6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства! Дорогие отцы! Досточтимый отец настоятель протоиерей Серафим Недосекин!
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за сегодняшнюю молитву, более же всего тех, кто сегодня собрался во множестве на Поклонной горе. В храм не могли вместиться все, и, выйдя после богослужения на паперть, мы будем иметь возможность помолиться также вместе с нашей православной молодежью, увидеть Георгиевский парад тех представителей молодежи, которые посвящают свою жизнь служению Господу. Это наши православные следопыты, кадеты, воспитанники других церковных школ и организаций, в которых поддерживается традиция, связывающая Православие с жертвенным служением Отечеству.
Мыслями об этом особенно проникаешься здесь, на Поклонной горе, на историческом месте, где некогда Наполеон не дождался ключей от города Москвы. Этот эпизод для нас — далекая, почти фольклорная история, известная по картинам художников, которые изображали недовольного Наполеона, так и не дождавшегося ключей от сердца Руси. Богу было угодно, чтобы именно на этом месте был воздвигнут величественный монумент героям-защитникам нашего Отечества в Великую Отечественную войну, и частью этого монумента является сей храм святого великомученика и Победоносца Георгия.
Почему именно в честь великомученика Георгия этот храм был построен и освящен? Да потому что святой великомученик Георгий является символом — видимым, зримым, человеческим символом — борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.
Я благодарю Вас, отец Серафим, за замечательный образ, который Вы мне подарили. Действительно, Архангел Михаил, как свидетельствует христианское предание, низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом.
Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом — компромиссов можно достигать только в рамках неких общих ценностей.
Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция страны нашей была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной. Враг стоит у стен столицы; он во много крат превышает возможности нашей армии и всей страны; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда эти страшные полчища, прекрасный опыт ведения современной войны, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не было тогда в русской армии, опрокинутой внезапным нашествием противника.
Может быть, тогда настало время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, этого и в голову не приходило. Народ весь встал на защиту Москвы, в том числе на том самом рубеже, на котором мы с вами сейчас находимся, и мы знаем, что под Москвой была одержана победа.
Храм в честь Георгия Победоносца был сооружен здесь еще и потому, что реально война прекратилась 6 мая 1945 года. Ни 7-го, ни 8-го никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции. 6-го, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, прозвучал последний выстрел этой страшной войны, и потому в церковном предании с этим днем мы связываем исторический день Победы, прекращения войны.
Что же произошло и почему же народ наш одержал победу? Архангел Михаил был призван низвергать зло с небесных обителей, не допускать носителей зла в общение с Богом и ангелами. Святой Георгий Победоносец, будучи человеком, имея собственную жизненную историю, также победил страшного дракона, олицетворявшего зло — то же самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил; но здесь уже был некий физический образ, это было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.
Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было неслучайно. Неслучайно, что гвардейские ленточки даже советской армии — это ленточки ордена святого великомученика Георгия Победоносца, потому что глубоко утвердилось в сознании людей, что святой великомученик Георгий есть победитель — победитель зла в человеческой истории.
С каким же страшным злом столкнулся весь наш народ, какие же страшные потери были понесены, сколько скорби, болезни, страхов, не говоря уже о смерти и увечьях, стало платой за Великую Победу! Но ничто не могло остановить наш народ, который даже в самый страшный момент не пошел на компромисс со злом. Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто вступает в этот компромисс. И, несомненно, силой Божией, как и героизмом наших людей, героизмом ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы, а затем, словно во свидетельство заступничества святого великомученика и Победоносца Георгия, последний залп раздался уже далеко за пределами нашего Отечества, там, в логове врага, в день, когда Церковь чествовала имя святого великомученика, Победоносца и воина Георгия.
Существует множество слагаемых у нашей Победы. Это, несомненно, героизм людей, их способность идти на жертву. Это, несомненно, организация, которая, может быть, не с самого начала войны работала совершенно, но, тем не менее, в значительной степени обеспечила разумные, убедительные действия и яркие победы.
Военачальники, полководцы, наши солдаты — это непосредственные участники той самой битвы со злом. Той битвы, которую святой великомученик Георгий вел со злом. Со злом, которое явлено, персонифицировано в конкретных человеческих личностях и конкретных человеческих деяниях. Но мы знаем, что причина зла — вне этого видимого мира, там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим Денницей.
Поэтому всякий раз, когда мы выступаем на стороне правды, веры, мира, любви, чистоты, когда мы утверждаем Божии заповеди как основополагающий нравственный закон жизни современного человека, мы осуществляем волю Божию. Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать совершенно, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И, тем не менее, когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним этим уже вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.
Эта брань не всегда проходит только на глубине человеческих сердец. Она выплескивается вовне в совершенно конкретные человеческие деяния, исторические события, и Великая Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом — даже тогда, когда зло материализовано, даже тогда, когда зло принимает конкретные формы, даже тогда, когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, — является делом богоугодным.
Вот почему мы и прославляем сегодня и будем особо в День Победы 9 мая прославлять имена наших героев. Они не только защитили Родину — они были на стороне правды против лжи и добра против зла, и последующее развитие истории доказало это.
Пусть благословение Божие пребывает сегодня с Церковью нашей, с народом нашим. Пусть Господь дает нам постоянно остроту зрения, силу чувств, силу разума, чтобы видеть то, что, может быть, не видят многие — видеть, где зло, с которым не может быть компромисса, и, с другой стороны, видеть человеческие слабости и недостатки, с которыми может и должен быть компромисс во имя спасения душ человеческих.
Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не с плотью и кровью (см. Еф. 6:12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, — там Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.
Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церкви нашей, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готов пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывает свою собственную жизнь и Богом проверяет смысл исторических событий.
В этот день я хотел бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, способностью идти на компромисс, способностью пожертвовать собой ради более высокой цели, — от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.
Собственно говоря, Церковь и имеет своим призванием различать духов (1 Кор. 12:10) и помогать людям понимать, где есть поле непримиримой борьбы, а где есть поле применения духовных сил для разрешения человеческих недоразумений. Аминь. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси