Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Крайне важно, чтобы в государственной школе учили хотя бы доброжелательно и с пониманием относиться к вере русского народа»

Версия для печати
31 мая 2005 г. 15:33

Вопрос о преподавании в государственных школах предметов, посвященных традиционным религиям, во многих странах давно решен. Школьники большинства европейских стран в том или ином объеме, факультативно или обязательно изучают религии, на основании учения и культуры которых веками складывался облик этих стран. В России же полемика о возможности преподавания «Основ православной культуры» или хотя бы общей религиоведческой дисциплины приняла затяжной характер и пока, увы, ни к чему не привела. Вместе с тем, по результатам социологических опросов подавляющее большинство родителей в нашей выступают за то, чтобы их дети могли получать хотя бы элементарное православное образование.

Неделю назад состоялась очередная дискуссия по данному вопросу. Круглый стол, посвященный религиозному образованию в школах, провел 23 мая в стенах Государственной думы Молодежный центр ЛДПР. Свое мнение на круглом столе высказали Владимир Жириновский, другие представители партии ЛДПР, специалисты в области образования, православные священнослужители, представители других религий и студенты московских вузов.

Редакция портала Патриархия.ru публикует материал, подготовленный участницей круглого стола А.В. Вигилянской.

Соотечественники или оккупанты?
Почти трехлетняя история обсуждений и дебатов вокруг введения в государственных школах факультатива «Основы православной культуры» в очередной раз напомнила о себе. В стенах Государственной Думы состоялся круглый стол, организованный депутатами и Молодежным центром партии ЛДПР, на тему: «Религиозное образование в России: необходимо или бессмысленно?».

Все точки зрения и аргументы сторонников и противников религиоведческой и культурологической дисциплины в школе высказывались неоднократно – и в многочисленных печатных изданиях, и в публичных дискуссиях, и официальных заявлениях, и даже в ток-шоу. Как показала практика, многолетние дискуссии на эту тему, увы, выявили их абсолютную бесперспективность и бессмысленность. Правительство и Министерство образования не приблизилось ни на шаг к решению вопроса о том, как оградить наших детей от элементарного невежества, как включить в их кругозор те ценностные ориентиры, на которых держалась многовековая культура российского государства.

Тем не менее, это не помешало священнослужителям Русской Православной Церкви принять участие в очередном обсуждении этого вопроса. Иеромонах Анатолий Берестов, диакон Андрей Кураев и диакон Михаил Першин в который раз говорили об очевидном, в который раз выступали в роли защитников прав российских граждан, обеспокоенных утратой исторических ценностей и норм общественной жизни. Интересно отметить, что через несколько дней после этой дискуссии состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с комиссаром по правам человека Совета Европы А. Хилем-Роблесом, который выступил в поддержку введения факультатива «Основы православной культуры» и обязательного предмета «Истории религий» в российских школах. В стране, где 62% населения считает себя православными, отказ от преподавания в школах «Основ православной культуры» является нарушением прав человека.

Ниже приводим тексты выступлений православных священнослужителей.

Иеромонах Анатолий Берестов (руководитель Душепопечительского православного центра Св. Иоанна Кронштадтского):

Дорогие друзья! Я благодарю вас за организацию этого очень важного круглого стола. Однако мне хотелось бы оговориться в отношении формулировки темы нашего обсуждения. Сама постановка вопроса: «Религиозное образование в школах: необходимо или бессмысленно?» – некорректна. Вы меня простите, но слово «бессмысленно» здесь ставить было бессмысленно!

В статье 5 Закона о свободе совести и религиозных объединениях говорится о том, что «каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Вот эта фраза «совместно с другими» сама по себе уже подразумевает возможность религиозного обучения в школах. В пункте 4 говорится следующее: «…администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Следовательно, школа имеет право включить в обучение детей и религиозные дисциплины. Вопрос, который действительно требует обсуждения, – это сам способ организации преподавания этих дисциплин.

В прошлом году я был в Магадане и совершенно случайно попал на совещание директоров школ всей Магаданской области. Узнав, что на их совещании присутствует отец Анатолий Берестов (простите, но в Магадане мое имя хорошо известно), они обратились ко мне с просьбой ходатайствовать перед Государственной Думой и высокопоставленными лицами за то, чтобы в их школах ввели преподавание Закона Божьего. Они сказали: «Если мы не будем преподавать в школах религиозные предметы, страна погибнет, мы потеряем наших детей!». И мы действительно теряем детей!

Я – руководитель душепопечительского центра, где мы реабилитируем молодежь, ввергнутую в пучину наркомании, алкоголизма и нового вида зависимости – игрового рабства. Наш опыт общения с такой молодежью показывает полнейшее отсутствие у нее какого-либо представления о религиозных ценностях. Через меня прошло около трех с половиной тысяч наркозависимых ребят, из которых было лишь пятеро, выросших в религиозных семьях. Конечно, многие родители этих несчастных обратились к Церкви, но лишь в тот момент, когда в их дом пришла беда. Я воочию наблюдал, как способен меняться человек, когда его душа касается Бога!

Религиозное воспитание кардинально меняет духовный облик человека, исцеляет даже от столь страшной болезни, как наркомания и других видов зависимости. Из трех с половиной тысяч человек, прошедших реабилитацию в нашем центре, 85% исцелились. Вдумайтесь в эту цифру! Бывший министр здравоохранения Юрий Шевченко специально проверял достоверность этого невероятного факта и вскоре сам стал поборником организаций православных центров реабилитации.

Только на основе духовного образования, религиозного воспитания самые безнадежные и больные люди способны воскреснуть для новой и светлой жизни. Поэтому введение религиозных дисциплин в школе – острейшая необходимость, способная предотвратить гибель многих наших детей!

Диакон Андрей Кураев (публицист, профессор Московской Духовной Академии):

Христос воскресе! Давайте сначала обозначим, о чем мы говорим и о чем не говорим. Мы не будем обсуждать преподавание Закона Божьего в школах: это религиозная дисциплина, и методика ее преподавания – это боль и проблема самих религиозных организаций. Но существует интересенейший проект преподавания в светских государственных школах предмета Основы православной культуры. Чем он интересен?

В течение двадцати веков своей истории модели взаимоотношений Церкви и государства не отличалась разнообразием. Сначала на протяжении трех столетий Римская Империя преследовала христиан, потом христиане в союзе с Империей преследовали всех остальных. Потом было время усиления Арабского халифата, затем – Латинской униатской Империи, время государственного атеизма... И вот только 15 лет из двухтысячелетней христианской истории мы учимся жить в условиях, когда государство нейтрально и не навязывает человеку мировоззренческий выбор. В этой новой для Церкви ситуации очень важно научиться говорить о нашей вере в интонации объяснения – не проповеди, не навязывания, не зубрежки, а именно объяснения.

Существует граница между религиозным и философским текстом. Одно дело, когда человек ощущает себя пророком, уполномоченным неким сакральным авторитетом и вещает от имени этого авторитета. И другое дело – философ. Он заранее знает, что с ним не согласятся. Поэтому он копит аргументы. Он осознает, что может быть непонятен, и поэтому старается стать понятным. Мне думается, что сейчас каждый культурный православный человек в этом смысле обязан быть философом. То есть он должен исходить из того, что зона очевидности у тебя и у других людей далеко не совпадает. Это различие надо уметь заметить и объяснить. Доказать – это разговор в интонации «почему ты должен думать, как я». Объяснить – это разговор в интонации «почему это дорого, очевидно и значимо для меня». Итак, для самой Церкви очень важно, чтобы в ней были воспитаны люди, которые бы умели именно объяснять, а не доказывать, объяснять, а не «назидать».

Второе. Почему этот проект важен для всей страны? Обычно противники «Основ православной культуры» срываются на аргумент о том, что наша страна многоконфессиональна и многонациональна, и школа – в том числе. Я бы усилил этот аргумент. Я бы обратил внимание на то, что Россия – не просто многонациональная страна, но и государство, в котором этноконфессиональная карта стремительно меняется. Но в этом обстоятельстве я вижу как раз аргумент в пользу появления азов православной культуры как обязательного предмета во всех школах Российской Федерации.

Поскольку среди нас появляются сотни тысяч (а скоро будут миллионы) наших новых соотечественников, то возникает вопрос: смогут ли они стать именно соотечественниками? Смогут ли они воспринять нашу культуру, усвоить ее язык? Задача общенациональной школы, общенационального телевидения и общенациональной армии – исполнять функции создания общегражданской нации (историки отмечают, что, например, французский язык создавали капралы армии Наполеона: именно в общих казармах, куда призывались новобранцы из разных регионов Франции, с разными диалектами, они осваивали единый язык).

Задача государственной школы – способствовать тому, чтобы наши дети были нашими детьми, а не, скажем, «соросятами» (питомцами фонда Сороса), чтобы они смотрели на мир нашими глазами и их система ценностных ориентаций была бы той же, что и у нас. Чтобы они обладали набором святынь, совпадающих с тем, что свято для нас, и возмущались тем, что возмущает нас и возмущало наших предков. Мы должны координировать культурно-психологические сценарии.

В социальной психологии предполагается, что различия между разными культурами коренятся именно в различиях этих социокультурных сценариев. Есть некоторые базовые социальные экзистенциальные ситуации: «брак», «потеря», «война», «болезнь» и т. д. И вот в каждой культуре, начиная с детства, нас воспитывают, как правильно реагировать, как правильно себя вести: «все мальчики делают это», «все девочки делают это»... Но в разных культурах эти клише отличаются друг от друга. И для того, чтобы не было трений и недоразумений, если мы хотим видеть Россию целостной, базовые сценарии, формирующие личность человека, должны быть едины.

Итак, мы обязаны учитывать, что Россия становится страной, открытой для массовых миграций. Представители других этносов покидают свои коренные места и расселяются по всем просторам Российской Федерации; в ситуации острой нехватки рабочих рук Россия даже приветствует приток людей из-за рубежа... Так вот, в этих условиях стоит задуматься о том, как сделать так, чтобы эта миграция не оказалась бы оккупацией.

Мне вспоминается случай, когда во время прямого эфира в Иркутске мне был задан вопрос: как можно говорить о введении «Основ православной культуры» в школах, где обучается множество приезжих, религиозные чувства которых могут быть оскорблены? В ответ мне пришлось подчеркнуть, что, во-первых, говоря о России, я вовсе не имею в виду гостиницу «Россия», а во-вторых, если приезжие мешают коренному населению изучать свой язык, культуру и веру, то их следует называть уже другим словом – оккупантами.

Таким образом, очень важно задать общеобразовательной программе тот единый культурный код, который бы соответствовал культурным ориентирам многовековых традиций России, включая и область веры. Здесь я вижу две задачи: задачу «минимум» и задачу «максимум». Задача «минимум» – рассказ в школах о нашей культуре, о нашей вере. Это задача – прежде всего стать понятными, объяснить людям (пусть даже и других национальных традиций), почему у нас принято именно так, а не иначе, показать, где у нас болевые зоны, рассказать, чему мы радуемся... К сожалению, во многих эмигрантских семьях господствует психология презрения к той стране, в которую они приехали. Поэтому крайне важно, чтобы в государственной школе учили хотя бы доброжелательно и с пониманием относиться к вере русского народа. Это не навязывание веры, а обучение пониманию веры, как в школах учат пониманию «Войны и мира», пониманию законов математики, пониманию внутреннего мира Лермонтова и Достоевского.

Задача «минимум» – перестать быть инопланетянами в глазах наших соотечественников, число которых стремительно растет.

Что касается задачи «максимум», то, разумеется, было бы прекрасно подарить наши глаза тем, кто далек от нашей культуры.

Конечно, очень удобно, сидя в этом кондиционируемом кабинете обращаться к уважаемым коллегам с предложениями учитывать то или иное обстоятельство, обсудить ту или иную проблему, ввести в кругозор тот или иной фактор… Но дети-то наши не в башнях из слоновой кости живут! Мы, конечно, могли бы договориться, например, с господином Лакшиным (раввин, президент Лиги МАГЕН – А. В.), что ни он, ни я не будем входить ни в одну российскую школу, не будем ничего навязывать, ничего проповедовать. Но дело в том, что общество этот договор не примет! Потому что наши дети живут не в Советском Союзе, не в религиозном вакууме.

Сейчас принято сходить с ума по третьей серии «Звездных войн». Обратите внимание: главный апофатический персонаж этого фильма носит имя the Power – некой Силы, у которой, оказывается, есть «темная сторона», что с христианской, богословской точки зрения вряд ли хорошо эту «Силу» характеризует. Так вот, современный подросток живет в очень религиозно агрессивном мире. В мультяшках, рекламе, в подростковых фильмах обязательно присутствует религиозная компонента, но это оккультная религиозная компонента. Обязательно в каком-нибудь голливудском боевике перед решающей схваткой главный персонаж – очередной терминатор – должен помедитировать перед статуей Будды или призвать своего тибетского гуру. В самый ответственный момент, когда герой уже валяется на полу, лишенный жизненных сил, ему является астральный образ этого гуру, который наделяет его новой силой, чтобы идти вперед, в последний и решительный бой. И если те конфессии, которые упомянуты в Законе о свободе совести 1997 года, полностью устранятся от участия в школьном образовании, то наши дети все равно получат свою дозу «религиозного воспитания» – в виде всей этой оккультной попсы, которая без нашего спроса пронизывает всю подростковую культуру.

И здесь я вижу угрозу для России как для научной державы. Потому что если и дальше будет нарастать этот девятый вал оккультизма, то вскоре России уже не нужны будут никакие космодромы. У нас на метлах будут в космос летать! В советские времена самой уничтожающей репликой университетских профессоров, прерывающих студенческие доклады, были слова «обоснуйте, коллега!». Сегодня этих слов в университетах не слышно. Какое там «обоснуйте»! «Профессор, 2х2=5! Хотите проверить? Как выйдете в астрал – сразу налево!»… Если серьезно, то нарастание оккультизма в этой ползучей бескультурной религиозности – это угроза, размывающая фундамент научных традиций нашей страны. И это то, что в конце концов обречет нас быть просто потребителями «хай тэк» технологий, а не их создателями. Защитить детей от этого ползучего оккультизма можно только с помощью прививания культуры мысли на религиозные темы. А это и есть обращение к опыту традиционных религий России.

И, наконец, еще одна проблема, которая предает обсуждаемому нами вопросу общенациональный характер, – это то, о чем говорил отец Анатолий Берестов. Проблема наркомании, алкоголизма, преступности. Дело в том, что наркомания – это путь получения быстрого кайфа. И для того, чтобы избавиться от наркозависимости, необходима сверхмотивация. Если наркомана просто пугать тем, что он заболеет и умрет, то это не возымеет никакого результата. Молодых людей болезни и смерть не очень-то и пугают. Во-первых, потому что в 15 лет считается, что после 30 жить просто неприлично. Во-вторых, лучшее лекарство от болезней у него всегда с собой (оно называется «золотой укол»)… Так вот, для того, чтобы молодой человек нашел для себя смысл отказа от быстрого кайфа, ему необходима система сверхмотиваций и сверхценностей. А это и есть мир религии. Если смерть наркоману не страшна, то предметом его настоящего страха может стать открытие того, что бывают вещи пострашнее смерти. Оказывается, даже «золотой укол» не спасает от тех ужасов, с которыми он встретился в своих экстатических приключениях. Человек с изможденно-истонченной плотью и искареженной психикой начинает видеть духовный мир, но те его слои, которые ближе к его собственному миру. И тогда наркоман приходит в Церковь и говорит: «Спасите меня, потому что я понял, что со смертью ничего не кончается!».

Итак, перед нами дилемма: или подарить детям возможность видеть смысл свой жизни, или предоставить их масскульту, который создается далеко за пределами нашей страны.

Безусловно, у Православной Церкви пока еще нет необходимого опыта работы с детьми в правильной, объясняющей интонации, и те учебники по основам православной культуры, которые существуют на сегодняшний день, в большинстве своем способны скорее отпугнуть от религии, нежели к ней привлечь. Поэтому я просил бы не отождествлять справедливую критику в адрес неудачных первых пробных блинов с несостоятельностью самой идеи преподавания «Основ православной культуры» в светских школах.

Диакон Михаил Першин (заведующий информационно-издательским сектором Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви):

Я представляю две организации – детскую организацию Православных следопытов и Всероссийское православное молодежное движение.
Хотелось бы обсудить звучавший здесь тезис о том, что в нашем школьном образовании должны быть представлены разные религиозные традиции.

Проблема в том, что религиозное обучение в школах уже ведется: например, существует такой предмет, как «валеология» – учение о ценностях, учение о природе. Во многих пособиях, изданных Министерством образования, присутствуют главы, которые касаются учений об астрале, об оккультных мирах и т. д. Мы можем очерчивать здесь границы предполагаемого обучения и его параметры, однако в головах методистов содержится их собственное представление о том, что такое религия, традиции, культура. В этом смысле религиозное образование может нести даже негативные последствия. И это вызывает недоверие со стороны верующих родителей и детей.

Хотелось бы подвергнуть сомнению и высказывание о том, что преподавателями религиозных предметов должны быть нейтральные специалисты и ни в коем случае не священнослужители, не способные беспристрастно и дистанцированно освещать предмет. Безусловно, преподаватель религиоведческой дисциплины должен быть профессионалом и специалистом, иметь соответствующий сертификат, желательно – двойной: гособразования и той конфессии, которой касается его специальность. Но крайне важно, чтобы этот человек был значителен в той традиции, от лица которой он будет говорить. И конечно, для ребенка живой священник гораздо интереснее, чем просто профессор Духовной Академии, который ходит в сюртуке и не имеет священного сана.

Каждый понимает, что формирование наших детей происходит под воздействием не только школы, но и иных составляющих молодежной субкультуры. Какой главный принцип этой субкультуры? Выделиться из серой и скучной для подростка толпы, самовыразиться особым поведением, одеждой с колючками, сделаться иным по отношению к среде, которая его окружает. Отсюда – и наркомания, и преступность.

Наша задача – предложить подростку некую альтернативу, которая создала бы для него условия самовыражения. Ребенок должен стать самим собой, не просто частью семьи и общества. И здесь у нас есть удивительная возможность. Существует форма работы с детьми, которая была найдена в начале ХХ века в Англии и подхвачена в России. Я говорю о скаутском движении. Чем оно интересно? Вообще, проблема ребенка в культуре была замечена европейцами еще в 18 веке. На смену аграрной цивилизации, когда ребенок был частью семьи, пришла цивилизация индустриальная, ориентиры сместились, изменился сам жизненный уклад, что затронуло и практику воспитания детей, и условия их существования.

Для того, чтобы ребенок ощущал себя востребованным и свободным, стало необходимым создать для него условия не просто самовыражения, но и заинтересованной работы над собой. Таким образом и возникло скаутское движение. На данный момент оно насчитывает 25 миллионов детей во всем мире. Результат этого проекта – поистине фантастический. Именно из этих скаутов формируется впоследствии элита общества. И – главное: основополагающим принципом методики этого движения служит именно религиозная мотивация, и именно она в конце концов начинает работать на государство, создавая здоровое поколение граждан – с развитым и искренним чувством патриотизма, с глубоким пониманием нравственных ориентиров человека, со знанием истории и традиций страны.

И последнее. К сожалению, эта массовая, всепроникающая субкультура направлена еще и против прав человека. Россия в наши дни воспроизводит себя только за счет верующих, только в их сознании присутствует сверхмотивация. В разваливающейся стране, со всеми известными проблемами человек должен обладать неким духовным ядром для того, чтобы продолжать рожать детей, а в аборте видеть бесспорное зло.

Увы, но столь плачевная демографическая ситуация в России зачастую объясняется элементарным невежеством, бескультурием, отсутствием у человека чувства преемственности традиций. В нашей стране происходит 2 миллиона легальных и столько же нелегальных абортов в год! Вдумайтесь в эту цифру и сравните количество нерожденных детей за последние годы с потерями в Великой Отечественной войне. Одно это делает очевидной необходимость введения в школах предмета, расширяющего культурный и нравственный кругозор наших детей.

Александрина Вигилянская