23 января 2012 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на ХХ Международных Рождественских чтениях.
Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XX Международных Рождественских образовательных чтений!
Рад приветствовать участников ХХ Международного образовательного форума, посвященного осмыслению соработничества Церкви, общества и государства в сфере забот о просвещении и нравственных ценностях.
В течение двадцатилетнего периода мы неизменно на высоком уровне Международных Рождественских чтений обсуждали вопросы возрождения, становления, раскрытия возможностей православной школы. Благодаря совместным усилиям Церкви и православного научно-педагогического практически с нуля удалось создать основы системы религиозного образования — от детского сада до вузов.
Безусловно, это лишь начало. В обществе наблюдается неуклонный рост интереса к Православию, усиливается потребность в знакомстве с сокровищами нашей духовности, богословской мысли. Перед нами стоит задача осмысления пройденного пути с тем, чтобы, подводя итоги и продолжая труды в данном направлении, дать аргументированный ответ на вопрошания современников о насущных духовных проблемах.
Современный мир динамичен. Столь же динамичной должна быть и система образования. Значительные изменения в этом направлении происходят в Европе, где в рамках Болонского процесса формируется общеевропейская интегральная система образования, основанная на принципах открытости и свободы. Активно в этом процессе участвует и Россия.
Каким же образом Русская Православная Церковь должна в этих новых условиях выстраивать отношения в сфере образования с государством и обществом? Какие коррективы в развитие православной школы в этой связи мы должны внести?
Надо отметить неоднозначное отношение к новым процессам в сфере образования. Ведутся споры, чувствуется растерянность педагогов и специалистов из-за непонимания того, как работать, что создавать самим, а в чем рассчитывать на государство.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не единожды говорил о недопустимости превращения образования в своего рода сферу коммерческих услуг, отмечая, что такая тенденция чужда «нашим традициям и народному менталитету». Вне сомнений, коммерциализация образования не только ухудшит его качество, но и негативно отразится и на внутренней, духовно-нравственной жизни всех участников образовательного процесса.
Ведь образование — это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания. Религиозное образование — не исключение. Являясь органичной неотъемлемой частью национальных образовательных систем стран, в которых наша Церковь совершает свое служение, оно призвано отвечать вызовам времени, с одной стороны, при этом сохраняя непосредственную связь с церковным преданием, таинственной жизнью Церкви.
Именно поэтому Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви уделяет сегодня особое внимание таким базовым вопросам открытости и доступности, системности и непрерывности религиозного образования.
Открытость системы религиозного образования — это способность динамично реагировать на запросы верующих, социума стран канонического присутствия Русской Православной Церкви.
В известном смысле это способность к интеграции с национальными образовательными системами. Здесь особое внимание следует уделить различным формам взаимодействия в поликультурном пространстве — совместным образовательным форумам, конференциям, семинарам, проведению общих школьных олимпиад, конкурсов педагогического мастерства.
Православное образование должно быть доступно каждому — в этом тоже проявляется принцип открытости. Поэтому совершенно оправдано развитие форм дистанционного обучения.
Уже сегодня система религиозного образования нашей Церкви включает все уровни образования: дошкольное, среднее, высшее профессиональное. Нами рассматривается возможность создания в ближайшей перспективе православных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, таких как педагогические колледжи. Это должна быть именно система со своими логически взаимосвязанными стадиями и этапами.
Приобщать к православной культуре нужно уже дошкольников. Для этого важно расширять сеть православных детских садов, садов с этнокультурным компонентом, семейных детсадов с духовно-нравственным направлением, а также создавать кружки, православные группы на базе государственных детских садов.
В течение 2011 года велась конфессиональная аттестация православных дошкольных образовательных учреждений, православных общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Сейчас разрабатываются Стандарты православного дошкольного образования, и в этом году, думаю, соответствующие документы уже будут представлены на широкое обсуждение.
Встречаются случаи, когда православная образовательная деятельность в епархиях ведется без гослицензии и конфессионального представления. Такая деятельность не только противозаконна, но и противоцерковна. Важно помнить: мы ответственны перед Богом за то, каким образом дети получают знания о вере и церковной традиции. Именно поэтому нужно получить установленное церковное разрешение. Самодеятельность здесь недопустима.
Священным Синодом был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». Разработаны примерные программы по обязательным предметам православного компонента общего образования, которые будут представлены на обсуждение, в том числе и в рамках Чтений.
Еще предстоит проделать большую работу по улучшению преподавания в наших воскресных школах, которые должны быть четко вписаны в единую систему религиозного образования Русской Православной Церкви. Сегодня в Церкви около 13 000 воскресных школ для детей и взрослых. Однако преподавание в них пока еще не имеет единого подхода — отсутствует единообразие в формах и содержании. В течение 2011 года Отдел систематизировал опыт, накопленный в этой сфере. На общественное обсуждение был вынесен ряд подготовленных документов, в том числе Положение о деятельности воскресных школ, Устав лицензируемой воскресной школы и Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах. Поступившие замечания и предложения экспертов были учтены при доработке отдельных положений. Полагаем, реализация принципов заложенных в этих документах позволит вывести воскресные школы на новый уровень развития.
Отдельное направление — развитие системы непрерывного православного образования, которая давала бы возможность приобщиться к знаниям о Православии в любом возрасте.
По отношению к образовательным процессам — это преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, это и взаимосвязь дошкольного, среднего православного образования с высшим духовным образованием.
Говоря о взаимодействии православной школы с другими элементами национальных образовательных систем, нельзя обойти вниманием вопросы законодательного обеспечения условий присутствия Православной Церкви в светской школе.
В прошедшем году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла общецерковная рабочая группа с участием, в том числе, представителей Отдела религиозного образования и катехизации интенсивно трудилась над внесением предложений к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сформулированные поправки, вошедшие в версию 3.02. законопроекта, отражают принципиальную позицию Церкви по вопросам регулирования образования, в контексте необходимости создания правовых гарантий реализации религиозного образования и духовно-нравственного развития, возможности для родителей обеспечить образование и воспитание своих детей (в том числе в муниципальных школах) в соответствии с собственными религиозными убеждениями.
В результате проект федерального закона предполагает принципиальную возможность реализации комплексного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в рамках основных образовательных программ, в том числе муниципальными школами. Текст законопроекта предусматривает проведение централизованной религиозной организацией экспертизы примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России, будет привлекаться Церковь и к учебно-методическому обеспечению данных курсов.
Важным здесь видится закрепление права выбора одного из учебных курсов по религиозной культуре как гарантии реализации родителями их приоритетного права на воспитание детей в соответствии с личными религиозными убеждениями.
Кроме того, нормы законопроекта регулируют особенности осуществления образовательной деятельности конфессиональными образовательными организациями, реализующими религиозный компонент общего образования. Впервые закрепляется то обстоятельство, что примерные образовательные программы в части учебных курсов религиозного компонента утверждаются соответствующей централизованной религиозной организацией, которая осуществляет и их учебно-методическое обеспечение.
Включено положение об экспертизе, а также утверждении со стороны централизованных религиозных организаций примерных образовательных программ в части курсов основ духовно-нравственной культуры народов России.
Русская Православная Церковь активно действует в этом направлении. Святейшим Патриархом и Священным Синодом утверждены Стандарт православного компонента общего образования, Положение о выдаче конфессионального представления образовательным организациям. В завершающей стадии разработки — примерные программы по основам православной веры, греческому, латинскому, церковнославянскому языкам, церковному пению и логике.
Законопроект также возбраняет педагогам (под угрозой увольнения) принуждать учеников принимать какие-либо религиозные убеждения или отказываться от них, а также сообщать искаженные или оскорбительные сведения об исторических и религиозных традициях народов. Таким образом, закреплены реальные механизмы реакции Церкви, родителей, православного сообщества на возможные нарушения в данной области.
Кроме того, рабочей группой было предложено исключить указание на гуманизм как главный принцип образования и воспитания — учитывая, что гуманизм является конкретным идеологическим течением с открытой антирелигиозной позицией, — а также исключить из понятия «содержание образования и воспитания» приоритетный принцип развития личности на основе общечеловеческих ценностей. Вместо этого была предложена формулировка «традиционных духовно-нравственных ценностей».
Внесено предложение закрепить равенство прав государственных и негосударственных образовательных организаций, в том числе в сфере бюджетного финансирования, прав педагогов, а также расширить возможности родителей влиять на содержание образовательного процесса. К сожалению, не все, что предлагалось, было воспринято разработчиками законопроекта, но большинство важных для Церкви положений в законопроекте были отражены. На данном этапе мы положительно расцениваем достигнутый результат, в связи с чем, хотелось бы отметить конструктивный характер диалога с Министерством образования и науки.
Между тем работа над текстом еще не завершена, и мы надеемся на положительное развитие данного процесса.
В истекшем году завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2012 году практика преподавания религиозных культур по выбору, в том числе православной, в обязательной части школьной программы будет распространена уже на все регионы России.
Русская Православная Церковь участвовала в эксперименте с ясным пониманием главной цели — создать в школе благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Для ее достижения важно, чтобы новая предметная область была представлена по всем годам обучения в школе. Существующий формат преподавания религиозной культуры лишь в объеме 34 часов очевидно недостаточен. Для того чтобы дети могли систематически изучать родную духовную культуру, необходим хотя бы один час в неделю по всем годам обучения.
Эксперимент подтвердил: изучение религиозных культур и этики по выбору семьи — это оптимальная форма духовно-нравственного воспитания в школе в условиях многоконфессионального российского общества. Такая организация процесса приобщения к религиозным традициям не ведёт к росту межрелигиозной или межэтнической напряженности, напротив - содействует взаимопониманию и взаимному уважению представителей различных культур и народов.
Дальнейшее развитие церковно-государственного взаимодействия в сфере религиозного образования в светской школе — это, в первую очередь, соответствие предмета «Основы православной культуры» его историческим и культурным истокам. Во многом аутентичность ОПК будет зависеть от качества подготовки учителей, их знаний, а главное — любви к своему предмету.
Поэтому, помимо общей подготовки, необходимо постоянное систематическое сотрудничество представителей Церкви и педагогического сообщества, готовность к практическому взаимодействию, непрестанному самообразованию и самосовершенствованию.
На прошлых Рождественских чтениях я цитировал рекомендации Межведомственного координационного совета, направленные в регионы в мае 2010 года, — привлекать представителей религиозных организаций или уполномоченных ими специалистов к повышению квалификации или переподготовки учителей. Важно, чтобы руководители управлений образования тех регионов, где преподавание ОПК начнется уже с осени, помнили, что мы призваны к соработничеству и решаем общую задачу возрождения родной культуры, чтобы представители епархий могли активно участвовать в подготовке учителей по «Основам православной культуры».
Возможно, что уже в самом ближайшем будущем встанет вопрос о полноценной подготовке учителей православной культуры — как отдельной педагогической специальности, потребуются программы профессионального образования, в том числе и для государственных вузов.
Не менее важен вопрос учебно-методического обеспечения предмета. В рамках эксперимента, в процессе совместной работы все религиозные организации подготовили свои учебники по соответствующим модулям. Эти пособия были одобрены Министерством образования и науки РФ. Необходимо, чтобы эта деятельность продолжалась и все вновь создаваемые учебники по религиозным культурам проходили конфессиональную экспертизу, в том числе и по православной культуре — получали церковный гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации. По методическим пособиям это может быть экспертиза на уровне епархии. В отношении учебников без грифа мы будем вынуждены просить Минобрнауки не допускать их использование в школах и не применять их в практике.
Кроме ОПК в рамках курса ОРКСЭ предметом нашей заботы являются все дисциплины духовно-нравственного содержания, которые преподаются в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в новом стандарте общего образования — компонент участников образовательного процесса). В ряде регионов в ходе эксперимента преподавание православной культуры в этом вариативном компоненте по разным причинам сокращалось. А надо, чтобы было наоборот: преподавание ОПК должно опираться на имеющийся в регионах опыт и за счет этого расширяться по ступеням обучения, интегрируя сложившуюся практику в новую предметную область.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что для реализации всего вышесказанного принципиально важны правовые гарантии духовно-нравственного воспитания детей по выбору их семьи, что светский характер образования в государственной школе не означает запрета на преподавание религиозной культуры в соответствии с тем, как видит и осознает ее сообщество верующих граждан. Надеюсь, что четкие юридические гарантии этой практики, как в большинстве современных светских демократических государств, поставят нашу совместную работу на более прочную правовую основу.
Позвольте теперь коснуться следующего важного направления нашей работы — катехизации. В 2011 году Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссиями Межсоборного присутствия и Учебным комитетом был подготовлен ряд документов, регламентирующих катехизическую деятельность в нашей Церкви. На последнем заседании Священного Синода был принят один из этих документов, остальные находятся в завершающей стадии разработки. Таким образом, практически создана необходимая нормативная база для развития катехизического служения.
Кратко обозначу планы работы в этой области. В соответствии с разработанным проектом «Положения о выдаче представления Отдела религиозного образования и катехизации» предполагается проведение аттестации учебных заведений, подготавливающих катехизаторов. Совместно с Российским православным университетом будет разработана типовая программа и пособие по организации катехизической деятельности, а также программа дистанционной подготовки катехизаторов. Последнее особенно важно для дальних регионов, где очное обучение затруднительно.
Совместно с Издательским Советом Русской Православной Церкви готовится выпуск учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию», призванного помочь в организации приходских консультативных служб, а также всем сотрудникам храма, чья работа предполагает постоянное общение с маловоцерковленными людьми.
Катехизические курсы — одна из самых эффективных форм духовного просвещения мирян. Многие верующие хотят получать систематические знания о Православии. Но большинство приходов не могут решить эту важнейшую задачу в полной мере, организуя лишь отдельные просветительские программы, лектории, беседы. А вот на катехизических курсах при благочиниях, духовных учебных заведениях можно давать серьезную двух-трехгодичную богословскую подготовку мирян, привлекая серьезные преподавательские кадры и ресурсы. Именно поэтому сейчас стоит задача создания подобных курсов во всех епархиях, а там, где они уже работают, — приведения их к единым нормам. В 2012 году планируется подготовка Положения, типовой программы, а также рабочих программ для катехизических курсов.
Несколько слов об Экспертном совете Отдела религиозного образования и катехизации, главная цель работы которого — обеспечение качества учебно-методической и катехизаторской литературы. К подаваемым на экспертизу материалам предъявляются серьезные требования, отнюдь не все материалы получают одобрение Совета. Именно по причине ответственности задачи обеспечения качества учебных пособий, используемых в образовательном процессе конфессиональных и светских школ, необходимо, чтобы все они проходили грифование в отделе. Это долгосрочный процесс, который потребует терпения и усердия и от авторов, и от сотрудников Синодальных учреждений, но в итоге сможет обеспечить необходимо высокое качество православного образования. Гриф Отдела — это гарант для использования данных изданий в общецерковной практике, поэтому, понимая ответственность перед Церковью, Экспертный совет и рецензенты Отдела работают объективно и непредвзято. Хотел бы обратить Ваше внимание на тот факт, что издания, вполне подходившие для использования 20 лет назад, сегодня требуют существенной доработки в соответствии с реалиями современной жизни. Наши рецензенты работают с авторами, занимаясь подчас не только экспертизой, но и редактурой, понимая — эти издания ждут в образовательных учреждениях Церкви. В этой связи прошу епархиальные ОРОиК оказать региональным авторам первую методическую, консультативную и юридическую поддержку.
Система религиозного образования Русской Православной Церкви развивается, в том числе, и на уровне организации работы с информацией, развития специализированных медиаресурсов. В 2011 году Отделом был запущен профильный общецерковный интернет-портал «Православное образование», в наполнении которого принимает участие большинство епархий. На портале любой педагог может найти необходимые материалы по ОПК, методические пособия, программы для воскресных школ, юридические материалы.
Совместно с Российским православным университетом начато издание ежеквартального журнала «Православное образование». Журнал содержит лучший опыт современной православной педагогики, ориентирован на помощь епархиям в решении практических задач по организации воскресных школ, детских лагерей, православных групп в детских садах. Уже сегодня журнал «Православное образование» получает более 20 епархий. Призываю к сотрудничеству в этом деле все епархиальные отделы религиозного образования.
В завершение своего доклада хотел бы подчеркнуть: современная система религиозного образования - плод усилий не только Церкви, но всех сторон, вовлеченных в образовательный процесс. От способности взаимодействовать друг с другом, слышать и отвечать друг другу, реагировать на изменения современного мира и, в то же время, бережно хранить свою интеллектуальную, духовную традицию во многом зависит будущее нашего общества, родной культуры, которая через просвещение закладывала прочный нравственный фундамент гармоничных взаимоотношений в обществе.
Желаю всем участникам юбилейных Рождественских чтений конструктивных дискуссий, новых познаний и открытий на своем профессиональном поприще. Благодарю за внимание.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru