Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Версия для печати
22 марта 2012 г. 18:50

22 марта 2012 года в издательском доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция «Учебный курс по основам религиозных культур и этики в российских школах становится обязательным. Чего ждать школьникам и их родителям в новом учебном году?»

Перед журналистами выступили директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е. Низиенко; заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. Демидов; руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), имам-хатыб Раис Измайлов; генеральный директор издательства «Просвещение» А. Кондаков.

Подводя итоги апробации курса Основы религиозных культур и светской этики, проводившейся в 2009-2011 годах, Е. Низиенко назвала в качестве одного из его итогов тот факт, что родители и дети стали больше общаться между собой, а учителя отметили большую сплоченность внутри классов, налаживание крепких дружеских отношений. Если в начале эксперимента в пользу курса выступили 40% родителей, то к его окончанию пользу, которую он может принести их детям, оценили более 65%. Если говорить о выборе модулей, то 42% родителей выбрали изучение Основ светской этики, 30% — Основ Православия, 18% — мировых религий, 9% — ислама, 1% — буддизма, 0,5% — иудаизма.

Низиенко озвучила и проблемы, с которыми пришлось столкнуться: в некоторых регионах свободу выбора модуля родителями ограничивали путем голосования за предложенные варианты (а не полный их список), уровень подготовки учителей и другие. «Одним из основных достижений можно назвать то, что удалось наладить конструктивный диалог между государством и религиозными объединениями, — отметила директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ. — Сегодня наша основная задача — квалифицированная и глубокая подготовка преподавателей курса».

Говоря об учебниках и пособиях, рекомендованных для ведения курса ОРКСЭ, А. Кондаков обратил внимание на то, что их авторы постарались учесть все конфессиональные особенности: «Нашей задачей стало сделать курс максимально толерантным и понятным обществу». Так, было издано пособие для родителей, в котором максимально доступно рассказывается о задачах нового курса. Для учителей также выпустили книгу, знакомящую с особенностями конфессий и особенностями преподавания Основ религиозных культур детям десяти лет. Сложности возникли с учебником по Основам светской этики, в котором были сформулированы базовые ценности российского общества: понятия «человек», «семья», «социальная солидарность» и т.д. Разногласия авторов учебника и ученых Института философии РАН касались как собственно понятия «светская этика», так и содержания предмета. В итоге пришли к тому, что необходимо пересмотреть философский компонент уже в средней и старшей школе.

Самое главное, что тексты всех учебников и пособий были тщательно вычитаны представителями всех конфессий, чтобы впоследствии ни у кого не возникло претензий по поводу их содержания.

«Подводя итоги апробации, следует отметить еще один — это бесконфликтное вхождение детей в поликонфессиональное поле жизни», — сказал в заключение А. Кондаков.

Г. Демидов обратил внимание присутствующих на то, что для Русской Православной Церкви главным итогом апробации курса можно считать также возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования, которые были утрачены за годы советской власти. Он добавил, что следствием этого не станет постоянное присутствие священнослужителей в школьных классах.

Г. Демидов также отметил важность достижения взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса. «Качество преподавания зависит от уровня подготовки и аттестации педагогов. Если до сих пор подготовка учителей велась представителями Церкви, религиозных сообществ, то теперь их участие также не должно быть номинальным, а время обучения можно и нужно увеличить. Что касается учебников, то они должны получить конфессиональный гриф», — сказал заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации.

Другим серьезным достижением апробации он назвал рекомендации рассмотреть перспективы преподавания курса ОРКСЭ на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы.

Имам-хатыб Раис Измайлов высказал мысль, что любовь преподавателя к предмету является важнейшим аспектом преподавания религиозной культуры в школах. Ведь если педагог равнодушен к своему предмету, то он не сможет достойно передать знания детям. Также он отметил необходимость предотвращения навязывания выбора модулей.

Отвечая на вопросы корреспондентов, выступающие высказали свое мнение о перспективах курса: возможность дистанционного обучения; культурологический характер предмета; важность доверительного общения между педагогами, родителями и детьми; привлечение религиозных конфессий к подготовке и аттестации педагогов, разработке и экспертизе учебных пособий; расширение курса на основную и старшую ступень средней школы. Данные направления развития нашли отражение в новом законопроекте «Об образовании».

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Екатеринбургский Евгений провел вебинар о перспективах развития православных образовательных организаций

Представители Церкви приняли участие в съезде Российского союза ректоров

В Совете Федерации состоялось награждение представителей синодальных учреждений за вклад в организацию и проведение XII Рождественских парламентских встреч

Представители Церкви приняли участие в Форуме религиозных организаций России

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Другие новости

Состоялось очередное заседание коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета

Началась работа над проектом «Русское присутствие в Святой Земле»

Митрополит Калужский и Боровский Климент принял участие в XIХ Международном кинофестивале семейных и детских фильмов «В кругу семьи»

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил торжества престольного праздника в храме Ризоположения Московского Кремля

При участии Издательского Совета в парке искусств «Музеон» в Москве пройдет молодежный фестиваль книжной культуры «Пространство Слова»

Подписано соглашение о сотрудничестве между Синодальным миссионерским отделом и Свято-Тихоновским университетом

Заместитель председателя ОВЦC совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия)

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

Врио председателя Синодального отдела по церковной благотворительности протоиерей Михаил Потокин совершил поездку в зону конфликта

В Ивановской митрополии состоялась итоговая аттестация слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих