Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
22 апреля 2012 г. 13:30

22 апреля 2012 года, в неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с первым воскресеньем после Пасхи — с неделей Фоминой. Христос Воскресе!

Как вы знаете, именно в этот день мы вспоминаем чудо уверения Фомы. Мы пытаемся ответить себе на вопрос: что такое вера и неверие? Почему человеку, имевшему столько доказательств Божественной силы, действовавшей во Иисусе Христе, которая исцеляла больных и воскрешала мертвых, потребовалось еще одно доказательство? И то был не просто человек, а свидетель всего того, что совершил Господь Иисус Христос, один из двенадцати учеников — Фома.

Что означают эти вера и неверие, которые идут рука об руку по жизни человека? И уж если то было среди апостолов, то кольми паче среди прочих людей? Не проще ли было Господу Его словами, Его чудотворными делами так воздействовать на сознание, волю, чувства апостолов, чтобы не было больше никаких сомнений? Ведь это же было в Его власти. Однако апостол Петр, напуганный возможными истязаниями и даже смертью, отрекается от Своего учителя. Другие апостолы убегают как можно дальше от Гефсиманского сада, от двора первосвященника, от претории, от Голгофы, кроме одного — Иоанна Богослова. И наконец, по Воскресении, явившись во славе апостолам, пройдя через стены, Христос свидетельствует о том, что Он, имея тело, принадлежит иному бытию, что Он реально воскрес, — но и этот факт требует подтверждение у одного из апостолов.

Вот эти вера и неверие постоянно пересекаются в нашей жизни. В один момент мы за Бога готовы жизнь отдать, в другой — мы вдруг соблазняемся лживыми, но притягательными, возбуждающими страсти или веселящими ум мыслями, словами, идеями и на какое-то мгновение, на время как бы отказываемся от Господа. А некоторые отказываются и на продолжительное время, а потом снова обращаются к Богу…

Что означает этот феномен веры и неверия? Он означает только одно: Бог дал нам, людям, великую силу — силу Своего образа; Он вложил в нас ту же свободу, которую имеет Сам. Он предоставляет нас самим себе, и мы в любой момент можем выбрать движение направо — к Нему, или налево — в сторону от Него, ибо в святоотеческой традиции, как известно, правая сторона — это сторона доброго ангела, а левая — сторона злого ангела. Мы всегда между этими двумя полюсами. И потому мы молимся, призывая Господа, в том числе и сегодня, чтобы Он благодатью Своей, силой слова Своего воздействовал на наше сознание, помогая нам в каждый момент времени делать выбор в пользу веры, в пользу Него, оставаясь верным учеником.

Последнее время страна наша, народ наш, в большинстве своем православный народ, Церковь проходили через искушения, через следовавшие одно за другим осквернения святынь, поношения самого имени верующего человека. И потому сегодня, в день уверения Фомы, когда мы особым образом размышляем о вере и неверии, во всех кафедральных соборах Церкви нашей совершится особое стояние — молебен за веру нашу, за Церковь нашу, за святыни наши, за Отечество наше. В два часа дня здесь, около Храма Христа Спасителя, мы совершим этот особый молебен перед поруганными святынями, которые для нас становятся чудотворными, ибо прикосновение злой руки к святому не может разрушить святости, но опаляет страшной силой святотатца. Перед этими святынями мы будем горячо молиться о том, чтобы Господь приклонил милость к народу нашему, чтобы нынешнее время, исполненное таких тревожных знаков, стало временем подлинного и реального обращения к Господу, так чтобы каждый мог сказать вместе с апостолом Фомой: «Ты Господь мой и Бог мой» (см. Ин. 20:28).

В 14 часов мы совершим у стен Храма Христа Спасителя, у северной части, после крестного хода торжественный молебен — молитвенное стояние. И я вас всех призываю не расходиться домой, и тогда все вы, собранные сегодня в этом храме в таком множестве, соединитесь с теми вашими братьями и сестрами, которые к двум часам подойдут из приходов города Москвы, — а я слышал, что и из подмосковных приходов и даже из некоторых близлежащих епархий, — с тем чтобы умножить нашу духовную силу, ибо «где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (см. Мф. 18:20). А где тысячи и десятки тысяч людей молятся Богу, там поднимается к небу огромной энергетической силы поток живой молитвы. Верим, что в ответ на эту молитву Господь услышит и помилует нас. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Другие статьи

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам форума «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти»

Патриаршее поздравление игумении Иулиании (Каледе) с 25-летием возведения в игуменское достоинство

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла режиссеру Эмиру Кустурице с 70-летием со дня рождения

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня матери

Патриаршее поздравление архиепископу Сан-Францисскому Кириллу с 70-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу с годовщиной интронизации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 10-летия вещания радио «Вера»

Патриаршее поздравление и.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации иерею Владиславу Мишину с 50-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта с 70-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю (Пашкову), епископу Георгиевскому и Прасковейскому