Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Меркурий: Церковь отстаивает позицию равенства прав образовательных организаций

Митрополит Меркурий: Церковь отстаивает позицию равенства прав образовательных организаций
Версия для печати
14 февраля 2012 г. 13:54

Интервью председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия медиапорталу «Православное образование».

— Владыка, со следующего учебного года «Основы православной культуры» становятся обязательным предметом в школьной программе — в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики». На встрече с представителями религиозных конфессий в рамках предвыборной кампании Владимир Владимирович Путин сказал, что преподавать эти дисциплины должны хорошо подготовленные люди — либо теологи, либо священники. Прокомментируйте, пожалуйста, слова премьера.

— Прежде всего хочу отметить, что Владимир Владимирович — единственный из кандидатов, который в своей предвыборной кампании отметил важность духовной и религиозной составляющей в жизни граждан России. Это очень показательно. Что касается темы, Основы православной культуры, безусловно, могут преподавать, в том числе, теологи и священники, если у них есть педагогическое образование, но это не обязательно. ОПК — культурологическая дисциплина, и преподавать ее может любой педагог, прошедший соответствующую подготовку.

Однако подготовка будущих преподавателей ОПК без участия священников, теологов и церковных историков просто немыслима. Ведь никто не сможет донести информацию о религии, чем сам носитель религиозной традиции (читай — священник, богослов). Безусловно, именно эти люди должны принимать непосредственное участие в процессе подготовки педагогов по Основам православной культуры: преподавать на курсах повышения квалификации и предоставлять учителям необходимые консультации в ходе их работы.

Мнение представителей традиционных религиозных конфессий должно иметь решающее значение в вопросе о праве преподавательской деятельности по предмету религиозной культуры в школе. Это общемировая практика. Потому Церковь должна участвовать на всех этапах подготовки и аттестации учителей ОПК. Что же касается непосредственного ведения уроков в школе, то важно, чтобы религиозную культуру преподавали настоящие профессионалы. А профессиональный педагог — это человек, знающий и любящий свой предмет. Учителя православной культуры должны иметь как педагогическое образование, так и соответствующую аттестацию от представителей традиционных религиозных конфессий, по курсу ОПК от Русской Православной Церкви. Необходимости в том, чтобы этот предмет преподавали непременно священники или лица, имеющие высшее теологическое образование, нет. Хотя, повторюсь, если священник имеет педагогическое образование и временные возможности, ничто не должно мешать ему преподавать данный предмет в школе, законодательство этому не препятствует.

C другой стороны, как мне представляется, Владимир Владимирович говорит и о том, что в школах, по желанию родителей, может преподаваться не только культурологический, но и вероучительный предмет, как это принято во многих странах. К преподаванию такого предмета, действительно, должны приглашаться священники и теологи. И здесь, как и в случае с ОПК, Русской Православной Церкви необходимо плотное взаимодействие с государством в сфере подготовки необходимых специалистов.

— Как Вы оцениваете высказывание В.В. Путина насчет уравнивания вузов и школ, созданных при участии религиозных организаций, с государственными, в области бюджетного финансирования?

— Сделанные премьер-министром РФ заявления, на мой взгляд, и важны, и более чем своевременны. Вопрос назрел и требует скорейшего разрешения. Все общеобразовательные школы, в том числе и негосударственные, обязаны реализовывать и реализуют в своей деятельности государственные образовательные стандарты, стало быть, и бюджетное финансирование учебных учреждений должно быть равным. Финансирование общего образования, также как и доступ к городским программам, конкурсам, не может зависеть от организационно-правовой формы учреждения, так как все школы выполняют государственный заказ.

Русская Православная Церковь последовательно отстаивает позицию равенства прав государственных и негосударственных образовательных организаций. Неоднократно эта тема поднималась в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и непосредственно в моих выступлениях. Неоднократно направлялись соответствующие обращения главам регионов, в органы образования, антимонопольную службу. В частности, предлагается закрепить данный принцип в новом федеральном законе «Об образовании», проект которого в данный момент широко обсуждается. Церковь считает принципиально важным закрепить принцип равенства в федеральном законодательстве, поскольку сегодня право решения вопроса о бюджетном финансировании некоммерческих организаций (любого финансирования, не говоря уже о равном) предоставлено исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, местной администрации, т.е. передано на региональный уровень.

Также весьма важным достижением было бы централизованно закрепить равные и четкие критерии, нормативы, принципы финансирования, которые бы позволили действительно исключить дискриминацию в этих вопросах. Формулировки нормы права должны исключить возможные злоупотребления, когда равенство понимается чиновниками таким образом, что лучшие негосударственные школы финансируются по нормативам государственных школ с низшим аккредитационным статусом, или по нормативу государственных школ, но трехлетней давности (к сожалению, это реальные примеры из практики некоторых регионов). На мой взгляд, образовательный бюджет должен быть прозрачным и обеспечивать равные условия обучения всех детей, вне зависимости от образовательного учреждения, которое выбрано ребенком и его религиозной направленности.

— Владыка, какие моральные требования будут предъявлены будущим педагогам ОПК? Должен ли преподаватель ОПК быть человеком крещеным, глубоко верующим, часто посещающим храм?

— Требования к воцерковленности преподавателя ОПК не носят императивного, обязывающего характера. Прежде всего, он должен быть хорошим и знающим свое дело педагогом. А в существование человека, любящего и знающего православную культуру, не будучи при этом крещеным и воцерковленным, верится с трудом. Это сравнимо, разве что, с учителем математики, не верящим в теорему Пифагора. Конечно же, человек, преподающий ОПК должен обладать пиететом, уважением и пониманием по отношению к Церкви.

— В. Путин сказал, что «на всех уровнях — и в муниципалитетах, и на государственном уровне» надо оказывать активную поддержку «стремлению религиозных объединений открывать новые детские сады, оказывать просветительскую помощь и поддержку уже существующим учреждениям». Что это значит на практике?

 — На практике это значит, во-первых, что крайне важно включить задачи духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в государственные нормативно-правовые документы по дошкольному образованию. Также мы надеемся, что поддержка государства и муниципальных властей даст возможность расширить сеть православных детских садов и православных групп в уже имеющихся детских садах, что отвечает запросам родительского сообщества и соответствует возможностям Православной Церкви.

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков