Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий: Религиозные организации должны иметь право на экспертизу учебников и аккредитацию учителей по религиозным культурам

Митрополит Ростовский Меркурий: Религиозные организации должны иметь право на экспертизу учебников и аккредитацию учителей по религиозным культурам
Версия для печати
4 апреля 2012 г. 17:47

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в следующем учебном году начнут преподавать во всех школах России. План мероприятий по введению этого курса с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации утвердил премьер-министр В.В. Путин. Апробация курса велась в 21 субъекте РФ.

О том, как должна проводиться экспертиза учебников по религиозным культурам и аттестация преподавателей по «Основам религиозных культур и светской этики», каковы перспективы расширения преподавания этого курса и проблемы, связанные с его внедрением, в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

— Ваше Высокопреосвященство! С сентября 2012 года преподавание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно начаться во всех российских школах. Что делает Синодальный отдел религиозного образования, епархиальные отделы, чтобы все выбравшие для изучения православную культуру могли ее успешно изучать?

— Основные параметры взаимодействия Церкви с органами власти и системой образования в преподавании православной культуры отрабатывались два года в эксперименте, проходившем в 21 регионе. Главной задачей Синодального и епархиальных отделов религиозного образования до нового учебного года является выстраивание этой работы с каждой конкретной школой по всей стране. Предмет нашей заботы — содержание и качество образования, учебно-методического обеспечения, подготовки учителей по «Основам православной культуры».

— Все участники апробации курса отмечают в целом положительные итоги. Но многие считают, что данный курс должен преподаваться по всем годам обучения. Каковы сейчас перспективы расширения преподавания православной культуры в школе?

— Да, в следующем учебном году курс, рассчитанный на 34 часа, будет преподаваться только в четвертом классе. По итогам эксперимента комиссией при Правительстве России сформулированы рекомендации Министерству образования и науки, в частности, с участием религиозных организаций проработать вопрос о расширении преподавания курса в школе. Так что сейчас есть возможность с участием религиозных организаций последовательно работать над расширением преподавания по всем ступеням обучения, запланировать и поэтапно реализовать соответствующие меры.

Для нас принципиально важно участвовать в этой работе, поскольку, как я уже сказал, мы имеем четкое видение того, что надо делать. А опасения в этом отношении остаются, поскольку и сегодня периодически проявляется неконструктивная позиция против свободного, по выбору, преподавания религиозных культур. Уточню, что подобные предложения слить все предметы в какой-то один религиоведческий курс или вообще растворить в других предметах категорически неприемлемы и не будут нами даже обсуждаться.

И в эксперименте позиция Церкви заключалась в том, что одновременное преподавание конфессиональных модулей одним педагогом недопустимо. Каждый конфессиональный модуль или предмет должен преподаваться отдельно, специально подготовленным учителем. Это то, к чему мы должны продвигаться и что находится в полном соответствии с текстом и смыслом поручения Президента России от 2 августа 2009 года о введении в школах новых предметов, которое является для нас отправной точкой всего движения.

— Но противники курса, в том числе среди некоторых религиозных деятелей, продолжают выражать опасения из-за разделения учащихся на учебные группы.

— Об этом, в частности, высказался на Рождественских чтениях замминистра образования и науки Максим Дулинов. Процитирую его: «Мы помним, как высок был уровень тревожности в обществе, слышны были голоса о введении религии в школы, о конфессиональном разделении школьников и вероятных на этой почве конфликтов между ними. Факты сегодня говорят сами за себя. За два года апробации нового учебного курса, в которой приняли участие около полумиллиона школьников, не произошло ни одного конфликта, связанного с его изучением. Новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений. Мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество».

На протяжении двух лет преподавания эти опасения, слава Богу, не оправдались нигде, за что надо сказать огромное спасибо всем, прежде всего учителям и родителям. Они в целом оказались терпимее и мудрее авторов подобных заявлений. Эксперимент подтвердил несостоятельность мнения, что преподавание религий и этики по выбору будет провоцировать конфликты. Думаю, эту тему пора уже окончательно закрыть и не поднимать более.

— По каким учебникам будет преподаваться новый курс?

— На Межведомственном координационном совете при Министерстве образования и науки РФ рассматривался вопрос о том, что учебники по религиозным культурам должны разрабатываться или проходить экспертизу в соответствующих религиозных организациях. Более того, что полезна перекрестная экспертиза, чтобы мы видели учебники по всем предметам, могли дать свои замечания и учесть пожелания коллег. Цель этой экспертизы предельно ясна: предотвращение межконфессиональной критики, нацеливание содержания учебников на то, что нужно семье, детям.

Одна из самых актуальных задач в нашем взаимодействии с министерством — статус конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам. На этапе введения преподавания предмета во всех школах мы столкнулись с проблемой, требующей незамедлительного решения. В федеральные перечни учебников, утверждаемые министерством, оказались включены учебники по религиозным культурам без их рассмотрения на Межведомственном координационном совете, не говоря уже о конфессиональной экспертизе. Кроме того, в этих перечнях есть учебники, которые вообще не предусматривают преподавание «Основ православной культуры» по выбору родителей. В перечне на текущий учебный год один такой учебник, а в перечне на будущий учебный год уже пять!

Появление подобных книг в федеральном перечне не согласуется с тщательной работой над учебниками, которая была в Межведомственном координационном совете, и сейчас вызывает недоумение у работников образования в регионах, дезориентирует их. В связи с этим я направил министру образования письмо, где прошу его срочно вмешаться и постараться исправить ситуацию: исключить из федерального перечня учебники, не отвечающие структуре и программе курса, дать информацию в регионы, что преподавание курса в 2012/13 учебном году должно проходить только по учебникам издательства «Просвещение», одобренным Межведомственным координационным советом (а значит, и религиозными организациями), прошедшими апробацию.

Согласитесь, что подтвердить соответствие содержания учебника по православной культуре учению, историческим и культурным традициям Церкви может только церковная организация, и такое право закреплено за Синодальным отделом религиозного образования и катехизации. Вспомогательные, методические материалы может одобрить и епархия, но учебники для федерального перечня должны иметь одобрение (гриф) Синодального отдела. Самое время закрепить институт конфессиональной экспертизы школьных учебников по религиозным культурам, тем более что нормы о такой экспертизе включены в проект нового закона об образовании.

— Как идет подготовка учителей? Известно, что к ней сейчас привлекаются случайные люди, просто «по разнарядке» от школ. Не получим ли мы множество учителей, которые формально будут иметь право на преподавание, но не смогут работать, вызовут недовольство своим отношением к предмету у родителей, выбравших основы Православия?

— Одномоментное ведение преподавания религиозных культур и этики во всех регионах и школах, естественно, не позволит сразу качественно подготовить учителей в необходимом количестве. Все это понимают. Известно выражение «невольник — не богомольник». Его цитируют и представители других религий, и чиновники. Принуждения в изучении религиозной культуры быть не должно. Но и учитель, если он «невольник» и просто назначен вести ОПК, никакого добра не принесет детям и самому себе. Потребуется время, чтобы сложился состав школьных учителей православной культуры. В некоторых регионах он уже практически есть, в других будет формироваться постепенно.

Нужен механизм аккредитации учителей православной культуры. Общественная церковная аккредитация учителей по религиозным культурам предусмотрена и в проекте нового закона об образовании. Но, на наш взгляд, она должна быть не по желанию, а обязательной, иначе мы не сможем гарантировать качественного удовлетворения образовательного запроса родителей, создадим потенциал конфликтов в школах, если учитель на уроках по ОПК будет излагать материал «от ветра головы своей», не будет понимать традицию, уважать и ценить ее, прививать это уважение детям.

Кстати, именно об этом сказал Владимир Владимирович Путин 8 февраля на встрече с лидерами традиционных российских религий: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники». Священники не обязательно, но это должны быть люди, имеющие соответствующее богословское образование и отношение к предмету. Их нужно готовить совместно с центрами повышения квалификации и переподготовки учителей, вузами.

Регионы получают средства из федерального бюджета на повышение квалификации и переподготовку учителей. Желательно, чтобы в соответствующих документах была предусмотрена возможность за счет этих дотаций проводить не только повышение квалификации на краткосрочных курсах на 72, 144 часа, но и переподготовку на курсах по 400-500 часов. Подобные просьбы мы получаем из регионов. Последнее только и обеспечивает нормальную подготовку, причем по свободному выбору учителем предмета. Такие полноценно подготовленные учителя могут включаться затем в реестры учителей ОПК в епархиях.

Мы должны выйти на решения о систематической подготовке учителей православной культуры как педагогической специальности, вместе с Министерством образования определить содержание таких программ профессионального педагогического образования и способы их реализации при участии церковных организаций.

— Последний вопрос по ситуации с выбором ОПК в регионах. Есть предварительные данные, что очень низкий процент выбора в Москве и Санкт-Петербурге, некоторых других регионах. Так, показатели в Санкт-Петербурге и Ленинградской области различаются в несколько раз. На этапе апробации в 2009-2011 годах были выработаны определенные механизмы обеспечения свободы выбора модуля родителями и детьми. Применимы ли они в новых условиях или есть риск, что за родителей выбор будут делать чиновники?

— Нарушения свободы выбора были и в эксперименте, и сейчас есть в ряде регионов, мы будем их фиксировать и потом разбирать и анализировать каждую ситуацию отдельно. Причины этих нарушений в неуважительном, даже пренебрежительном отношении некоторых чиновников и педагогов и к закону, и к выбору родителей. Частично они вызваны тем, что, если в школе нет учителя, готового преподавать ОПК, берут светскую этику или мировые религии как наиболее простой вариант, понуждая к этому выбору родителей.

Могу сказать, что, по опыту апробации в регионах, выбор даже в одной школе только неконфессиональных модулей означает, что он не был свободным, что не привлекались к участию в выборе представители религиозных организаций, как это было рекомендовано соответствующими материалами Межведомственного координационного совета, письмами Минобрнауки. Это не только нарушение прав семьи на воспитание своих детей, но, я бы сказал, и унижение, оскорбление людей, какими бы намерениями и причинами это ни было вызвано — отсутствием учителей, пособий или еще чем-то. В каждой школе должен быть обеспечен свободный выбор предмета, а что дальше делать с этим выбором, как его удовлетворять — уже работа системы образования, управленцев, технические вопросы. Да, надо готовить учителей. Так и можно сказать в исключительных случаях родителям: «Сейчас у нас нет учителя, но мы уважаем ваш выбор и сделаем все необходимое, чтобы к первому сентября учитель был».

Поверьте, нас в большей мере волнует не сам процент выбора ОПК, он действительно может быть разным в разных регионах, а чтобы выбор был свободный, информированный, не делался по указке, под давлением. Думаю, нам уже давно следовало бы совместно с министерством разработать и принять единую процедуру выбора предмета с участием в родительских собраниях представителей религиозных организаций, корректировки результатов по заявлениям родителей, если не была обеспечена свобода выбора. На очередном заседании Межведомственного координационного совета надо будет поставить этот вопрос, подготовить такой обязательный для всех документ.

Завершая разговор, хочу сказать родителям: не постесняйтесь православной традиции, своей веры, своего христианского имени и выбора, даже если вы окажетесь одни в классе, школе. И учителям: со всей отдачей потрудитесь для детей с любовью, открытостью к ближним, в том числе и к вашим коллегам, которые будут преподавать другие предметы.

Материалы по теме

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

Издательский Совет доставил богослужебную, духовную, учебную и детскую литературу в Скадовскую епархию

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения