В праздник Сретения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил хиротонию архимандрита Сергия (Чашина) во епископа Уссурийского. При вручении архиерейского жезла Предстоятель Русской Церкви произнес напутственное слово.
Преосвященный епископ Сергий!
Дивным промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, призван ты на великое святительское служение.
Приветствую тебя, вместе со всем сонмом архиереев Русской Православной Церкви, твоих рукоположителей, с высоким новым званием и молитвенно желаю: да укрепит силы твои, да утвердит немощный дух твой Утешитель Дух Святой в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви.
Пастырским твоим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина, ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства — не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры, молитвенного подвига и руководствоваться указаниями Владыки Вениамина.
В эти мгновения церковного торжества, обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа и на само таинство хиротонии.
Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в этот день собраны были святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:3-4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31:3).
Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения устроению Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдании забыты, забыты ими и все успехи жизни, ради святой цели. «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол, а смерть — приобретение» (Флп. 1:21).
Упоминая о своих подвигах, апостол Павел говорит сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22) личная выгода и преимущества, не честь и слава ждет тебя, а самоотверженное служение благу пасомых, до готовности «положить жизнь за овец» (Ин. 10:11).
Помни о терпимости апостола Павла, его готовности всегда учитывать особенности общественного и личного положения, свойств характеров и даже национальных отличий тех, кто внимал его проповедническому слову.
Зная о многобожии язычников афинян, святой апостол Павел держит к ним речь о неведомом Боге (Деян. 17:23). «Будучи свободен от всех, — говорит апостол, — я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9:19-22).
Это снисхождение к пасомым святой апостол объясняет высокой целью лучшего достижения спасения этих людей, приобретения их для Церкви Христовой: «Сие же делаю для Евангелия» (1 Кор. 9:23).
«Кто не изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29), — заключает апостол. И от нас, продолжателей труда святых апостолов, требуется та же готовность отдать все свои силу делу благовестия Христовой истины, то же забвение себя ради святых задач епископского звания.
Отныне жизнь твоя — в жизни данной тебе Богом паствы, в ее помыслах, скорбях и радостях. Преобладающая из всех твоих забот, исключительная по важности — это устроение жизни паствы по заповедям Христовым, насаждение в ней Христовой правды, руководство ее ко спасению. По этому пути, примером своей жизни, ЕПИСКОП ИДЕТ ВПЕРЕД ЗА ХРИСТОМ. И по следам его — паства. Для этого и вручается тебе посох, как символ управления паствой на этом спасительном пути.
Но не чувствуешь ли ты вместе с нами, как нелегко достижение этой высокой цели? Полученная нашим обществом свобода многими незрелыми умами понята ложно и превратно, как разрешение творить грех свободно и безнаказанно. К тому же множество лжепастырей, лжеучителей, лжеапостолов, лжевождей зовут чад Божиих в свою ограду; на наших глазах раздается призыв искать Христа то там, то в другом месте, то не искать Его вовсе. Увлекаемые лжеучениями, многие остановились на распутье, а иные откликаются на тот голос, который кажется заманчивее. Надо ли доказывать тебе, что нам предлежит ныне особая бдительность о вверенной нам пастве, сугубая ревность об охранении ее от расхищения, об утверждении ее в православном уповании? Это, надеюсь, ты чувствуешь и переживаешь со всеми нами.
Тяжесть архипастырского делания увеличивается еще тем, что Господь указал тебе трудиться на одной из окраин нашего Отечества. Дальний Восток — край, богатый многими Божьими дарами, край стыка древних культур и цивилизаций, край многочисленных религиозной верований, различного уклада жизни и быта. Сколько нужно православному епископу иметь в этих условиях апостольской терпимости, чтобы показать небесную правду одним, величие православия другим, неодолимость Церкви Христовой - третьим. Помни: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).
Приходить ли тебе в смущение и уныние от трудностей епископского служения? Да не будет сего. «Мы же не из колеблющихся на погибель, — как говорит святой апостол Павел, — но стоим в вере ко спасению души» (Евр. 10:39). Прими в руки этот жезл правды, жезл силы и, опираясь на него, иди сам бодро по пути спасения и так же уверенно веди по нему паству, которую тебе придется окормлять по благословению правящего архипастыря. А теперь благослови народ Божий, который молился о тебе за твоей хиротонией в этом святом соборном храме Христа Спасителя.
Седмица.ru