиция служить напутственный молебен для военнослужащих, отправляющихся на боевое дежурство в «горячие точки», — потом говорят, что после такого молебна практически все участники возвращались обратно невредимыми. Недавно мы познакомились с людьми, которые несут свое добровольное послушание в Центральной детской республиканской больнице в отделении трансплантации костного мозга, и там больные дети испытываю нужду от нехватки лекарств. И наши друзья из одной аптеки откликнулись на нашу просьбу, и большое количество лекарств они передали для детишек совершенно безвозмездно. По мере формирования постоянных прихожан мы будем привлекать их для участия в делах милосердия.

 — Одной из проблем современных храмов является невоцерковленность сотрудников — на некоторые должности очень сложно бывает найти человека и церковного и профессионального. Как решается эта проблема, учитывая огромный штат всевозможных работников и разносторонность их деятельности в Храме Христа Спасителя?

  — Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя». Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма.

Но, конечно, этих средств не хватает, и город, поскольку храм является городским имуществом, старается осуществлять его финансовую поддержку. И, с одной стороны, это большая помощь Церкви, поскольку нам не нужно заботиться о каких-то серьезных материальных попечениях, но с другой стороны, приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами.

Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться, а они пришли в храм, что он является кафедральным собором, во главе которого стоит Святейший Патриарх, что люди в своей профессиональной деятельности должны соответствовать этому статусу.

Есть у нас, как я уже сказал, чисто церковная структура, которая непосредственно занимается обеспечением богослужений как патриарших, так и ежедневных. И это люди церковные, которые находятся в ведении ключаря Храма Христа Спасителя, и ключарь несет ответственность за их поведение, за их отношение к людям, приходящим в наш храм. Есть, конечно, большая текучесть кадров, потому что сложно здесь работать, если сравнить с каким-то приходским храмом, где и народу поменьше и объемы деятельности поменьше. Ведь даже для того, чтобы поменять свечи у подсвечников, тут надо за целый день пройти несколько километров. Потом те, кто стоит у иконных киосков или свечных, или книжных — именно они встречаются с людьми, на них также лежит ответственность, как они отнесутся к человеку, впервые пришедшему в храм. И нужно постоянно с этими сотрудниками проводить беседы, чтобы они имели терпение, уважение и любовь христианскую. Необходимо, чтобы впечатление у человека, переступившего порог Храма Христа Спасителя, не было испорчено, чтобы ему еще раз захотелось сюда прийти.

  — Сейчас все более активно развивается православный Интернет, и у Храма Христа Спасителя также есть сайт. Какова с вашей точки зрения, важность присутствия Православия в Интернете?

  — К сожалению, у нас нет какого-то штата или особого человека, который мог бы отвечать за работу этого сайта. Им занимается в свободное время наш протодиакон отец Александр Агейкин. Стараемся, конечно, чтобы события, которые происходят в стенах нашего храма, были отображены на сайте. Но есть пожелание наших прихожан, чтобы была еще информация и о том, что намечается, что ожидается. Я думаю, что мы будем это учитывать и помещать такую информацию на своем сайте.

— На вашем сайте есть особенный раздел — трансляция богослужений и телемосты. Будет ли развиваться это направление?

— Да, это мы обязательно будем делать. Практически все Патриаршие службы у нас проходят с трансляцией и видеоматериалами. Тем более что эти трансляции помогают людям, живущим далеко от Москвы, даже за рубежом, наблюдать церковную жизнь Москвы, церковную жизнь Храма Христа Спасителя. Кстати, надо сказать о том, что по Интернету наш отец Александр познакомился с протодиаконом кафедрального собора Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, который заинтересовался богослужениями в Храме Христа Спасителя, прислал ему свои вопросы. Таким образом, мы даже предвосхитили событие воссоединения с Русской Зарубежной Церковью, когда определенные моменты Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя принимаются уже там, в кафедральном соборе Сан-Франциско и через это осуществляется связь между нами и Зарубежной Церковью.

— Храм Христа Спасителя является образцом для других храмов Москвы, тем более что многие ставленники в священный сан проходят у вас первоначальную практику.

— Когда Святейший Патриарх меня назначил ключарем Храма Христа Спасителя, то в указе значилось, что по своим обязанностям я должен приготавливать храм к его деятельности церковно-богослужебной, должен обеспечивать Патриаршие богослужения. У меня до этого был некоторый опыт сослужения архиереям: в юности иподиаконствовал у Патриарха Пимена одиннадцать лет, потом был назначен в Новодевичий монастырь, где проходил свое пастырское служение в качестве священника. Поэтому опыт совершения и архиерейских богослужений и вообще уставных богослужений у меня уже был. И когда Святейший Патриарх назначил ключарем в Храм Христа Спасителя, и мы только-только начали осуществлять свою богослужебную деятельность, то хотелось все лучшие примеры, которые были у меня пред глазами, воплотить в уставе Храма Христа Спасителя.

Еще мне, как ключарю Храма Христа Спасителя, сам Святейший облегчил эту участь, назначая сюда грамотных священнослужителей, они органично вошли в богослужебную деятельность нашего храма и, конечно, помогают мне в исполнении моего послушания. И часто бывает так, что вновь рукоположенных клириков и в диаконском, и в иерейском сане направляют сюда к нам для прохождения практики. В среде священнослужителей бытует мнение, что здесь все такие важные и неприступные, но встречают они здесь братское дружелюбное отношение.

Отец Михаил, восстанавливаете ли вы какие-то дореволюционные традиции храма в отношении пения или совершения богослужений?

—Это, несомненно, интересно, и я думаю, что это мы будем делать. Но что касается церковного пения, то сейчас у нас грамотный и высоко профессиональный регент Сергей Васильевич Кривобоков, а до него был Николай Сергеевич Георгиевский. Это церковный человек, который был воспитан в храме с детских лет. Патриаршему служению должно соответствовать и пение церковное высокого уровня. Нельзя забывать, что храм первоначально храм был построен во второй половине XIX века, и его лучшие годы существования пришлись на конец XIX — начало XX века, поэтому живопись храма академическая, и пение должно соответствовать этой эпохе.

У нас очень хорошая нотная библиотека, из которой можно почерпнуть прекрасные произведения. Есть возможности, есть силы, и я думаю, что в дальнейшем мы тоже будем работать и трудиться и над совершенствованием и разнообразием репертуара. К сожалению, у нас большие объемы храма, поэтому приходится пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, что, на мой взгляд, снижает восприятие пения, потому что не всегда можно четко разобрать слова, но даже сама гармония церковного пения должна человека как-то расположить к молитвенному настроению.

А что касается богослужебных традиций, то, в частности, начиная с 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, 25 декабря по новому стилю мы совершаем заупокойное богослужение, в котором поминаем императора Александра I. По его велению был издан манифест о строительстве Храма Христа Спасителя. Также поминаем военачальников, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года. Вообще такое богослужение уже седьмой раз совершается, а в этом году впервые, по благословению Святейшего Патриарха, служили молебен, составленный митрополитом Филаретом — благодарственный молебен об изгнании галлов и с ними «двадесяти языков». Впервые после долгого времени мы совершали этот молебен, который совершался 25 декабря, но по старому стилю, в праздник Рождества. Но поскольку у нас рождественские службы проходят особо торжественно, с Патриаршим служением, не совсем было бы удобно совершать именно в Рождественские дни эту память, поэтому мы решили 25 декабря, то же самое число, только по новому стилю, совершать этот молебен, который теперь будет ежегодным.

Беседовал диакон Александр Волков

Патриархия.ru