Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателей газеты «Известия». В №55 (27339) от 30 апреля опубликована первая часть интервью.
«Так хотелось бы всем помочь...»
— За окнами вашей резиденции — хмурая ранняя весна. Какие чувства у вас обычно вызывают слякоть, промозглый неуют в природе?
— Каждое время года несет в себе особое очарование. И череда времен года видится мне в свете Божия замысла о мире, устроенном очень мудро и слаженно. По слову пророка, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
— Понятно, что человека глубоко верующего в моменты неважного настроения, необъяснимой тревоги выручает молитва. Но, возможно, у вас есть какие-то запасные житейские «палочки-выручалочки», к которым спасительно прибегаете в качестве «земного довеска»?
— Вы правы — в трудные моменты ничто так не помогает, как молитва. Верующему человеку она доставляет подлинное утешение, дает прочувствовать и осознать: ты не один, что бы с тобой ни случилось. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), — говорит Господь Иисус Христос. Однако, к сожалению, не все приучены к молитве. Современному человеку порой привычнее в трудные минуты прибегнуть к чтению книг, к слушанию умиротворяющей музыки или просто взяться за какое-нибудь домашнее дело. Здесь, пожалуй, не стоит искать рецепты на все случаи жизни.
— Будучи чрезвычайно загруженным, вы вряд ли в течение дня имеете возможность предаваться раздумьям о собственной жизни. Но ночью (а мы знаем с ваших слов: вас нередко мучает бессонница и «разные тяжкие проблемы крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка») что видится самым неодолимым в вашей внешне витальной судьбе?
— Нехватка времени, о которой вы уже сказали. Так хотелось бы всем помочь, всех посетить, со всеми обстоятельно побеседовать без обычной спешки... Ведь вокруг так много интересных людей и тех, кто нуждается в помощи, в участии, в ободряющем, утешающем слове.
— А что вы расцениваете как свою наиболее яркую победу?
— Вся моя жизнь целиком связана с жизнью Церкви, поэтому все мои раздумья, успехи и неудачи невозможно представить в отрыве от нее. Последние годы Русская Православная Церковь активно возрождается. Восстанавливаются храмы и монастыри, порушенные в годы безбожного лихолетья, строятся новые дома Божии, открываются духовные школы, издаются книги, газеты, журналы, ведется широкое социальное служение. Мне отрадно, что духовное возрождение нашего народа совершается на моих глазах и что я, как Предстоятель Церкви, вношу посильную лепту в это возрождение. Победу Церкви я переживаю и как свою личную. Однако многое еще предстоит сделать. Встречающиеся на пути трудности, а порой даже неудачи и есть предмет моих забот и раздумий.
— «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — этот религиозный постулат, осуждающий честолюбие, самоуверенность и уж тем более всяческий карьеризм, несколько противоречит современным светским установкам на напор, амбициозность, агрессивность, как стало принято добавлять, «в хорошем смысле слова». А ведь нынче все больше молодых успешных людей называют себя верующими. Как им сопрячь столь разные установки, избежать сумбура в голове и душе?
— Неверно считать, что православная духовность — это препятствие для развития экономики. Вспомним историю наших монастырей. Они были не только обителями молитвы и учености, но также хозяйственными центрами. В годы неурожаев, войн и потрясений они служили прибежищем для десятков тысяч людей, потерявших кров и средства.
Молитва в Православии всегда сопрягалась с трудом. А леность, бездеятельность считались пороками, которые делают душу беззащитной перед диаволом. Каждый человек призван к труду, но должен опасаться излишней самоуверенности, упования лишь на самого себя. Предосудительны не деловая активность и не желание подняться по социальной лестнице, а безудержная жажда власти, стремление к успеху любой ценой. Действительный успех и счастье приходят именно тогда, когда мы работаем честно, причем не только ради себя, но и ради ближнего, ради Родины.
— Православная мораль весьма скептически относится к богатству. Известное библейское изречение о том, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное, априори предполагает определенную неправедность любых больших состояний. Но, с другой стороны, строя рыночные отношения, государство ориентирует своих граждан на предприимчивость, деловую хватку, поощряет занятия бизнесом и, в конечном счете, процветание, материальное благополучие, зажиточность. Так кто Церкви угодней: «вписавшиеся» или «не вписавшиеся» в сегодняшнюю российскую жизнь?
— Слова Господа Иисуса, которые вы упомянули, осуждают не богатство как таковое, но стяжание богатства ради богатства. Такой путь ведет личность в тупик. Богатство — это не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность. Нам нужно научиться видеть в материальных благах не только средство извлечения выгоды, но и возможность послужить добру, справедливости. Непривязанность к деньгам и вещам делает человека внутренне свободным. При этом рыночные отношения, предполагающие конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества.
— Ваше отношение к отечественному списку «Форбса»?
— Некоторых из людей, там упомянутых, я знаю. Среди них есть очень достойные предприниматели, которые заботятся о России. Есть и те, общаться с кем мне непросто. Так что присутствие в этом списке, на мой взгляд, — это не доблесть и не повод для осуждения. В любой среде есть люди разные. А суд — за Господом.
«Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды»
— В последнее время появилась особая разновидность священников, чье поведение кажется совершенно нестандартным, не органичным для служителей культа. Скажем, в Ярославле с успехом прошел фестиваль бардовской песни среди священнослужителей. Или другой пример: диакон Андрей Кураев дружит с рокерами, выступает на их концертах. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин вообще «экстремал»: сидит за штурвалом истребителя, прыгает с парашютом, любит рассказать анекдот... У вас не вызывает отторжения такое «отступление от традиций»? Не хочется призвать некоторых экстравагантных пастырей быть благочинней?
— Сегодня молодежь подвергается многим влияниям, в том числе чуждым нашей вере и культуре. И в этих условиях многие ждут от Церкви действенного миссионерства. Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь. Отмеченные вами «странности» связаны с поиском нового языка, доступного и понятного молодежи и вообще современному человеку. Поиск, как всегда, сопряжен с ошибками и трудностями. Однако это не должно смущать нас. Апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Но нужно избегать крайностей, способных смутить верующих.
— Какие изменения в молодой поросли священников происходят, по вашему наблюдению? Надо ли человеку, облеченному саном, что называется, поспевать за временем, соответствовать ему? Или Церковь — это та сфера, где консерватизма много не бывает?
— В 90-е годы нам потребовалось очень много приходских священников. Однако подготовить их в одночасье было невозможно. Приходилось рукополагать неофитов, не имеющих духовного образования. И это, я считаю, было неизбежно в то время, потому что иначе приходы не начали бы жить. Но были и отрицательные последствия, например младостарчество, поспешная раздача авторитарных духовных советов. Но в целом новое поколение молодых священников вселяет в меня надежду. Среди них очень много активных, талантливых, ревностных людей, полностью отдающих себя служению и пасомым.
Церковь следует вечной и неизменной истине, которую нам дал вечный и неизменный Бог. Но в то же время Церковь открыта для творчества, ведь в ней совершается преображение ветхого человека. В церковной истории были случаи, как чрезмерного консерватизма, так и безудержного обновленчества. И то, и другое несло расколы и разделения. Нужно идти «царским», срединным путем, чтобы, с одной стороны, не привести к маргинализации Церкви в современном мире, чего так хотели большевики, а с другой — не поработить ее преходящему и изменчивому духу «века сего».
— Раз уж мы ненароком коснулись анекдотов. Несколько лет назад один из нас в качестве редактора собирался напечатать приведенный в авторской заметке анекдот. Речь шла о том, что некий митрополит, учившийся со Сталиным в духовной семинарии, попросил вождя о встрече. Тот согласился, а у митрополита начались мучительные сомнения. Одеться в цивильное платье? Но это значило бы унизить свой сан. Прийти в рясе к главному кремлевскому атеисту? Это могло быть истолковано как дерзкий вызов. После бессонной ночи митрополит появился в Кремле в обычной одежде. Сталин удовлетворенно усмехнулся и ткнул пальцем вверх: «Его не боишься? Меня боишься!». Издатель газеты, бывший комсомольский работник, попросил снять заметку из номера со словами: «Не ссорьте меня с Патриархом». Трудно представить, Ваше Святейшество, что вы обиделись бы на невинную байку, выставляющую священника не самым храбрым человеком. Как вообще вы реагируете на анекдоты, где фигурируют представители Церкви?
— Если они добрые, не оскорбительные, не кощунственные — отношусь нормально. Конечно, и священники, и иерархи могут ошибаться, проявлять слабости. Но одно дело — говорить о конкретном человеке, и совсем другое — представлять некий собирательный образ. Думаю, что подобные истории должны хоть как-то соответствовать реальности. Достоверно известно лишь об одной встрече Сталина с иерархами Церкви, и они, конечно, были в рясах. Ни один иерарх не пошел бы к главе государства в светской одежде. Кстати, история сохранила остроумный ответ митрополита Сергия, будущего Патриарха, данный им в 1943 году на встрече со Сталиным. Речь зашла об открытии духовных школ, так как Церкви не хватало священнослужителей. «А почему нет кадров?», — спросил вождь. «По разным причинам, — ответил митрополит, — одна из которых такая: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Имелось в виду семинарское прошлое Сталина. Такой ответ разрядил атмосферу беседы, результатом которой стало некоторое оживление церковной жизни в СССР.
—Вы, наверное, знаете много забавных сюжетов, так?
— В церковной среде имеют хождение рассказы из жизни духовенства. Вот одно из таких «преданий». Однажды сельский священник приехал по делам в Москву. Утомившись с дороги, он зашел в столовую, оплатил обед, но забыл про столовые приборы. Пришлось оставить еду на столе... Возвратившись, он видит такую картину: на его месте сидит незнакомец и невозмутимо кушает его щи. Что делать? Прогнать наглеца было бы не по-христиански. И батюшка, являя образец смирения, берет чистую тарелку, отливает себе половину щей, аналогичным образом поступает со вторым и компотом. Но вот трапеза подошла к концу, и незваный гость, не поблагодарив батюшку за оказанную любезность, уходит восвояси. Батюшка тоже направляется к выходу, но вдруг слышит за спиной грозный окрик: «Гражданин!». Он оборачивается и видит, что перст сотрудницы общепита указывает на стол в другом зале, на котором остывает, никем не тронутый, батюшкин обед. Кто же был этот безвестный подвижник, который безропотно позволил священнику разделить с ним незатейливую трапезу? Об этом история умалчивает.
— Вы смешливый человек? Что способно вас развеселить, развлечь?
— Ценю тактичный юмор, который основан на мудрости и доброй иронии. Думаю, что вовремя и к месту сказанная шутка способна внести лепту в борьбу с грехом.
Древний патерик сохранил пример из жизни святого Антония Великого. Некий охотник соблазнился, увидев, как подвижник шутил с братией. Тогда преподобный Антоний велел ему натянуть тетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», — велел старец. Он снова сделал так, как его просили. «Еще сильнее», — продолжал святой. «Но тогда лук переломится», — взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех», — отвечал авва Антоний.
«Одиночество — далеко не бесполезная вещь»
— В религиозном лидере по определению должна быть харизма. Однако она нереальна без жизнелюбия — ведь ригористичный человек наводит на окружающих только уныние. Вы можете сказать, что, несмотря на тяжкие труды и печали Патриаршего служения, находите удовольствие в разных проявлениях жизни? Вам нравится плавать в бассейне, заниматься на велотренажере, пить по утрам ароматный кофе?
— Господь помогает в несении Патриаршего креста. Вспоминается рассказ об откровении, данном одному человеку. Он увидел свой жизненный путь, почти на всем протяжении которого отпечатались две пары следов — будто кто-то все время шел рядом. Однако в самые тяжелые периоды жизни вторые следы исчезали.
— Кто же это, кто шел рядом со мной? — вопросил путник.
— Это Господь, Он всегда был рядом! — такой был ответ.
— Но почему же, когда мне было особенно невыносимо, я оставался один?
— Ты был не один, просто Я нес тебя на руках.
Конечно, у каждого своя мера сил, отпущенных Господом. И зачастую минута-другая покоя, отдыха, общения с природой способна вернуть бодрость духа, хорошее настроение. Я стараюсь находить время для прогулки, для неторопливого общения. На занятия спортом, правда, сейчас времени не хватает.
Нередко смена деятельности позволяет по-новому взглянуть на те или иные проблемы, найти подходящее решение сложного вопроса. А иногда такие моменты позволяют лучше «познать себя», как говорили святые отцы.
— Года два назад в разговоре с нами вы посетовали, что, хотя врачи рекомендовали больше ходить, и с тех пор у вас на поясе закреплен шагомер, норму никак не выполняете. Стали ли вы с тех пор более дисциплинированны?
— Не могу этим похвалиться. Жесткий график все-таки ограничивает время для прогулок. Но стараюсь использовать любую возможность.
— Что предпочитаете делать вечерами? Вы любите побыть дома один?
— Одиночество — далеко не бесполезная вещь, особенно для монаха. Но такие минуты выдаются не слишком часто, и вечера у меня короткие. Люблю наблюдать природу. Положительно отношусь к чтению, классической музыке. Да и размышления о жизни, о прошлом мне совсем не чужды. Что вы хотите? Все-таки возраст...
— Ваши сотрудники готовят вам ежедневную подборку наиболее важных публикаций СМИ? Остается время самому полистать газеты, посмотреть новости по телевизору?
— Стараюсь быть в курсе последних событий. Сейчас для этого есть богатые возможности. С помощью интернета можно в любое время узнать новости, оперативно найти нужную информацию. Я сам обращение с компьютером пока не освоил, но выручают помощники, которые составляют различные подборки.
Не отказываюсь от телевизионных новостей, читаю газеты, среди которых хочется отметить и «Известия», где за последние годы стало гораздо больше правдивых, грамотных, доброжелательных материалов о жизни Церкви.
Продолжение интервью см. «Известия» от 2.04.2007, № 056 (27340).
Окончание интервью см. «Известия» от 3.04.2007, № 057 (27341).