15 марта 2007 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии под председательством Ректора архиепископа Тихвинского Константина состоялась научно-богословская конференция «Богословские и церковно-практические аспекты таинства Евхаристии».
Данная конференция проводилась в рамках подготовки к организуемой по решению Священного Синода V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 г.). Содержательная часть конференции в виде докладов и выступлений преимущественно была обеспечена силами Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В работе конференции приняли участие секретарь Синодальной Богословской комиссии, проректор по учебной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий; проректор по научной работе Калужской Духовной Семинарии протоиерей Ростислав Снигирев; заведующий редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия», заведующий кафедрой Литургики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ) диакон Михаил Желтов; референт Председателя Богословской комиссии Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета иеромонах Исидор (Тупикин); сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви (ИС РПЦ) М. М. Бернацкий; научный консультант Синодальной Богословской комиссии А. И. Кырлежев; сотрудник ИС РПЦ А. Г. Дунаев.
Также на семинаре присутствовали ректор Российского Христианского Гуманитарного института Д.К. Бурлака, ректор Высшей религиозно-философской школы Л.А. Печерская, профессора из Института богословия и философии, Института религиоведения и церковных искусств, представители Сретенской Духовной Семинарии, других религиозных и светских ВУЗов, студенты 5 курса Семинарии и студенты Академии.
Программа научно-богословской конференции
«Богословские и церковно-практические аспекты таинства Евхаристии»
СПбДА, Актовый зал
15 марта 2007 г.:
Проф. Архиепископ Тихвинский КОНСТАНТИН
«Богословские аспекты таинства Евхаристии»
Проф. Архим. ИАННУАРИЙ (Ивлиев)
«Установительные слова Господа Иисуса Христа (экзегетический аспект)»
Проф. прот. Богдан СОЙКО
«Жертва и жертвоприношение в Евхаристии»
Диак. Владимир ВАСИЛИК
«Пневматологические аспекты Евхаристии»
Иеромонах КИРИЛЛ (Зинковский)
«Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления»
БЕРНАЦКИЙ Михаил Михайлович
«Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: к вопросу о каноническом статусе слова "пресуществление"»
Доц. Прот. Кирилл КОПЕЙКИН
«Евхаристия и материя»
Прот. Игорь МАЗУР
«Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии»
Общая дискуссия. Принятие итогового документа.
Работа конференции началась докладом на тему «Богословские аспекты таинства Евхаристии», который зачитал Ректор СПбДА, профессор, архиепископ Тихвинский Константин. Объемный доклад содержал следующие параграфы: I. Библейские основания таинства Евхаристии. II. Реальность Тела и Крови Христовых в Евхаристии. III. Термины «преложение» и «пресуществление». IV. Триадологическое и христологическое измерение Евхаристии. V. Экклезиологический аспект Евхаристии. VI. Эсхатологический аспект Евхаристии.
Владыка особо отметил, что учение о Евхаристии, содержащееся в 6 главе Евангелия от Иоанна, является исключительно важным для понимания самой сути Таинства. Христос, говоря о Своем Теле и Своей Крови, которые будут даны Им в пищу верным, подразумевает абсолютно реальные и подлинные Свои Тело и Кровь — тождественные Его историческому Телу и Крови. Это совершенно очевидно следует из реакции иудеев, которые, как видно из дальнейшего, совершенно правильно поняли то, что говорил Христос. То, что слова Христа их смутили, также понятно — Ветхозаветный закон однозначно, под страхом смерти, запрещал вкушение крови (Лев. 17, 10-14). А Христос говорил именно об этом. Глагол «trogo», выражающий в данном тексте вкушение Тела и Крови, буквально означает «жевать» и даже «глодать» и не допускает никакого спиритуалистического перетолкования. Именно эта определенность и вызвала соблазн иудеев. Однако, Христос не пытается их разубедить, не говорит об аллегорическом или ином другом понимании, но подчеркивает истинность сказанного.
Второй доклад представил профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Тема доклада: «Установительные слова Господа Иисуса Христа (экзегетический аспект)». Особое внимание в докладе уделялось библейскому пониманию слов «тела» и «крови». В целом доклад был посвящен рассмотрению различных теорий о том, как именно окончательно сложились приведенные в канонических Евангелиях рассказы о Тайной вечере.
Следующий доклад на тему «Жертва и жертвоприношение в Евхаристии» прочитал профессор протоиерей Богдан Сойко. Евхаристия заменила собой все ветхозаветные жертвы. Отец Богдан рассказал о некоторых аналогиях, имеющихся между жертвами Ветхого Завета и Евхаристией. «Идея жертвы содержится практически во всех религиях, но только в Библии она явлена в совершенном виде. Евхаристия есть высочайшая жертва чистого благодарения Богу». Далее в докладе говорилось о неразрывной онтологической связи между Голгофской Жертвой и Евхаристией. Также большое внимание было уделено понятию умилостивления как в отношении к совершенному Христом Искуплению, так и в отношении к Евхаристической Жертве.
После третьего доклада был объявлен перерыв, по окончании которого семинар продолжил свою работу. Были заслушаны еще пять докладов. Доклад на тему «Пневматологические аспекты Евхаристии» представил диакон Владимир Василик. Начальная часть доклада о. Владимира: «Церковь приносит молитву Богу Отцу, чтобы действием Святого Духа евхаристические хлеб и вино преложены были в Тело и Кровь Воплощенного Сына Божия. В этом, главным образом, состоит триадологическое измерение Евхаристии. Обращение к Отцу заложено уже в Новом Завете. С другой стороны, по выражению сщмч. Иринея Лионского, «Дух приготовляет человека к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу. Отец же дарует нетление в вечную жизнь». В связи с пневматологическим аспектом Евхаристии встает вопрос об эпиклезе, или призывании Святого Духа на Святые Дары. Не вдаваясь в литургические подробности, скажем только, что эпиклеза является древней и всемирной тайной Церкви. Уже в первой евхаристической молитве, изложенной в Учении 12 апостолов (Дидахи) народам, можно найти указание на пневматологическое измерение евхаристии. Во-первых она называется «пища духовная» («нам же даровал пищу духовную и питие в жизнь вечную). Во-вторых, в Дидахи содержится эсхатологический призыв, соответствующий эпиклезе: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей». Достаточно сложен вопрос об эпиклезе в римской литургии эпохи св. Иустина Философа. С одной стороны, cв. Иустин говорит о том, что «предстоятель возсылает именем Сына и Святаго Духа хвалу и славу Отцу всего и подробно возсылает благодарение. С другой, стороны, в 66 главе первой Апологии св. Иустин говорит: «Пища эта, над которой совершено благодарение чрез молитву Слова Его ... есть, как мы научены — плоть и кровь того воплотившегося Иисуса». Исследователи по-разному воспринимали эти слова. Одни считали их отражением установительных слов Господа, другие – эпиклезой Логоса, третьи — эпиклезой Святаго Духа. Изыскания Древса относительно возможного употребления в римской Церкви эпохи св. Иустина анафоры, близкой к той, что приведена в VIII главе Апостольских постановлений, а также наблюдения архим. Киприана (Керна) позволяют предположить, что не упоминаемая св. Иустином молитва эпиклезы подразумевается в тринитарной молитве Praefatio-Sanctus-anamnesis. Учитывая то, что в 1-й апологии св. Иустин часто именует Духом Сына, а Сыном — Духа (см., напр., 1 Apol. 30), можно выдвинуть и другое предположение: под молитвой Слова может иметься в виду призывание Святаго Духа. У святителя Иринея Лионского мы находим свидетельство об эпиклезе, правда несколько неопределенное: «Как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из двух вещей, земного и небесного, так и тела наши, принимая евхаристию не суть уже тленные, имея надежду на воскресение».
Затем с докладом «Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления» выступил декан Факультета иностранных студентов иеромонах Кирилл (Зинковский). В своем докладе отец Кирилл проанализировал святоотеческую евхаристическую терминологию и пришел к выводу о ее согласии с термином «пресуществление».
Из восьми докладов, прочитанных на семинаре, семь были подготовлены профессорами и преподавателями Санкт-Петербургской Духовной Академии. Был также один доклад, представленный Михаилом Михайловичем Бернацким (ИС РПЦ): «Константинопольский Собор 1691 г. и его рецепция в Русской Православной Церкви: к вопросу о каноническом статусе термина "пресуществление"». Этот Собор был направлен против «тетрадей» великого логофета Иоанна Кариофилла, в которых отрицалось, как якобы неправославное, слово «пресуществление». В противовес этим «тетрадям» в томосе Собора, подписанного Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, было исповедано православное учение о сущностном преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа и равнозначность термина «пресуществление» другим святоотеческим терминам («преложение» и т.д.): «Но так как временами являлись многие еретики и отрицали сýщественное и реальное преложение в таинстве [Евхаристии] хлеба и вина в Тело и Кровь Господа... и пользовались многозначными словами и софизмами для уловления простейших, Церковь, в конце концов, с целью более ясного изложения сокрытой в таинстве истины, в силу собственной власти и обычая, призвав Пресвятого Духа, воспользовалась словом «пресуществление», ничего другого через него не обозначая, нежели то самое, что и [слово] «преложение» означает в таинстве». Собором были также провозглашены анафемы отрицающим и возводящим хулу на слово «пресуществление», «собственное и подлинное [слово] нашего священного учения, которое благочестивыми учителями Церкви православно было записано и произнесено». Через самое короткое время соборное определение было переведено на славянский язык и процитировано в догматическом послании Патриарха Московского и всея Руси Адриана (1690—1700).
Следующий доклад прочитал Секретарь Ученого совета доцент протоиерей Кирилл Копейкин. Тема доклада: «Евхаристия и материя». Докладчик подчеркнул несоответствие между представлениями о материи в новоевропейской науке XVII–XIX вв. и современными.
Завершающим был доклад протоиерея Игоря Мазура «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии».
По завершении конференции состоялась плодотворная дискуссия между участниками конференции, а также работа над итоговым документом. «Мы постарались как можно серьезнее отнестись к проведению этой конференции, которую воспринимаем как послушание, данное нам Святейшим Патриархом, — сказал владыка ректор. Было проведено несколько заседаний рабочей группы по подготовке конференции, в одном из которых приняли участие отец Владимир Шмалий и отец Михаил Желтов. Много труда потребовала подготовка проекта итогового документа. И мы видим, что конференции привлекла большое внимание не только наших преподавателей и студентов, но и представителей других ВУЗов».
Слово благодарности произнес Проректор по научной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий: «Прежде всего, позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин, поблагодарить Вас и всю профессорско-преподавательскую корпорацию от лица Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Доклады, которые мы сегодня услышали, были составлены на очень высоком академическом уровне. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии еще раз явили свою замечательную научную эрудицию. Огромное спасибо лично Вам, дорогой Владыко за тот большой труд и прекрасную организацию, которые сделали возможным проведение нынешней конференции. Спасибо и Вашим преподавателям, которые при колоссальной занятости, тем не менее, смогли подготовить такие доклады.
Конференция явилась очень важным шагом в подготовке Международной научно-богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». Как сегодняшняя конференция, так и будущая Международная, должны существенно отличаться от предшествующих. Должен быть выработан доктринальный итоговый документ. Обычно все заканчивается изданием сборника материалов конференции, но сейчас необходимо представить в качестве результатов рекомендации для последующего их рассмотрения Богословской комиссией и передачи в Священный Синод. Важно, что семинар по Евхаристии прошел именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в этом «втором легком» Русской академической науки. Мы с глубоким удовлетворением услышали сегодня спокойный голос прославленной Духовной школы, свидетельствующей, что святоотеческая традиция Православия не только сохраняется здесь, но живет и укрепляется. Еще раз большая благодарность всем организаторам и участникам конференции».
Патриархия.ru/Официальный сайт СПбДА