24 января 2012 года в Институте философии РАН в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Богословие и гуманитарные науки». В начале заседания конференции было оглашено вступительное слово председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона.
Глубокоуважаемый Абдусалам Абдулкеримович! Уважаемые участники настоящей конференции!
Рад приветствовать всех вас, собравшихся на конференцию «Богословие и гуманитарные науки», которая проводится совместно Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви и Институтом философии Российской Академии наук в рамках Рождественских чтений.
Научно-дискуссионные встречи с участием богословов и философов проходят в Институте философии регулярно на протяжении уже многих лет.
Первая конференция-семинар Богословской комиссии и Института философии в рамках Рождественских чтений состоялась в январе 2001 г. и с тех пор проведение совместных научных мероприятий стало доброй традицией.
Помимо Рождественских семинаров Синодальная библейско-богословская комиссия организовывала вместе с Институтом философии различные мероприятия, в том числе международные конференции по философии религии и тематические круглые столы. Сложилась традиция взаимоуважительного и заинтересованного диалога по самым разным проблемам: соотношения философии и богословия, антропологии, этики, а также по актуальным вопросам присутствия Церкви в жизни современного общества. Сотрудники Института философии являются постоянными участниками общецерковных богословских конференций, которые Синодальная библейско-богословская комиссия регулярно проводит вот уже более десяти лет.
Такое плодотворное взаимодействие стало возможным во многом благодаря инициативам и личному общению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, долгие годы возглавлявшего Синодальную богословскую комиссию, и Вячеслава Семеновича Степина, ранее директора, а ныне научного руководителя Института философии. Сотрудничество продолжалось и развивалось при активном участии нынешнего директора Института Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова.
Нынешняя конференция свидетельствует о продолжении нашей совместной работы. Как председатель Синодальной библейско-богословской комиссии хотел бы выразить надежду на дальнейшее развитие диалога православного богословия и отечественной академической философии ко взаимной пользе обеих сторон.
Думаю, в этой аудитории излишне доказывать, что философия и богословие постоянно взаимодействовали и поныне взаимодействуют друг с другом. Иногда они почти сливаются, образуя единый комплекс, иногда расходятся, чтобы затем вновь сотрудничать в общем интеллектуальном пространстве — пространстве человеческого мышления и духовного поиска.
В современной культурной ситуации философию и богословие сближает то обстоятельство, что, в отличие от других областей культуры, они работают в рамках долгой, многовековой традиции. Им чужды погоня за новизной ради новизны и стремление произвести такой «продукт», который был бы востребован сегодня на рынке идей и представлений. У них другая задача: размышление о предельных основаниях бытия, разыскание истины.
Понятно, что в современном гедонистическом и потребительском обществе философия и богословие, как правило, игнорируются. Однако это совсем не значит, что современный человек утратил потребность в обретении смысла жизни, что он не нуждается в ответах на самые глубокие вопросы об основаниях своего бытия, о том, откуда он пришел и куда идет, о мире и Боге.
Кроме того, современный человек, живущий в условиях плюрализма жизненных ориентаций, мировоззрений и культурных практик, в ситуации, когда нет единого, общего для всех мировоззренческого стандарта, нуждается в критериях, позволяющих оценивать те способы прохождения его жизненного пути, которые ему предлагает окружающая действительность.
Философия в данном случае выступает как особая и чрезвычайно важная форма деятельности — как совокупность процедур и инструментов, позволяющих осмыслять и оценивать иные формы человеческой деятельности — обыденной, научной, мифотворческой, художественной и религиозной. Философия является уникальным «местом», в котором могут встречаться и «собеседовать» наука, искусство, религия, нравственность, политическая теория и практика.
Этот объединяющий, интегративный потенциал философии имеет не только теоретическое значение, но и значение общественное, гражданское. Философия имеет особое призвание: служить общему благу, инициируя и интеллектуально обеспечивая общественный диалог с целью достижения взаимопонимания и согласия граждан по жизненно важным проблемам. Прежде всего, это касается нравственных ценностей, поскольку отсутствие общих ценностей не позволяет обществу сохранять единство и развиваться.
К сожалению, такой интегративный потенциал философии пока в нашем обществе не востребован в должной мере. Но причины этого, наверное, следует искать не только в состоянии самого общества или в отсутствии запроса со стороны его лидеров, но и в состоянии философского сообщества. Нужна активность самих философов, которые в данном случае могли бы объединить свои усилия с богословами. Это было бы особенно важно в силу того, что значимость религии (в разных ее формах) в жизни общества возрастает. Секуляризация является очевидным фактом и по некоторым направлениям продолжается, но одновременно в современных обществах идут и иные, противоположные процессы возврата религии, что дает основание некоторым исследователям говорить о формировании «постсекулярного общества». Все эти изменения требуют серьезного осмысления и анализа со стороны как философов, так и богословов.
Не секрет, что отечественное православное богословие и церковная наука долгое время не могли развиваться по известным историческим причинам. В то же время за минувшие двадцать лет научно-богословский потенциал нашей Церкви был в значительной степени восстановлен. Появились новые поколения богословов и церковных ученых, которые развивают лучшие традиции русской богословской школы в контексте мировой христианской мысли и науки. Конечно, основные силы пока уходят на освоение традиции и на осмысление того, что было сделано в области христианского богословия в минувшем веке. Однако все более актуальным для нашего богословия становится диалог и взаимодействие с современной философией и культурой — там, где такой диалог возможен и продуктивен.
Уверен, что такой диалог был бы значим и для современных философов и историков философии. Об этом с ясностью свидетельствует и программа нынешней конференции.
Вклад христианской мысли в становление европейской философской традиции трудно переоценить. Кроме того, и античная философия сохранилась в европейской традиции в значительной мере благодаря ее интерпретации христианскими богословами. Но и сегодня нельзя сказать, что христианская философия стала просто музейным экспонатом, ибо так или иначе, явно или скрыто, она присутствует во всякой серьезной философской мысли. И я бы предпочел делать акцент не столько на различии философского и богословского подходов, сколько на том, что они находятся в общем мыслительном пространстве и взаимодействуют в силу некоторой логической потребности.
Если же говорить о тех актуальных тематических направлениях, где философия встречается с религией, то я бы указал на следующие.
Во-первых, философия религии — как осмысление, с одной стороны, религиозных доктрин и религиозного опыта, а с другой — методов и результатов научного изучения религии. В данном случае философия может выступить беспристрастным посредником между собственно религией и современной наукой о религии.
Во-вторых, социально-философское осмысление религии. Учитывая высокую степень дифференциации современного общества, было бы важно рассматривать религию не изолированно, но в соотношении и связи с другими областями общественной жизни и соответствующими институциями (культурой, наукой, экономикой, правом и проч.). Такое рассмотрение может обеспечить именно философский подход, не связанный жесткими ограничениями отдельных научных дисциплин. К этому пункту относится и проблематика секулярного и постсекулярного, о чем я говорил выше.
В-третьих, я обратил бы внимание и на роль философии в междисциплинарном диалоге. Во многих гуманитарных науках и направлениях присутствуют религиозные и богословские темы, однако они часто утрачивают там свое специфическое качество и редуцируются к неким «проявлениям человека вообще». В результате собственно религиозное «секуляризируется», поскольку исследователь не владеет или не желает овладеть религиозной логикой. Философия здесь могла бы помочь восстановить теологическое измерение тех сфер культуры и мышления, которые изучает светский ученый-гуманитарий.
Богословие заинтересовано в таком посредничестве философии, потому что оно сегодня призвано не только развиваться «в церковной ограде», но и выходить за ее пределы, в мир современной культуры и современного общества. В данном случае речь идет прежде всего о миссионерском призвании богословия, которое является одной из форм христианской проповеди — а именно проповеди в интеллектуальной сфере, в мире высокой культуры. Одной из задач такой богословской проповеди является преодоление идеологических конфликтов прошлого, разрушение негативных стереотипов, которые до сих пор дают о себе знать в нашем обществе.
Среди таких стереотипов можно указать на представление, что Церковь стремится насильственно навязать свою веру и свои ценности всему обществу, используя в том числе и так называемый «административный ресурс». В этом случае срабатывает и другой стереотип, связанный с недавним опытом советского прошлого, когда «правильное мировоззрение» навязывалось государством.
Мы хотим разрушить эти стереотипы, которые искажают представления людей о христианской вере, о Церкви и православном богословии. И одним из путей преодоления стереотипов, изживания конфликтов и недоразумений является содержательный и максимально широкий диалог Церкви и науки, а также шире — Церкви и культуры, который мы ведем и намереваемся всячески развивать и углублять.
Хочу подчеркнуть: речь идет именно о диалоге, о взаимном узнавании и совместном обсуждении общезначимых вопросов. А если говорить более прагматично: о взаимовыгодном интеллектуальном сотрудничестве — ко благу всего общества.
В настоящее время в рамках деятельности Межсоборного присутствия — расширенного совещательного органа нашей Церкви — идет работа над документом «Соотношение веры и науки», в котором будет обозначена принципиальная позиция Русской Православной Церкви по отношению к современной науке, включая в это понятие как естественные и точные, так и гуманитарные и общественные науки. Для разработки документа создана специальная рабочая группа, которую я возглавляю. Предварительные общие положения этого документа уже обсуждались на разных площадках, в том числе университетских, в России и Украине с участием представителей научного сообщества и философов науки.
Мы хотели бы, чтобы этот документ прояснил многие недоразумения, которые касаются научной и богословской рациональности, то есть путей познания и специфики знания, свойственных христианской вере, с одной стороны, и светской науке Нового времени, с другой. Другими словами, документ предполагает философское измерение. И здесь нам важно участие философов, причем не только тех, кто профессионально занимается философским осмыслением современной науки, но и тех, кто специализируется в различных областях: философии языка, истории идей, гносеологии, социальной философии, философии культуры и философии религии, а также этики, поскольку современная наука порождает немало этических проблем.
Мы предполагаем продолжать обсуждение основных идей этого документа и приглашаем к участию заинтересованных философов.
Одна из задач современного православного богословия — адаптация церковной мысли и церковного свидетельства к реалиям сегодняшнего дня. Такую адаптацию иногда понимают совершенно неверно — как приспособление к «духу времени», которое неизбежно ведет к искажению изначального вероучения. Конечно, попытки такой адаптации предпринимались в прошлом и имеют место даже сегодня. Однако это неправильная, ложная адаптация, и в современной ситуации, когда религия не только не «отмерла», но и являет все признаки жизни и даже роста, такая адаптация вообще не имеет никакого смысла.
Речь идет совсем о другой адаптации богословия к современности, пример которой нам дали Святые Отцы и Учители Церкви первых веков христианской истории. Они формулировали истины евангельской веры на языке своего времени и в творческом взаимодействии с современными им течениями философской и научной мысли. Тем самым они развивали и обогащали язык самого богословия и в то же время делали его более понятным тем, кто еще не принял христианского вероучения и не осмыслил его.
В древности христианская культура победила культуру языческую не силой насилия, но силой убеждения. И сегодня Церковь стремится к убедительности своего провозвестия, а совсем не к интеллектуальному насилию или манипулированию сознанием.
Пространство для содержательно диалога, дискуссии, убеждения дает прежде всего высокая культура. Это пространство науки в широком смысле, а также искусства, литературы и иных форм творческого, непотребительского отношения к миру, но в особенности — философии.
Мы надеемся на продолжение продуктивного диалога православных богословов и отечественных философов, в ходе которого и богословская, и философская мысль будут обогащаться и развиваться.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что такой диалог не ограничивается удовлетворением интеллектуальных интересов участников, но имеет весьма важное общественное и культурное значение. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит будущее нашего общества, ответственность за которое несет и Церковь, и философское сообщество.
Благодарю руководство Института философии РАН за гостеприимство и неизменную готовность к сотрудничеству с Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви и желаю успеха всем участникам нашей конференции.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru