Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Верейский Евгений: Присутствие на богослужении руководства МГУ во главе с ректором дает пример остальным вузам

Архиепископ Верейский Евгений: Присутствие на богослужении руководства МГУ во главе с ректором дает пример остальным вузам
Версия для печати
25 января 2012 г. 08:00

В преддверии Татьянина дня архиепископ Верейский Евгений, ректор Московских духовных школ, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, рассказал о том, какие воспоминания связывают его с храмом святой Татианы при МГУ и Московским университетом, об общении студентов и семинаристов и о том, что нового ожидается на Татьянин день в этом году.

— Владыка, с чем Татьянин день ассоциируется у Вас?

— Конечно, прежде всего 25 января, Татьянин день, связан с Московским университетом, потому что именно в этот день императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Университета, поэтому до революции в России этот день отмечался как студенческий праздник. Сейчас этот праздник, конечно же, связан с домовым храмом Московского университета, в котором ежегодно по благословению Святейшего Патриарха мы совершаем Божественную литургию.

В этом году также есть благословение приехать и служить, и надеюсь, что в нынешний Татьянин день будет так же хорошо, как и всегда, и на Литургию приедут и Святейший Патриарх Кирилл, и ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий.

Ожидается и небольшое дополнение: в Татианинском храме состоится презентация книги по истории Московской духовной академии. Это большой коллективный труд, который на протяжении нескольких лет готовили преподаватели Академии, а также специалисты из МГУ, ПСТГУ. Из Московского университета нам помогали два доцента исторического факультета — доктор исторических наук Андрей Юрьевич Андреев и кандидат исторических наук Владимир Иванович Кузнецов. Издание состоит из двух томов: первый (в двух книгах) посвящен исторической перспективе развития духовного образования, в основном, это научные труды; второй, более красочный, иллюстрированный, касается по большей части современности.

У нас была задумка создать некий фундаментальный труд по истории Академии, и могу сказать, что раньше ничего подобного в Академии не создавалось.

— И получилось сделать задуманное?

— Незадачливому студенту не хватает одной ночи, чтобы подготовиться к экзамену. Вот и нам так же. Конечно, хочется что-то еще доделать… У нас осталось множество неиспользованных материалов, которые, думаю, непременно должны быть использованы и опубликованы.

Вообще говоря, мы планировали издать оба тома к Покрову, и вдруг узнали, что в Историческом музее открылась выставка, посвященная истории Славяно-греко-латинской академии. И мы решили, что лучше не торопиться и задержать выпуск первого тома, чтобы включить в него дополнительные материалы. А потом оказалось, что первый том из-за добавленных материалов должен получиться слишком объемным, и тогда решили выпустить его в двух книгах. Две книги — два переплета, удорожание и так далее… Но в итоге у нас получился двухтомник в трех книгах.

— Где можно достать эти книги?

— У нас в Академии.

— Владыка, какие воспоминания остались у Вас от служения в Татианинском храме?

— Известно, что в советское время храм был закрыт, а я увидел его уже после открытия, в середине 90-х годов, вскоре после моего назначения на должность ректора Московской духовной академии. Очертания храма тогда только-только вырисовывались.

В разные годы после открытия храма на Татьянин день мы служили по-разному. На Татьянин день совершается Литургия в Успенском соборе Московского Кремля, и в первые годы приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II служил в Успенском соборе, а в университетский храм заезжал перед Литургией или приезжал после богослужения, например, на молебен. А потом уже Предстоятель Русской Церкви стал возглавлять Литургию в храме святой Татианы. И вот в последние два года в Татьянин день мы служили со Святейшим Патриархом Кириллом.

Осталось в памяти, что с каждым годом в храме происходили какие-то изменения, и можно было наблюдать, как постепенно храм обустраивается, благоукрашается, все больше возвращается к своему первоначальному виду, что, конечно, требует больших финансовых вложений.

— Храм в Университете действительно нужен?

— Присутствуя в Университете, храм ненавязчиво показывает студенчеству некую связь Церкви с образованием. Мне кажется, эта роль Татианинского храма очень важна. Причем ведь и его настоятель, протоиерей Максим Козлов, — выпускник Университета.

Важно, что на богослужении присутствует руководство Московского университета во главе с ректором. Думаю, это дает пример остальным вузам. Все-таки провинция всегда смотрит на Москву, это касается всех сфер жизни, в том числе, и образования: «Что там в Москве?» А в Москве в главном вузе страны, как называют Московский университет, есть свой храм, и в день основания Университета, в самый университетский праздник в нем совершается богослужение, на котором обязательно присутствует ректор. Эти моменты очень значимы, в том числе и для воцерковления людей — и студентов, и преподавателей.

Часто человеку, который воспитывался не в церковной среде, бывает сложно преодолеть некий барьер. И даже если у него появилась какая-то искорка веры, войти в храм, вступить в церковную жизнь бывает очень сложно.

— Почему?

— Сколько людей, столько и особенностей этого барьера. У одних он почти не заметен, и они входят легко, а другим сложно переступить даже через очень простые вещи, например, преодолеть стереотип, согласно которому в храме стоят одни бабушки и молодому человеку неудобно там показаться. На самом деле, это раньше молодой человек в храме был как белая ворона, потому что большинство прихожан действительно были пожилые женщины. Сейчас уже не так, но стереотип остается, и этот стереотип порождает внутренний барьер.

Скромный, стеснительный боится, что в храме как-то не так себя поведет, зайдет, куда не надо, и за это его будут ругать, это тоже многим мешает.

Бывает, человеку трудно переступить через себя или же преодолеть возможную негативную реакцию со стороны близких и коллег.

Один доктор медицинских наук мне говорил: «Я достиг того-то и того-то, и вдруг мне дали почитать церковную книгу, и неожиданно я увидел, что ценности, которые всю жизнь были для меня приоритетными, обесцениваются, оказываются на втором плане, а то, что я считал унизительным — смирение, покаяние и так далее, — является важным моментом в духовном становлении».

Человеку нужна помощь, чтобы начать церковную жизнь, и то, что он придет в храм и увидит, что здесь молятся и студенты, и преподаватели, может быть очень важно для того, чтобы он воспринял Церковь не как какое-то непонятное и чуждое пространство, но как что-то свое или, по крайней мере, что-то, куда не страшно, а может быть, даже и интересно заглянуть. Возможно, чтобы там и остаться.

— А бывает, что какой-то барьер вдруг возникает у человека, который уже поступил в духовную школу? Например, если студент духовной школы, имеющий высшее светское образование, вдруг начинает переосмысливать свою жизнь, возвращаясь к системе ценностей, которая основана на полученных в светском вузе знаниях и на каком-то опыте светской жизни? Бывает, что студент духовной школы, если можно так выразиться, делает такой вот шаг назад?

— Обычно в духовную школу приходят люди если не окончательно состоявшиеся, то, по крайней мере, определившиеся с направлением своей жизни. Испытания, искушения бывают. За мою бытность ректором было два случая, когда студенты и отчислялись только исходя из того, что не считали себя готовыми к ответственному священническому служению, осознавали себя недостойными.

Тому и другому я задал вопрос: «Вы уходите из Церкви или из семинарии?». Они уходили именно из семинарии, и считаю, что поступили очень честно.

В основном, испытание совести происходит до прихода в семинарию.

Но я-то говорил о людях из совершенно светской среды, у которых вдруг загорается маленький огонек веры, который требует некоего питания. Это могут быть вовремя предложенная кем-то книга или какое-то сильное впечатление, или встреча, или просто совет. Но, в любом случае, рано или поздно должна произойти встреча с храмом и начало общественной молитвы. Святые отцы говорят, что у человека должна быть личная, частная молитва и общественная, церковная, когда мы молимся «едиными устами и единым сердцем». Эта встреча с храмом, момент, когда человек переступает порог, не всегда бывает простым. И в этом плане Татианинский храм, в котором собирается молодежь, в том числе студенты Университета, может быть очень хорошим местом для того, чтобы молодому человеку начать церковную жизнь или знакомство с Церковью.

Вечером 25 января бывает Торжественный акт в главном здании Московского университета. По благословению я от имени Святейшего Патриарха приветствую ректора, преподавательскую корпорацию и студентов университета.

— Давно?

— С 1995 года.

— В прошлом году в Татьянин день была озвучена идея о том, что было бы хорошо развивать сотрудничество и общение между студенчеством Московского университета и Московской духовной академии. Как Вы лично относитесь к этой идее?

— Только положительно! Контакты у нас налаживаются, студенты Московских духовных школ приезжали в университетский храм, а студентки Университета — к нам в духовные школы.

Само по себе сотрудничество — важная сторона жизни Церкви, в данном случае сотрудничество представителей студенчества церковного и студенчества светского — очень важная сторона церковной миссии.

Вот мы говорили о барьерах. А что может увидеть молодой человек в храме? Стоят взрослые люди, делают что-то не очень понятное, единомышленников вроде как нет, как происходит общение — непонятно… А тут вдруг появляется возможность пообщаться со студентами их возраста, которые закончили обычную школу, может быть, имеют первое высшее образование, но которые почему-то избрали иной путь, церковный. Светские молодые люди могут задать им вопросы, как-то пообщаться, увидеть, чем интересуются их церковные сверстники, что изучают… Это почва, на которой может возникнуть общение, дружба, а возможно, для кого-то — и церковная жизнь. Ведь неслучайно Святейший Патриарх обратил внимание на необходимость такого сотрудничества и очень положительно отозвался об идее начать такое общение. И лично я — только «за».

— У Вас есть какие-то предложения?

— Я бы не давал конкретных предписаний. Лучше если предложения будут выходить из вашей, молодежной среды. Думаю, в этом случае «коэффициент полезного действия» выше. Личная инициатива, как правило, приносит лучшие результаты. А мы будем всячески содействовать.

— Но ведь иногда хорошо, когда появляется какой-то человек, за которым хочется идти…

— Тоже верно.

— Может быть, многим в Университете было бы интересно пообщаться с архиепископом, ведь мало у кого есть возможность лично встретиться с церковным иерархом…

— Студенты видят Патриарха по телевидению.

— По телевидению — это не то. Ведь совсем другое дело — просто пообщаться, послушать, задать какие-то вопросы, да просто побыть рядом…

— Ну… все возможно (улыбается).

— Можно попросить Вас о пастырском пожелании к Татьянину дню?

— В первую очередь поздравляю всех Татьян с днем ангела!

Хочется пожелать, чтобы храм святой Татианы при МГУ и дальше еще более активно занимал эту свою нишу, был связующим звеном между светским и духовным образованием, объединял молодых людей, причем не столько в учебном процессе, сколько в совместном общении и делании! Редакции интернет-издания «Татьянин день» желаю продолжать публиковать интересные материалы, которые будут актуальны и для церковной, и для светской молодежи!

«Татьянин день»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся торжественный акт по случаю престольного праздника

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университета

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения домового храма Санкт-Петербургского государственного университета [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университета

Самарская духовная семинария прошла государственную аккредитацию по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Ставропольская духовная семинария прошла государственную аккредитацию по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»

Митрополит Волоколамский Антоний выступил перед слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев

В ИНИОН прошла конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы»

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

И.о. председателя Синодального отдела по тюремному служению провел встречу со студентами Православного Свято-Тихоновского богословского института

Состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах и Совета по теологическому образованию Московской (городской) епархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»