Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Меркурий: Церковь отстаивает позицию равенства прав образовательных организаций

Митрополит Меркурий: Церковь отстаивает позицию равенства прав образовательных организаций
Версия для печати
14 февраля 2012 г. 13:54

Интервью председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия медиапорталу «Православное образование».

— Владыка, со следующего учебного года «Основы православной культуры» становятся обязательным предметом в школьной программе — в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики». На встрече с представителями религиозных конфессий в рамках предвыборной кампании Владимир Владимирович Путин сказал, что преподавать эти дисциплины должны хорошо подготовленные люди — либо теологи, либо священники. Прокомментируйте, пожалуйста, слова премьера.

— Прежде всего хочу отметить, что Владимир Владимирович — единственный из кандидатов, который в своей предвыборной кампании отметил важность духовной и религиозной составляющей в жизни граждан России. Это очень показательно. Что касается темы, Основы православной культуры, безусловно, могут преподавать, в том числе, теологи и священники, если у них есть педагогическое образование, но это не обязательно. ОПК — культурологическая дисциплина, и преподавать ее может любой педагог, прошедший соответствующую подготовку.

Однако подготовка будущих преподавателей ОПК без участия священников, теологов и церковных историков просто немыслима. Ведь никто не сможет донести информацию о религии, чем сам носитель религиозной традиции (читай — священник, богослов). Безусловно, именно эти люди должны принимать непосредственное участие в процессе подготовки педагогов по Основам православной культуры: преподавать на курсах повышения квалификации и предоставлять учителям необходимые консультации в ходе их работы.

Мнение представителей традиционных религиозных конфессий должно иметь решающее значение в вопросе о праве преподавательской деятельности по предмету религиозной культуры в школе. Это общемировая практика. Потому Церковь должна участвовать на всех этапах подготовки и аттестации учителей ОПК. Что же касается непосредственного ведения уроков в школе, то важно, чтобы религиозную культуру преподавали настоящие профессионалы. А профессиональный педагог — это человек, знающий и любящий свой предмет. Учителя православной культуры должны иметь как педагогическое образование, так и соответствующую аттестацию от представителей традиционных религиозных конфессий, по курсу ОПК от Русской Православной Церкви. Необходимости в том, чтобы этот предмет преподавали непременно священники или лица, имеющие высшее теологическое образование, нет. Хотя, повторюсь, если священник имеет педагогическое образование и временные возможности, ничто не должно мешать ему преподавать данный предмет в школе, законодательство этому не препятствует.

C другой стороны, как мне представляется, Владимир Владимирович говорит и о том, что в школах, по желанию родителей, может преподаваться не только культурологический, но и вероучительный предмет, как это принято во многих странах. К преподаванию такого предмета, действительно, должны приглашаться священники и теологи. И здесь, как и в случае с ОПК, Русской Православной Церкви необходимо плотное взаимодействие с государством в сфере подготовки необходимых специалистов.

— Как Вы оцениваете высказывание В.В. Путина насчет уравнивания вузов и школ, созданных при участии религиозных организаций, с государственными, в области бюджетного финансирования?

— Сделанные премьер-министром РФ заявления, на мой взгляд, и важны, и более чем своевременны. Вопрос назрел и требует скорейшего разрешения. Все общеобразовательные школы, в том числе и негосударственные, обязаны реализовывать и реализуют в своей деятельности государственные образовательные стандарты, стало быть, и бюджетное финансирование учебных учреждений должно быть равным. Финансирование общего образования, также как и доступ к городским программам, конкурсам, не может зависеть от организационно-правовой формы учреждения, так как все школы выполняют государственный заказ.

Русская Православная Церковь последовательно отстаивает позицию равенства прав государственных и негосударственных образовательных организаций. Неоднократно эта тема поднималась в выступлениях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и непосредственно в моих выступлениях. Неоднократно направлялись соответствующие обращения главам регионов, в органы образования, антимонопольную службу. В частности, предлагается закрепить данный принцип в новом федеральном законе «Об образовании», проект которого в данный момент широко обсуждается. Церковь считает принципиально важным закрепить принцип равенства в федеральном законодательстве, поскольку сегодня право решения вопроса о бюджетном финансировании некоммерческих организаций (любого финансирования, не говоря уже о равном) предоставлено исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, местной администрации, т.е. передано на региональный уровень.

Также весьма важным достижением было бы централизованно закрепить равные и четкие критерии, нормативы, принципы финансирования, которые бы позволили действительно исключить дискриминацию в этих вопросах. Формулировки нормы права должны исключить возможные злоупотребления, когда равенство понимается чиновниками таким образом, что лучшие негосударственные школы финансируются по нормативам государственных школ с низшим аккредитационным статусом, или по нормативу государственных школ, но трехлетней давности (к сожалению, это реальные примеры из практики некоторых регионов). На мой взгляд, образовательный бюджет должен быть прозрачным и обеспечивать равные условия обучения всех детей, вне зависимости от образовательного учреждения, которое выбрано ребенком и его религиозной направленности.

— Владыка, какие моральные требования будут предъявлены будущим педагогам ОПК? Должен ли преподаватель ОПК быть человеком крещеным, глубоко верующим, часто посещающим храм?

— Требования к воцерковленности преподавателя ОПК не носят императивного, обязывающего характера. Прежде всего, он должен быть хорошим и знающим свое дело педагогом. А в существование человека, любящего и знающего православную культуру, не будучи при этом крещеным и воцерковленным, верится с трудом. Это сравнимо, разве что, с учителем математики, не верящим в теорему Пифагора. Конечно же, человек, преподающий ОПК должен обладать пиететом, уважением и пониманием по отношению к Церкви.

— В. Путин сказал, что «на всех уровнях — и в муниципалитетах, и на государственном уровне» надо оказывать активную поддержку «стремлению религиозных объединений открывать новые детские сады, оказывать просветительскую помощь и поддержку уже существующим учреждениям». Что это значит на практике?

 — На практике это значит, во-первых, что крайне важно включить задачи духовно-нравственного развития и воспитания ребенка в государственные нормативно-правовые документы по дошкольному образованию. Также мы надеемся, что поддержка государства и муниципальных властей даст возможность расширить сеть православных детских садов и православных групп в уже имеющихся детских садах, что отвечает запросам родительского сообщества и соответствует возможностям Православной Церкви.

Материалы по теме

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

Издательский Совет доставил богослужебную, духовную, учебную и детскую литературу в Скадовскую епархию

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября