Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Божественной литургии в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье после Божественной литургии в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше
Версия для печати
26 февраля 2012 г. 14:30

26 февраля 2012 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше в Москве и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, c днем особенным. Это последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает событие, случившееся в самом начале человеческой истории — изгнание первых людей из рая. Что означало то событие, которые мы можем себе представить видимым образом — через повествование Библии, иллюстрации художников, но, конечно, не можем представить реально? Слово Божие донесло до нас великую истину о том, что человек был отвергнут Богом в ответ на сознательное и разумное неприятие человеком Божиего закона жизни. Это и составляет суть того образа, который Библия дает нам в повествовании об изгнании первых людей из рая.

Человек не захотел исполнять Божий закон, Божию заповедь, и Бог предоставляет ему полную возможность жить по своему разумению. Изгнание из рая — это и есть пресечение Божией благодати. Человек приобретает полную автономию от Бога. Никаких особых Божественных сил не изливается отныне на человека, он сам становится господином своей собственной судьбы. Он обретает свободу не от греха, а свободу от Бога. И мы знаем, что потом произошло. Великое значение Библии — в том, что она рисует картины прошлого, связывая их единой причинно-следственной связью, и помогает уразуметь, почему человек согрешивший, отпавший от Бога, прошел через неисчислимые страдания, через разрушение своей собственной личности, через разрушение нравственного порядка во всем человеческом роде.

Через многие сотни, а, может быть, даже тысячи лет, ибо библейская хронология условна, род человеческий достиг в этом автономном, свободном от Бога бытии такого состояния, что его нравственная суть, его общественное поведение стали несовместимы с самой жизнью. Грех привел людей и всю человеческую цивилизацию к коллапсу, к концу света. Уже невозможно было жить дальше, потому что грех всегда несет за собой смерть; и угроза самоуничтожения человеческой цивилизации была столь велика, что Бог вторгается в эту человеческую историю, низводит на род человеческий всемирный потоп, и вода потопа прекращает человеческое беззаконие.

Мы знаем, что и после потопа люди, отключенные от Божественной благодати, от общения с Богом, не могли удержаться от греха. За последующие тысячелетия снова накапливался грех, вновь угрожая самому бытию человеческого рода, но в тот момент, когда люди, может быть, жили так же, как те, кто погиб в водах всемирного потопа, Господь не низвергает на землю кару свою, но дает Сына Своего Единородного, Который становится человеком, Который живет по закону Божиему, в Своей личности воссоздавая то, что было утрачено Адамом, Который ради верности Богу Отцу идет на страдания и смерть, на клевету и поношения, Своею пречистой и безгрешной Кровью искупая грехи человеческого рода.

Так восстанавливается через Спасителя та самая связь, что была разрушена Адамом. Бог вновь изливает Свою благодать на людей — на тех, кто не желает уйти из рая. Это не значит, что живущие в общении с Богом — люди безгрешные, святые, непорочные. Но это означает, что даже на людей грешных и слабых, но желающих жить по закону Божию, исповедующих свой грех, изливается Божественная благодать.

И мы знаем, что в истории человечества были такие периоды, когда стремление жить по Божией правде охватывало огромное количество людей, целые государства. Ни одно государство никогда не было способно осуществить в полной мере Божию правду, но благочестивые цари, сознавая это, стремились, чтобы и общественное бытие, и принимаемые законы способствовали не только материальному устроению жизни, но и духовному возрастанию людей.

Но в какой-то момент истории (некоторые говорят, что это произошло примерно 500 лет назад, а может быть, и ранее) в сознании людей все больше и больше стала развиваться идея автономности от Бога — той самой автономности, которой так радикально достигли первые люди, изгнанные из рая. Идея полной автономности и полной свободы от Бога стала постепенно входить в мировоззрение, в философию, в политическую философию, в законодательство. Это привело к тому, что государства сняли с себя всякую заботу о духовной жизни людей, и мы знаем, к чему привело это общественное развитие — к революциям, к войнам, к помрачению умов.

Вот и сегодня многие наши люди, несмотря на страшные исторические примеры губительности автономного существования вне Бога, стремятся вновь навязать эту автономию, настаивая на том, что согласно этому безбожному миропорядку должен жить весь род человеческий, — будто не было вселенского, всемирного потопа, будто не было пришествия в мир Спасителя. Но мы, наученные словом Божиим, должны помнить, что всякая автономия человека от Бога, всякое поставление человека в центр миробытия, всякая попытка человека самому себе усвоить право определять, что есть добро, а что зло, приводят к бесчисленным и страшным потрясениям для всего человеческого рода. И возникает вопрос: а что же те люди, которые сегодня проповедуют это право, более того, необходимость жить вне Бога? Неужели никогда не открывали Библию, неужели не знают историю? Знают, открывали, но повторяют то, что совершил Адам, подвергаясь дьявольскому искушению и соблазну.

Сегодня мы вступаем в Великий пост и неслучайно вспоминаем в этот день изгнание первых людей из рая. Великий пост должен научить нас тому, что всякая наша автономия от Бога, всякая потеря религиозного чувства, всякая потеря того, что есть молитва и покаяние, означают духовную гибель человека. И Великий пост даруется нам, чтобы, напрягая свою волю и свой разум, мы могли укрепиться в понимании того, что полнота человеческой жизни, мир, радость, благополучие, процветание могут быть только тогда, когда человек согласует свою волю с волей Божией, когда он живет по Божиему закону.

Великий пост является школой доброделания, богомудрствования, школой молитвы, школой покаяния — и это самое главное. Мы сопровождаем этот период ограничением в пище, в развлечениях не потому, что само по себе ограничение имеет ценность, но потому, что оно является необходимым инструментом воздействия на наш разум и на наши чувства. И будем надеяться, что поприще Великого поста в этом году пройдет еще большее количество наших соотечественников и еще большее количество людей на своем опыте почувствует благодатное воздействие всего того, что пост открывает человеку, обретет мудрость, духовную силу и, что самое главное, возможность увидеть благость и милость, которую Бог источает в отношении всего Своего творения.

То, что мы находимся сегодня в храме, прошедшем через такую тяжкую историю, должно многому нас научить. Действительно, после закрытия этот храм был превращен в место уничтожения церковных святынь. Наверное, те люди, которые здесь работали, которые переплавляли чаши, уничтожали церковные ризы и облачения с престолов, были уверены в том, что никогда больше на этом месте не будет совершаться молитва, ибо вся мощь государства и безбожного общества была тогда на их стороне. Но этот пример еще раз свидетельствует: если человек усваивает себе право говорить, что есть правда, добро и зло, то его слово всегда ущербно и не имеет абсолютной силы, и то, что является правдой в один исторический период, не является таковой в другой период или в другом месте. Только Божия правда является вечной и неизменной, и человек, не отделяющий себя от Бога ложной автономией, а соединяющий себя с Богом умом и сердцем, воспринимающий Божию правду, одновременно воспринимает и способность отличать добро от зла и правду от лжи. И пусть наступающий Великий пост поможет нам умом и сердцем укорениться именно в этом понимании Бога, человека и человеческой истории.

<…>

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы