«Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган лично откроет отреставрированную церковь Святого Креста на острове Ахтамар, что для многих стало неожиданностью в свете усилий армянского лобби США, направленных на принятие в Конгрессе резолюции по геноциду», — сообщила на днях турецкая газета Hurriyet.
Церковь была восстановлена по проекту Министерства культуры и туризма Турции и, по сведениям газеты, будет открыта 29 марта. Дата открытия была изменена после того как выяснилось, что на апрель назначены слушания в Конгрессе США по биллю о Геноциде армян.
Премьер-министр Турции будет на открытии церкви вместе с делегацией правящей партии «Справедливость и развитие» и членами кабинета министров. Принять участие в церемонии также согласились представители армянской диаспоры, получившие приглашения, и министр культуры и по делам молодежи Республики Армения Асмик Погосян.
«Между тем, дебаты о том, нужен ли крест на колокольне церкви, становятся все ожесточеннее. По словам министра культуры Атиллы Коча, «если крест был, то он должен быть и сейчас», — пишет Hurriyet, напоминая о том, что церковь Сурб Хач (Святого Креста) была построена царем Васпуракана Гагиком I Арцруни в 915-921 гг. нашей эры.
Сроки открытия церкви неоднократно переносились. Сначала ее предполагалось открыть 24 апреля (в этот день отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской империи); потом под давлением армянской диаспоры открытие было перенесено на 15 апреля, потом на 11-е.
Как сообщил корреспонденту PanARMENIAN.Net эксперт по международным отношениям организации ARI Movement Эркут Эмчиоглу, точная дата открытие церкви пока не известна. По его словам, это объясняется многими причинами.
«Как вы знаете, в мае в Турции состоятся президентские выборы, а в апреле начнутся слушания в Конгрессе США по вопросу о признании Геноцида армян. Поэтому, скорее всего, открытие церкви Святого Креста состоится в конце марта», — сказал он.
Между тем действия турецких властей неоднозначно оцениваются в армянской диаспоре. Высказываются подозрения, что восстановление церкви X века на острове Ахтамар, о котором часто сообщают в течение последних двух лет, является не столько мирным жестом в сторону армян, сколько попыткой замять геноцид и замаскировать разрушение армянских культурных памятников на территории Турции.
В связи с этим армянский Институт Комитаса в Лондоне цитирует слова председателя Ассоциации турецких историков Юсуфа Халачоглу из газеты The New Anatolian: «Нам нечего скрывать... Открытие церкви Сурб Хач будет жестом в сторону армян и всего мира. После захвата Анатолии турки не превратили в развалины культурные памятники иностранцев... Ничто не было разрушено и было сохранено в том же виде по сегодняшний день».
Слова Халачоглу «только позорят Турцию» и вызовут замешательство в кругу всех гостей, которые приглашены на церемонию открытия церкви, отмечают представители Института Комитаса. «Если они совершат небольшую экскурсию, то увидят, что Ахтамар — исключение. До начала Первой мировой войны в районе Ахатамара было около 20 армянских церквей в радиусе 20 км от церкви Сурб Хач. Ни одна из них сегодня не сохранилась в своем первозданном виде. Большая часть из них разрушена, и могильщикам дана воля грабить территорию, пока власти закрывают глаза на факты вандализма и святотатства».
Ахтамар является общемировым достоянием, и поэтому турецкое правительство приняло решение о его восстановлении, заявил корреспонденту PanARMENIAN.Net армянский историк Самвел Карапетян.
«Ахтамар уникален, но вместе с тем он будет приносить турецкому правительству огромную прибыль из-за притока туристов. А что будет написано на доске на стене храма — это второстепенный вопрос. Сейчас в Турции восстанавливаются греческие, армянские, ассирийские памятники архитектуры — на каком памятнике они захотят написать, кому он принадлежит, на том и напишут», — сказал Карапетян.
Историк также заметил, что точное число историко-культурных армянских памятников на территории Турции неизвестно.
«По данным (армянского — Ред.) Константинопольского Патриархата за 1912-1913 годы, в Западной Армении насчитывалось 2100 действующих церквей. В это число не входили часовни, закрытые и полуразрушенные церкви. Из 8 тысяч сел Западной Армении до 1915 года 3 000 были полностью армянскими, и значит, в каждой деревне была церковь, а иногда и две. Я думаю, речь может идти о тысячах армянских памятников по всей Турции. Не все из них равноценны, но они были. Ахтамар счастливо избежал участи церквей в Муше и Карсе, которые были превращены в мечети», — подчеркнул Карапетян.
PanARMENIAN.Net/Патриархия.ru