Десять лет назад в Нидерландах была впервые в мире легализована эвтаназия. По просьбе РИА «Новости» об отношении Русской Православной Церкви к практике умерщвления неизлечимо больных пациентов рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, возглавляющий Общество православных врачей России.
«По своей воле люди не должны распоряжаться жизнью человека даже в том случае, если больной сильно страдает. Во-первых, история медицины знает случаи необъяснимых, а в религиозном понимании — чудесных исцелений безнадежных больных. А во-вторых, любое намеренное насильственное прекращение жизни Церковь считает убийством или самоубийством», — заявил владыка.
Епископ Пантелеимон признал, что бывает, когда больной сам просит его умертвить. «Но это может происходить в состоянии отчаяния или депрессии. Выполнять такие просьбы недопустимо», — считает архипастырь.
Время перед смертью, по словам иерарха, — «это возможность и врачам, и священникам, и родственникам больного проявить особую любовь и заботу о страдающем человеке, помочь ему достойно перейти в вечность — в этом и будет проявляться наше подлинное милосердие по отношению к умирающему».
Глава Общества православных врачей отметил, что современная реаниматология «ставит сложный вопрос правильной констатации смерти человека». В медицине этот момент определяется такими критериями, как остановка кровообращения, дыхания и смерть мозга, в христианстве же смерть — это «разлучение души от тела». Поэтому, с точки зрения Церкви, искусственное поддержание жизни допустимо до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого.
«Искусственное поддержание функционирования организма, когда действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и желательная задача медицины», — сказал епископ Пантелеимон.
Он подчеркнул, что «смерть человека в понимании Церкви является духовной вершиной его жизни, рождением в вечность», поэтому Церковь призывает христианина «смиренно принять испытание смертью».
Эксперт Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы, и.о. председателя Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) напомнил, что в античные времена под эвтаназией понимали либо безболезненную смерть, либо смерть благородную, а иногда и мученическую, но во всех перечисленных случаях она «не имела ничего общего с суицидом и тем более с идеей использовать врачей для ускорения смерти пациента».
Впервые в мире официально разрешенное прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания, было применено 1 апреля 2002 года в Нидерландах. Сегодня ежегодное количество «заявок на смерть» в Голландии исчисляется тысячами, эвтаназия разрешена в странах Бенилюкса, Швейцарии, трех штатах США (Орегон, Вашингтон и Монтана). В России, как и в большинстве стран мира, эвтаназия запрещена.
Диакония.ru/Патриархия.ru