Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Стенограмма пресс-конференции митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 марта 2012 года

Стенограмма пресс-конференции митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия 1 марта 2012 года
Версия для печати
5 марта 2012 г. 15:39

1 марта 2012 года в воскресной школе кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростов-на-Дону состоялась пресс-конференция председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

Митрополит Меркурий: Подобные встречи становятся хорошей доброй традицией. Мне бы очень хотелось, чтобы они носили регулярный характер, чтобы они перестали иметь форму общих рассуждений, но стали возможностью для осмысления и обсуждения тех проблем, которые существуют в обществе. Это не значит, что Церковь должна давать конкретные ответы на конкретные вопросы, возникающие в жизни, но очень важно давать возможность правильного осмысления тех или иных задач, которые стоят перед обществом и человеком. И я думаю, что средства массовой информации должны быть самым верным союзником Церкви, потому что современный человек привык, точнее, может быть, его приучили получать конкретные ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь: что мне делать в этой ситуации? Какую программу мне смотреть? Кого в ближайшее время поддержать на выборах? И множество других вопросов. Но это ведь те вопросы, которые каждый человек для себя должен разрешить сам. Человеку нужно только помочь найти базу, создать почву для размышления, дать варианты, над которыми он мог бы подумать, в конце концов, заставить людей думать. Это действительно так — становится все меньше и меньше людей думающих, все хотят получать готовую продукцию. Церковь и общество становятся для человека сферой обслуживания — сервисом. Это неправильно, потому что мы живем в одном обществе, мы ходим по одной земле, мы дышим одним воздухом, у нас общая история, слишком много общего для того, чтобы другая часть общества или страны, или народа нашего была для нас обслуживающим персоналом, сервисом. Мы должны находиться в таком взаимодействии, когда не только могли бы получать, но больше могли отдавать, и, отдавая, наполнять общественное пространство своими мыслями, своими делами, своим трудом, что очень важно для современного общества. Я хотел бы призвать всех вас к взаимному соработничеству в этом деле.

Газета «Наше время»: Только что прошла Масленица — праздник исторический, но имеющий языческие корни. В прошлом году был запрещен праздник Ивана Купала. Каково Ваше отношение к подобным запретам?

— Я вообще плохо отношусь к запретам, потому что там, где запрещают, человек стремится преодолеть запрет. Масленица как таковая не является праздником языческим. Масленая неделя — это подготовка к Великому посту, когда уже не вкушают христиане мясо, но разрешается вкушение масла, потому и называется — Масленая неделя. Действительно, кое-что перешло от язычества, но сейчас наблюдается очень опасная тенденция — смешать все воедино, когда пытаются язычество привнести в Православие. Поэтому нужно объяснять людям, что такое масленица и как готовится к посту, а что в этом языческого. Например, когда в СМИ заявляют о том, что если чучело не сожжем, то и весна не наступит, — у меня это вызывает болезненную улыбку. То же самое касается празднования Ивана Купала — праздника языческого, который никоим образом к Рождеству Иоанна Предтечи не относится. Все мы знаем, с чем этот праздник был соединен. И я не знаю, стоит ли возрождать это или оставить дань истории. Здесь вопрос глубже — некоторые вещи нужно знать, но не стоит возрождать к жизни как не самые удачные опыты наших предков.

Областное литературно-творческое объединение «Дон»: У нашего объединения есть опыт сотрудничества с газетой «Церковный вестник». Но газета перешла в другую форму существования, теперь это вкладка в газете «Молот». Возможно ли будет продолжить это сотрудничество и в какой форме?

— Благодарю вас за вопрос, он состоит из нескольких частей. Первая, вступительная: для чего нужна газета? Печатный орган нужен для того, чтобы Церковь могла слово своей проповеди доносить до большего количества людей. Печатное слово Церковью всегда приветствовалось. Мы подготовили проект в соработничестве с Синодальным информационным отделом, который возглавляет Владимир Легойда, с редакцией журнала «Фома» — православная вкладка в областной газете «Молот». Часть вкладки посвящена общецерковным темам, а часть готовится Донской митрополией и представляет местное направление. Но эта вкладка не может заменить того Вестника, который был. На последней встрече с правящими архиереями митрополий Святейший Патриарх поставил перед нами задачу — возобновить выпуск «Ведомостей митрополий». Это журнал, на страницах которого будет предоставлена возможность говорить о происходящих событиях, и не только как о свершившихся фактах. Этот журнал должен стать органом, в котором авторы могли бы высказываться по определенной проблематике, обсуждать актуальные вопросы.

И я перехожу к Вашему главному вопросу — печатать свои произведения. Это вполне возможно. Мы сейчас выстраиваем систему издания этого журнала, я с радостью пригласил бы вас к сотрудничеству. Этот журнал должен быть читаемым, он должен быть живым.

Телекомпания «Теле-ИКС»: Насколько в Донской митрополии обсуждается введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Какие есть мнения?

— В течение 2-3 лет в Российской Федерации была проведена апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 21 регионе курс был введен в основную сетку преподавания. Этот предмет состоит из нескольких модулей: Основы православной культуры, Основы иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы мировых религий и Основы светской этики. Решение о введении этого курса было принято Президентом РФ на встрече с лидерами традиционных религий России, которые обратились с просьбой о необходимости дать детям знание о традиционных религиях, потому что они вносили и вносят существенный вклад в дело становления Российской государственности и культуры. Было принято решение о том, что этот курс будет культурологическим — это не курс преподавания религии как таковой, не вероучительный курс.

Я думаю, что преподавание Основ религиозных культур в школе — это только лишь первый шаг. Как можно детей духовно и нравственно воспитывать, если на преподавание этого курса отведено только 34 часа? Какие можно дать знания о религии ребенку за 34 часа? Только базисные понятия. Поэтому предполагается развитие этого курса. Здесь важно определиться с выбором. Естественно, как священнослужителю, мне кажется, что те люди, которые ассоциируют себя с Православием, должны сначала изучать Основы православной культуры, потому что ребенку сложно будет изучать мировые религии, если он своей религии не знает, не знает отправных точек, понятий.

Не менее сложным курсом является «Светская этика». На межведомственном координационном совете при Министерстве образования и науки, членом которого я являюсь, мы долго обсуждали этот вопрос, и все члены совета пришли к выводу, что один из самых неудачных учебников — это учебник по светской этике. Учебник содержит очень сложный понятийный материал, плохо адаптирован к возрастной психологии. И потом, мы должны понимать, что такое светская этика. Ведь этика и этикет — это разные вещи. К сожалению, родители иногда путают этику и этикет. Лучшего всего дал характеристику светской этике Патриарх. Он сказал, что «светская этика — это обезбоженная нравственность». Насколько нравственность может быть лишена религиозной составляющей, мне сложно судить.

Выбор, конечно, остается за родителями, но многое необходимо им объяснять, потому что многие люди говорят, что на уроках заставят детей молиться, поститься. Этого не будет. Будет возможность встречи со священником в присутствии педагога. Занятия будут построены таким образом, что начальные и конечные занятия курса будут общими для всего класса, вне зависимости от того, какой модуль выбрали родители. Сейчас совместно с областным Министерством образования проводятся родительские собрания. Мы встречаемся с руководителями, педагогами школ, пытаемся объяснить, как будет построено преподавание. Для Церкви это тоже новый опыт. В течение очень длительного времени Церковь была оторвана от преподавания, педагогическая наука шагнула вперед, появились новые образовательные стандарты. Нам нужно разрушить стереотипы мышления, разрушить те преграды, которые нас разделяли, научиться общаться друг с другом — людям верующим и людям неверующим, нужно научиться слушать других людей. И если мы, взрослые, будем так себя вести, то этому научатся и дети. Это самая важная задача для нашего общества — многонационального и многорелигиозного.

Журнал «Национальные приоритеты»: Недавно были подписаны соглашения между Донской митрополией и министерством культуры, Донской митрополией и военным комиссариатом Ростовской области. Впервые ли заключаются подобные договоры?

— Подписание соглашений о взаимодействии с министерствами и ведомствами Российской Федерации не являются новшеством. Данные соглашения, может быть, не представляют поэтапного плана реализации мероприятий в рамках сотрудничества. Можно сказать, это протокол намерений, в котором оговариваются те сферы, в которых будет происходить наше взаимодействие. В частности, договор с Министерством культуры Ростовской области предполагает изучение церковных и государственных архивов, совместную деятельность по развитию библиотечного дела, концертной деятельности, певческого движения, по проведению совместных фестивалей и певческих конкурсов.

Также предусмотрено взаимодействие в ходе проведения работ по восстановлению и реконструкции архитектурных сооружений, строительству новых культовых зданий. Любой храм — это духовная точка притяжения, и человек, приходящий в храм, воспитывается не только духовно, но и эстетически. Поэтому важно, каким будет архитектурный облик этого храма, что человек в этом храме увидит.

В Донской митрополии создана искусствоведческая комиссия, в состав которой входит представитель Министерства культуры. Когда обсуждаются архитектурные проекты по реконструкции и возведению того или иного храмового комплекса, представители Министерства культуры плотно работают с Церковью. Я считаю, что это очень важные вещи. После подписания договора с Министерством культуры состоялся замечательный концерт, в котором архиерейский хор исполнил несколько песнопений, симфонический оркестр исполнял произведения под руководством православного священника, соборный диакон исполнил песню вместе с симфоническим оркестром. Это очень важный показатель. Для меня самое важное — разрушение отчуждения, которое насаждалось искусственно, необходимо перейти в русло делового сотрудничества. И, поскольку Церковь является частью общества, потому важны все сферы взаимодействия: с медицинскими, социальными учреждениями, военкоматами и т.д.

«Российская газета»: Будет ли решен вопрос о передаче собственности между Церковью и государством и будут ли открыты храмы для создания музеев?

— Каждая церковь уже является музеем, в который доступ имеют все, причем не по билетам. Когда в храме размещается музей, а храм не действует, я считаю, это неправильно: любая икона, изъятая из храма и помещенная в стены музея, — это искусственное явление. Иконы создавались для храма и в храмах должны находиться, другое дело, что должны быть созданы соответствующие условия для того, что бы иконы в храмах были под надежной охраной.

Нужно найти пути взаимодействия — эти пути взаимодействия есть, их не надо изобретать: это создание церковно-археологических кабинетов, церковных музеев в монастырях. Примеров достаточно: Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева лавра, где директором музея является наместник лавры епископ Феогност, использование в Петербурге Исаакиевского собора, храма Воскресения Христова на Крови. Когда достигнуты соглашения между Церковью и музейным сообществом — все вопросы снимаются — и богослужения проводятся, и экскурсии проходят. Я думаю, что по этому пути нужно идти во всех случаях. Но это не исключает возможности создания церковных музеев, например как церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Киевской духовной академии.

В Ростовской области пока таких примеров нет, но они будут. Сейчас обсуждается создание заповедника на территории Старочеркасского Донского монастыря, когда и музей будет функционировать, и монастырь будет открыт на радость тем, кто будет приезжать и помолиться, и познакомиться с историей. В отношении собственности много других примеров, когда передача исторической собственности в ведение Церкви не мешает функционированию тех заведений, которые там находились, и не вносит никакого дисбаланса. В качестве примера приведу ситуацию в городе Калининграде о передаче в собственность Русской Православной Церкви культовых зданий, в которых находились театр кукол, областная филармония с органным залом. Сейчас здания находятся в собственности Церкви и концертный зал и театр кукол продолжают и работать. Другое дело, конечно, театр кукол не должен находиться в здании Церкви, поэтому строится новое здание для кукольного театра.

Телекомпания «ДонТР»: Идет первая неделя Великого поста и мне бы хотелось, чтобы Вы еще раз напомнили нашим зрителям об истинном значении Великого поста.

— О том, что такое пост, говорят нам песнопения Церкви «Постимся, братия, телеснем, постимся же и духовне», т.е. если мы соблюдаем пост для тела, не вкушая скоромной пищи, то он обязательно должен быть сопряжен с духовным воздержанием. Если человек не вкушает ничего скоромного только для того, чтобы похудеть, то это не является постом — это является диетой. Не надо одно с другим путать. Пост — это время очень глубокого духовного анализа, себя, прежде всего, когда происходит переоценка своей деятельности, своей жизни. Единственным критерием для этой оценки является Господь Иисус Христос. И вот когда человек сопоставляет себя с тем, каким он был и каким он должен быть и понимает, какой он есть, у него, естественно, в душе рождается раскаяние и человек обращается к Богу с молитвой о милости, о снисхождении.

Недавно, во время проповеди в соборе я говорил, что милость и суд — это сопряженные вещи. Бог прежде всего милостив к нам, но не бесконечно. Мы не можем определить глубину, величину милости Божией, но мы знаем, что если человек не воспринимает милость Божию к себе как проявление Божественной любви, то суд Божий начинает действовать в этом человеке. Человек сам себя подвергает осуждению не страшного судьи, а попадает под суд любви, потому что любовь является самым строгим судьей в жизни. И вот если человек духовно воспитывает себя, разбирает, что в его жизни происходит, какие негативные явления он встречает в своей жизни, он пытается от них избавиться, и путь этого избавления Церковью указан — это исповедь и причащение Святых Христовых Тайн. Вот это и должен быть пост, а что человек вкушает — это дело каждого человека. Церковь говорит и устав церковный говорит о том, что человек должен поститься, приводит примеры этого поста, но каждый сам ведь для себя пост определяет: для одного поститься — значит вообще ничего не есть, для другого есть без масла, а для третьего может быть не две порции съедать, а одну. Совесть подскажет человеку, постится он или не постится, поэтому соблюдение поста — это дело нравственной самооценки.

Телестудия «Дон Православный»: В ходе подписания договора между Донской митрополией и министерством культуры области не раз говорилось о реконструкции храмов Донского края. В их числе кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, который давно стал неофициальным символом Донской столицы. Насколько реконструкция коснется не только собора, но и пространства вокруг него, в частности Соборной площади?

— Спасибо за вопрос, это очень болезненный для меня вопрос. Конечно, собор, который вмещает до 5 тысяч человек, и центральная паперть собора, которая открывается на трамвайные пути, не могут меня не беспокоить. Так же, как и эстетическое состояние Соборной площади, которую вообще нельзя ассоциировать с духовным и культурным центром Донского края. Сам собор, конечно, требует к себе большой заботы. Нам ведь досталось такое замечательное достояние! Храм Рождества Пресвятой Богородицы — нынешний кафедральный собор — творение великого архитектора Константина Андреевича Тона. Не каждый город может похвастаться, что в его духовном сердце стоит храм, построенный архитектором Тоном. Сейчас Ростовская-на-Дону епархия совместно с Министерством культуры области проводят большую изыскательскую работу для того чтобы вернуть собору тот облик, который был задуман Константином Андреевичем Тоном. Это серьезные исторические изыскания, которые мы, безусловно, обнародуем. Собор архитектурно никаких изменений не будет претерпевать.

Другое дело, что в свое время не были установлены барельефы в соборе, а места для них есть. Нужно было бы установить. Нужно восстановить порталы собора, двери собора, нужно вернуться к цветовому решению, потому что цветовое решение интерьеров собора не соответствует замыслу Тона, важно вернуться к осмыслению проблемы иконостаса, потому что подлинные иконостасы утрачены, когда храм был закрыт и превращен в зверинец.

Нам есть с чем сравнивать, потому что храм Рождества Пресвятой Богородицы является точной копией Введенского собора лейб-гвардии Семеновского полка в Петербурге. Этот храм, к сожалению, взорван, на его месте стоит театр ТЮЗ. Но чертежи, все планы сохранились в архивах, и у нас есть сведения о том, что Ростовский кафедральный собор строился как копия этого храма, поэтому нам есть с чем работать, от чего отталкиваться. Результаты изыскательских работ будут представлены на суд общественности и, конечно, для благословения Святейшему Патриарху. Также предстоят большие работы по восстановлению системы коммуникаций в соборе. Все пришло в ветхость, в негодность: и система освещения, и система отопления. Кто сейчас молится в соборе, знает, что в нем холодно. Это, конечно, не красит кафедральный собор. Собор нуждается во внешней подсветке, и он достоин этого, но для того чтобы это сделать, нужно открыть собор. Согласно императорскому постановлению, на определенном расстоянии от собора не допускалось высаживать деревья, строить здания. Собор должен быть открыт! Чтобы открыть собор, показать красоту архитектуры Тона, нужно, я думаю, привести в порядок Соборную площадь, создать социокультурную среду, для того чтобы люди, приходившие в храм и помолиться, и храм посмотреть, могли выйти из храма, отдохнуть, посидеть в кафе, провести время с детьми.

Но этот вопрос очень серьезный. Мы обсуждаем его и с областными властями, и с городскими. Есть понимание этого вопроса. Но самое главное, его решение требует колоссальных средств, серьезного архитектурного осмысления и решения, в том числе, транспортных развязок, стоянок и всего остального. Все вопросы взаимосвязаны. Мы побуждаем к осмыслению этого вопроса, и я думаю, что в недалеком будущем уже будем говорить конкретно.

Ростовское агентство новостей: Сейчас очень много говорят про выборы. Наверняка, прихожане задают вам вопрос: за кого голосовать, как голосовать? Что Вы отвечаете на это, владыка? Есть какая-то позиция епархии или вообще Церкви в целом?

— Вопрос, конечно, очень важный — для всей страны. И упирается он в понимание того, что такое власть и каково отношение к власти? Если мы говорим вообще о власти, то должны говорить, прежде всего, о Власти Божией. Когда Христос учил народ, то говорили о том, что Христос учил как власть имущий. В чем же это заключалось? Он овладевал умом и сердцем слушающего. И это приводило человека в действие. Человек отвечал действием на Слово Спасителя. Значит, власть, которая только сотрясает воздух, ущербна в Божественном отношении, в отношении Божественного присутствия.

Формы власти исторически менялись. Мы знаем и теократию, и правление пророков и судей, царей. Формы власти менялись в силу человеческого несовершенства. Говорят, какой коллектив — такой у него и начальник. Всегда Бог дает людям ту власть, которую они заслуживают. Но исторически ни одной властью человек никогда не был доволен, начиная даже с Божественного правления, с теократии. Всегда искал чего-то нового. Чего же ищет человек? Как правило, ищет удовлетворения своих собственных амбиций, страстей, своих собственных потребностей. Обольщается и чаще всего не находит ничего. Поэтому, когда мы говорим о том, что той властью, которая существует сейчас, тоже недовольны, — это естественно. И та власть, которая будет после, ею тоже будут недовольны. Абсолютного удовольствия никто получать не будет, тем более что светская власть всегда ассоциируется с применением законодательного воздействия, силы и т.д.

Поэтому говорить о том, что та или иная власть будет хуже — некорректно. Власть обязательно должна учитывать все то, что происходит в обществе. Потому что во многом, мы знаем, голос народа, особенно русского народа, долготерпеливого народа, не звучит напрасно. Но когда мы делаем выбор в пользу того или иного человека, мы ведь делаем не выбор того или иного человека по отношению к самому себе лично. Мы делаем выбор для своей страны — и в этом заключается самое важное. Это наша ответственность за то, что будет с нашей страной. Я вспоминаю Петра Аркадьевича Столыпина, который в самые тяжелые времена для России говорил: «Дайте России 6-10 лет, и Россия будет таким государством, которое никто не сможет опередить или догнать!». Сегодня наступило такое состояние для России, когда Россия стоит на грани потрясений и есть люди, которые хотят прийти и развалить все, что сделано. Я сегодня сказал бы и этим людям, и тем, которые стремятся во власть, и тем, кто будет делать выбор: дайте России 6-10 лет спокойной жизни! Не разваливайте государство! Государство сильно тогда, когда оно консолидировано. Но когда человек выводит десятки тысяч людей на площадь и говорит, что основная моя цель — расколоть общество, — то я расцениваю этого человека как врага.

Что ждет Россию? Кому можно дать Россию в руки, чтобы Россия как государство была сохранена? Кто обладает этим опытом? Вопрос не стоит о том, удобно или неудобно мне будет жить. Вопрос стоит о государстве. Будет это государство или не будет.

Сейчас идет пост, и мы постоянно читаем, преклоняя колено, молитву Ефрема Сирина «Дух любоначалия не дай мне». Любви к начальству не дай! Это бесовский дух. Власть — это ответственность. Не указывая, за кого голосовать, Церковь оставляет за собой право, как сказано в соборных документах, давать нравственную оценку тому, что происходит, и в том числе в предвыборной кампании. Но когда кандидаты в президенты поливают друг друга грязью перед лицом всей страны, перед лицом всего мира, — мы этого хотим России? Что мы хотим для России? Тем, кто ничего не сделал, мы хотим дать в руки власть? Или, может быть, тем, кто нагрелся во время развала Советского союза? Им дадим власть?

Можно по-разному относиться к коммунизму, к нашей коммунистической партии. Есть и положительные, и отрицательные моменты. Единственное, что я помню из того времени — как партия воспитывала кадры. Начинали с самого малого, потом — комсомол, потом — должность повыше, потом — более высокий пост. И так человека вели, если он был в состоянии расти. А сейчас у нас что? Несколько миллиардов в кармане — и ты уже президент? Где этот опыт? Кто может взять Россию в руки? Кто знает этот сложнейший механизм страны?..

Поэтому, когда наши избиратели пойдут и получат бюллетени, — пусть они перекрестятся и попросят благословения Божия, прежде чем поставить галочку против какой-то фамилии. Пусть оценят свой поступок перед лицом Божиим. Не с точки зрения «нравится мне или не нравится, на какой машине ездить, куда идти, какая пенсия или еще что-то» — все это преходящее. Но перед лицом вечности спросить себя: «Я за сильную Россию или нет? Я за свое государство, или хочу, чтобы его развалили?». А Россия сейчас стоит на пороге, и может произойти так, что люди, которые придут к власти, развалят Россию, ввергнут ее в хаос. Мы должны об этом помнить.

Поэтому я обращаюсь к верующей части нашего населения, а может быть, и ко всем: если вы готовы перед лицом Божиим сказать: «Господи, благослови! Пусть этот человек правит государством», — перекреститься и поставить свой выбор — сделайте это! Но помните об ответственности, которую вы берете на себя. Мы все ответственны за государство, не только тот, кто придет к власти, не только тот, кто станет президентом, — каждый из нас ответственен за то, что будет с Россией! Вот эту ответственность мы все должны помнить и не только 4 марта, а каждый день своей жизни.

Ну а за кого голосовать, я думаю, вы сами знаете. Сердце вам подскажет, опыт вашей жизни. Только я вас прошу, уберите из своего решения, из осмысления перед принятием решения все эмоции. Эмоции — не советчик в жизни. Такие решения нужно принимать с холодным разумом и чистым сердцем. Уберите всю грязь. Оставьте только дело. И по делам, по плодам судите. Есть плоды — судите по плодам, нет — судите по их отсутствию.

Газета «Молот»: Как Вы можете оценить свои первые шаги на Донской земле, которые уже сделаны? Они соответствуют тем идеям, которые закладывались первоначально?

— Я только полгода в епархии, а вы хотите, чтобы я итоги подвел? Итоги подводить еще рано, мы в самом начале пути, я бы сказал, на нулевом этапе осмысления всего того, что нам предстоит сделать. Я подчеркивал неоднократно, что Ростовская земля — хорошая земля, в том плане, что здесь живут люди, отзывчивые на мой голос, соработники, которым я очень благодарен. Не все так безоблачно, как кажется, приходится сталкиваться и с непониманием. Многое нужно сделать.

Поделюсь своим наблюдением. Иногда мне кажется, что есть некоторая заболоченность. Приходишь, говоришь о чем-то, и человек откликается на то, что ты говоришь, даже хорошо откликается, и с радостью, и с сердечностью. А ты отходишь, и потом это все зарастает тиной, опускается. Вот с заболоченностью нам всем надо бороться. Но это существует не только в Церкви, но и в административной жизни, и в общественной. Может, не только в Ростовской области. Есть много проблем, но для того чтобы их решить, пользуясь медицинской терминологией, нужно провести диагностику, поставим диагноз — и тогда начнем лечить. Что-то лечить, что-то заменять, что-то выправлять. Есть с чем работать, слава Богу.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

В Москве прошла пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу»

В Москве пройдет пресс-конференция по итогам конкурса «Просвещение через книгу»

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу строительства кафедрального собора в Мурманске

Протоиерей Михаил Потокин принял участие в пресс-конференции форума «Религия и мир»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохранение разрушающихся храмов

Митрополит Донецкий Владимир встретился с первым заместителем руководителя Администрации Президента России С.В. Кириенко

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске [Статья]

Освящение кафедрального соборного храма Воскресения Христова г. Суздаля

При участии крупнейших музеев России в подмосковном Сергиевом Посаде открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому

В Москве открылись XII научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги