Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий вторник в Высоко-Петровском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий вторник в Высоко-Петровском монастыре
Версия для печати
10 апреля 2012 г. 18:00

10 апреля 2012 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Меркурий, наместник сей святой обители! Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем Страстной седмицы — Великим вторником!

Господь, взойдя в Иерусалим и посетив святыню израильского народа — Иерусалимский храм, вечером вернулся в Вифанию. В понедельник он снова пошел в Иерусалим, и мы знаем, какие обличительные слова Он произнес в адрес фарисеев, обличая их лицемерие. Вечером Спаситель снова пошел в Вифанию, в дом Лазаря, и провел там ночь, а во вторник вернулся в Иерусалим.

Первые дни Страстной седмицы отмечены особой силой слов Христа Спасителя. Хотя в эти дни Он нередко говорит притчами, притчи эти очень целенаправленны: они помогают людям понять самое главное — что их ждет, какова их судьба, что впереди, как нужно жить, чтобы войти в Царствие Божие.

Вот и сегодняшний день продолжает тему Великого понедельника — это тема суда. Суд Божий, Страшный суд — по-разному называют то, что ждет каждого человека и все человечество, все поколения, все народы, все нации; то для нас неведомое событие, смысл которого приоткрывается в словах Спасителя, произнесенных в понедельник и вторник в канун Его страданий.

Из Его слов становится ясно, что суд — это не раздача даров или наказаний. Суд есть явление правды. Правда скрывается людьми, и это сокрытие правды мы нередко называем лицемерием. Иногда правда скрывается жизненными обстоятельствами, иногда — целенаправленными действиями, но скрыть правду от Бога невозможно.

Великий суд Божий — это снятие всех масок, всех искусственных изображений, всего того, что человек пытался создать, формируя некий положительный образ. Мы все предстанем пред Богом обнаженными — в том смысле, что все искусственное, наносное, специально или случайно вошедшее в нашу жизнь, будет снято, уничтожено; и правда о нашей жизни будет высвечена силой Божественной правды. Притчи, которые Господь произнес во вторник Страстной недели, помогают понять каждому из нас, что произойдет с нами в тот самый момент, когда мы обнаженными предстанем Богу (см. Мф. 24:36 — 26:2).

Из трех притч, посвященных теме суда, которые мы сегодня слышали, особое место занимает притча о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных. Светильники, которые были в руках этих дев, суть образ души человеческой — по крайней мере, так толкует этот евангельский текст святоотеческое предание. Что означает масло в светильниках и что означает пустой светильник? Если светильник есть образ души, то неужели душа человека пуста? Даже если он не верил в Бога, даже если он не сотворил ничего доброго пред очами Божиими, ведь чем-то душа наполняется? Мы же получаем какое-то образование, какое-то воспитание — тем самый формируется некий культурный или бескультурный образ человека, хотя сейчас все это смешано и нет твердого и ясного критерия, который отличал бы одно от другого. Но, в конце концов, есть достижения человека. Некоторые поднимаются по лестнице власти, некоторые обретают большое богатство, экономическое могущество, многие за свою деятельность получают светские награды. Разве все это не наполняет душу? Разве все это не входит во внутреннюю жизнь человека? Да, несомненно, входит и формирует образ человека. Так почему же все то, что перечислено, не считается и не признается ценностью пред Богом? Но ведь это не елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. А значит, все то, что мы чаще всего называем ценностями и достижению чего посвящаем жизнь, ценностями пред Богом не является.

Чтобы понять, о чем идет речь, лучше всего привести какой-то конкретный пример из жизни. Дерзну привести пример, далекий от духовной жизни, но понятный современному человеку. Представьте себе, что вам нужно расплатиться за товар, приобретенный в магазине. Вы открываете кошелек, протягиваете кассиру купюру, а он говорит: «Эти купюры мы не принимаем. Они не имеют ценности. Может быть, когда-то имели, но теперь мы их не принимаем». Так вот, эти «ценности», которые мы создаем в течение всей жизни, — это вексель, который не принимается к оплате. Это ничто пред лицом Божиим, ничто с точки зрения Божественного суда. Может быть, тогда все это вообще не является никакой ценностью, и мы напрасно учимся, получаем образование, делаем карьеру, достигаем каких-то успехов в своей жизни? Но Господь никогда и нигде не осудил человека за то, что он обретает человеческую силу, будь то сила интеллектуальная, политическая или экономическая. Господь никогда и нигде не сказал: не нужно иметь материальных ценностей, не нужно стремиться к власти, не нужно получать образование — нигде ничего подобного не сказано. Просто все эти ценности невозможно предъявить на Божием суде в качестве оправдания своей жизни. Можно предъявить только те ценности, о которых Господь говорил в иной притче: ты накормил? напоил? посетил? разделил страдания? — то есть те добрые дела, в которых мы жертвуем себя другому человеку. Кстати, эти дела могут сочетаться и с профессиональной, политической, экономической, социальной деятельностью, когда человек употребляет силы для того, чтобы сотворить благо для другого. Он, может быть, в прямом смысле не посещает заключенного в тюрьме или больного в больнице, но он отдает свою жизнь — то, что имеет — другим людям. Вот это то, что востребовано Богом, то, что будет принято в качестве оправдания наших грехов. Мы должны ясно понять: единственное, что нас спасает, — это пронизанная Божественной благодатью жизнь, направленная на то, чтобы разделять то, что имеешь, с другими людьми. В центре жизни должно быть доброе дело, а доброе дело всегда требует от нас жертвы, способности наступить на горло собственной песне, ограничить свои потребности, свои устремления, отдать другому часть того, что имеешь, — разным образом и под разными видами. Это и есть то, что наполняет душу елеем, который способен возгораться при встрече Жениха.

Сказанное имеет отношение не только к нашей личной жизни, хотя к личной жизни в первую очередь. Ведь если так праведно следует жить человеку, то, наверное, так же нужно жить и человеческому обществу. И если в обществе формируются ценности потребления — иметь как можно больше, а добрые дела вытесняются на периферию, забываются, попираются или предаются осмеянию, то такая общественная жизнь — это пустота, это светильник, который никогда не возгорится светом.

Притча, которую мы слышали, имеет очень большое значение для понимания будущего мира и человека, для понимания нашей с вами личной жизни в будущем веке. И неслучайно эти пронзительные слова Спасителя, которые с такой предельной ясностью говорят нам о том, как мы должны жить и что мы должны делать, произнесены в дни, предшествовавшие Его страданиям. Проникаясь в смысл этих слов, погружаясь в глубину богатейшей литургической жизни Церкви этих дней, постараемся вынести из них, может быть, самый важный урок в нашей жизни — тот урок, который сформирует нужный вектор жизненных устремлений, определит направление нашего личного и, по милости Божией, при наших общих усилиях, общественного бытия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина