Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь». Интервью Святейшего Патриарха Алексия газете «Известия» (№55/27339 от 30.03.2007, часть 1)

'Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь'. Интервью Святейшего Патриарха Алексия газете 'Известия' (№55/27339 от 30.03.2007, часть 1)
Версия для печати
30 марта 2007 г. 12:59

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателей газеты «Известия». В №55 (27339) от 30 апреля опубликована первая часть интервью.

«Так хотелось бы всем помочь...»

— За окнами вашей резиденции — хмурая ранняя весна. Какие чувства у вас обычно вызывают слякоть, промозглый неуют в природе?

— Каждое время года несет в себе особое очарование. И череда времен года видится мне в свете Божия замысла о мире, устроенном очень мудро и слаженно. По слову пророка, «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

— Понятно, что человека глубоко верующего в моменты неважного настроения, необъяснимой тревоги выручает молитва. Но, возможно, у вас есть какие-то запасные житейские «палочки-выручалочки», к которым спасительно прибегаете в качестве «земного довеска»?

— Вы правы — в трудные моменты ничто так не помогает, как молитва. Верующему человеку она доставляет подлинное утешение, дает прочувствовать и осознать: ты не один, что бы с тобой ни случилось. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), — говорит Господь Иисус Христос. Однако, к сожалению, не все приучены к молитве. Современному человеку порой привычнее в трудные минуты прибегнуть к чтению книг, к слушанию умиротворяющей музыки или просто взяться за какое-нибудь домашнее дело. Здесь, пожалуй, не стоит искать рецепты на все случаи жизни.

— Будучи чрезвычайно загруженным, вы вряд ли в течение дня имеете возможность предаваться раздумьям о собственной жизни. Но ночью (а мы знаем с ваших слов: вас нередко мучает бессонница и «разные тяжкие проблемы крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка») что видится самым неодолимым в вашей внешне витальной судьбе?

— Нехватка времени, о которой вы уже сказали. Так хотелось бы всем помочь, всех посетить, со всеми обстоятельно побеседовать без обычной спешки... Ведь вокруг так много интересных людей и тех, кто нуждается в помощи, в участии, в ободряющем, утешающем слове.

— А что вы расцениваете как свою наиболее яркую победу?

— Вся моя жизнь целиком связана с жизнью Церкви, поэтому все мои раздумья, успехи и неудачи невозможно представить в отрыве от нее. Последние годы Русская Православная Церковь активно возрождается. Восстанавливаются храмы и монастыри, порушенные в годы безбожного лихолетья, строятся новые дома Божии, открываются духовные школы, издаются книги, газеты, журналы, ведется широкое социальное служение. Мне отрадно, что духовное возрождение нашего народа совершается на моих глазах и что я, как Предстоятель Церкви, вношу посильную лепту в это возрождение. Победу Церкви я переживаю и как свою личную. Однако многое еще предстоит сделать. Встречающиеся на пути трудности, а порой даже неудачи и есть предмет моих забот и раздумий.

— «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» — этот религиозный постулат, осуждающий честолюбие, самоуверенность и уж тем более всяческий карьеризм, несколько противоречит современным светским установкам на напор, амбициозность, агрессивность, как стало принято добавлять, «в хорошем смысле слова». А ведь нынче все больше молодых успешных людей называют себя верующими. Как им сопрячь столь разные установки, избежать сумбура в голове и душе?

— Неверно считать, что православная духовность — это препятствие для развития экономики. Вспомним историю наших монастырей. Они были не только обителями молитвы и учености, но также хозяйственными центрами. В годы неурожаев, войн и потрясений они служили прибежищем для десятков тысяч людей, потерявших кров и средства.

Молитва в Православии всегда сопрягалась с трудом. А леность, бездеятельность считались пороками, которые делают душу беззащитной перед диаволом. Каждый человек призван к труду, но должен опасаться излишней самоуверенности, упования лишь на самого себя. Предосудительны не деловая активность и не желание подняться по социальной лестнице, а безудержная жажда власти, стремление к успеху любой ценой. Действительный успех и счастье приходят именно тогда, когда мы работаем честно, причем не только ради себя, но и ради ближнего, ради Родины.

— Православная мораль весьма скептически относится к богатству. Известное библейское изречение о том, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное, априори предполагает определенную неправедность любых больших состояний. Но, с другой стороны, строя рыночные отношения, государство ориентирует своих граждан на предприимчивость, деловую хватку, поощряет занятия бизнесом и, в конечном счете, процветание, материальное благополучие, зажиточность. Так кто Церкви угодней: «вписавшиеся» или «не вписавшиеся» в сегодняшнюю российскую жизнь?

— Слова Господа Иисуса, которые вы упомянули, осуждают не богатство как таковое, но стяжание богатства ради богатства. Такой путь ведет личность в тупик. Богатство — это не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность. Нам нужно научиться видеть в материальных благах не только средство извлечения выгоды, но и возможность послужить добру, справедливости. Непривязанность к деньгам и вещам делает человека внутренне свободным. При этом рыночные отношения, предполагающие конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества.

— Ваше отношение к отечественному списку «Форбса»?

— Некоторых из людей, там упомянутых, я знаю. Среди них есть очень достойные предприниматели, которые заботятся о России. Есть и те, общаться с кем мне непросто. Так что присутствие в этом списке, на мой взгляд, — это не доблесть и не повод для осуждения. В любой среде есть люди разные. А суд — за Господом.

«Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды»

— В последнее время появилась особая разновидность священников, чье поведение кажется совершенно нестандартным, не органичным для служителей культа. Скажем, в Ярославле с успехом прошел фестиваль бардовской песни среди священнослужителей. Или другой пример: диакон Андрей Кураев дружит с рокерами, выступает на их концертах. Архиепископ Львовский и Галицкий Августин вообще «экстремал»: сидит за штурвалом истребителя, прыгает с парашютом, любит рассказать анекдот... У вас не вызывает отторжения такое «отступление от традиций»? Не хочется призвать некоторых экстравагантных пастырей быть благочинней?

— Сегодня молодежь подвергается многим влияниям, в том числе чуждым нашей вере и культуре. И в этих условиях многие ждут от Церкви действенного миссионерства. Нельзя больше замыкаться внутри церковной ограды, необходимо выходить на общественную проповедь. Отмеченные вами «странности» связаны с поиском нового языка, доступного и понятного молодежи и вообще современному человеку. Поиск, как всегда, сопряжен с ошибками и трудностями. Однако это не должно смущать нас. Апостол Павел в Послании к евреям говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Но нужно избегать крайностей, способных смутить верующих.

— Какие изменения в молодой поросли священников происходят, по вашему наблюдению? Надо ли человеку, облеченному саном, что называется, поспевать за временем, соответствовать ему? Или Церковь — это та сфера, где консерватизма много не бывает?

— В 90-е годы нам потребовалось очень много приходских священников. Однако подготовить их в одночасье было невозможно. Приходилось рукополагать неофитов, не имеющих духовного образования. И это, я считаю, было неизбежно в то время, потому что иначе приходы не начали бы жить. Но были и отрицательные последствия, например младостарчество, поспешная раздача авторитарных духовных советов. Но в целом новое поколение молодых священников вселяет в меня надежду. Среди них очень много активных, талантливых, ревностных людей, полностью отдающих себя служению и пасомым.

Церковь следует вечной и неизменной истине, которую нам дал вечный и неизменный Бог. Но в то же время Церковь открыта для творчества, ведь в ней совершается преображение ветхого человека. В церковной истории были случаи, как чрезмерного консерватизма, так и безудержного обновленчества. И то, и другое несло расколы и разделения. Нужно идти «царским», срединным путем, чтобы, с одной стороны, не привести к маргинализации Церкви в современном мире, чего так хотели большевики, а с другой — не поработить ее преходящему и изменчивому духу «века сего».

— Раз уж мы ненароком коснулись анекдотов. Несколько лет назад один из нас в качестве редактора собирался напечатать приведенный в авторской заметке анекдот. Речь шла о том, что некий митрополит, учившийся со Сталиным в духовной семинарии, попросил вождя о встрече. Тот согласился, а у митрополита начались мучительные сомнения. Одеться в цивильное платье? Но это значило бы унизить свой сан. Прийти в рясе к главному кремлевскому атеисту? Это могло быть истолковано как дерзкий вызов. После бессонной ночи митрополит появился в Кремле в обычной одежде. Сталин удовлетворенно усмехнулся и ткнул пальцем вверх: «Его не боишься? Меня боишься!». Издатель газеты, бывший комсомольский работник, попросил снять заметку из номера со словами: «Не ссорьте меня с Патриархом». Трудно представить, Ваше Святейшество, что вы обиделись бы на невинную байку, выставляющую священника не самым храбрым человеком. Как вообще вы реагируете на анекдоты, где фигурируют представители Церкви?

— Если они добрые, не оскорбительные, не кощунственные — отношусь нормально. Конечно, и священники, и иерархи могут ошибаться, проявлять слабости. Но одно дело — говорить о конкретном человеке, и совсем другое — представлять некий собирательный образ. Думаю, что подобные истории должны хоть как-то соответствовать реальности. Достоверно известно лишь об одной встрече Сталина с иерархами Церкви, и они, конечно, были в рясах. Ни один иерарх не пошел бы к главе государства в светской одежде. Кстати, история сохранила остроумный ответ митрополита Сергия, будущего Патриарха, данный им в 1943 году на встрече со Сталиным. Речь зашла об открытии духовных школ, так как Церкви не хватало священнослужителей. «А почему нет кадров?», — спросил вождь. «По разным причинам, — ответил митрополит, — одна из которых такая: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Имелось в виду семинарское прошлое Сталина. Такой ответ разрядил атмосферу беседы, результатом которой стало некоторое оживление церковной жизни в СССР.

—Вы, наверное, знаете много забавных сюжетов, так?

— В церковной среде имеют хождение рассказы из жизни духовенства. Вот одно из таких «преданий». Однажды сельский священник приехал по делам в Москву. Утомившись с дороги, он зашел в столовую, оплатил обед, но забыл про столовые приборы. Пришлось оставить еду на столе... Возвратившись, он видит такую картину: на его месте сидит незнакомец и невозмутимо кушает его щи. Что делать? Прогнать наглеца было бы не по-христиански. И батюшка, являя образец смирения, берет чистую тарелку, отливает себе половину щей, аналогичным образом поступает со вторым и компотом. Но вот трапеза подошла к концу, и незваный гость, не поблагодарив батюшку за оказанную любезность, уходит восвояси. Батюшка тоже направляется к выходу, но вдруг слышит за спиной грозный окрик: «Гражданин!». Он оборачивается и видит, что перст сотрудницы общепита указывает на стол в другом зале, на котором остывает, никем не тронутый, батюшкин обед. Кто же был этот безвестный подвижник, который безропотно позволил священнику разделить с ним незатейливую трапезу? Об этом история умалчивает.

— Вы смешливый человек? Что способно вас развеселить, развлечь?

— Ценю тактичный юмор, который основан на мудрости и доброй иронии. Думаю, что вовремя и к месту сказанная шутка способна внести лепту в борьбу с грехом.

Древний патерик сохранил пример из жизни святого Антония Великого. Некий охотник соблазнился, увидев, как подвижник шутил с братией. Тогда преподобный Антоний велел ему натянуть тетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», — велел старец. Он снова сделал так, как его просили. «Еще сильнее», — продолжал святой. «Но тогда лук переломится», — взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех», — отвечал авва Антоний.

«Одиночество — далеко не бесполезная вещь»

— В религиозном лидере по определению должна быть харизма. Однако она нереальна без жизнелюбия — ведь ригористичный человек наводит на окружающих только уныние. Вы можете сказать, что, несмотря на тяжкие труды и печали Патриаршего служения, находите удовольствие в разных проявлениях жизни? Вам нравится плавать в бассейне, заниматься на велотренажере, пить по утрам ароматный кофе?

— Господь помогает в несении Патриаршего креста. Вспоминается рассказ об откровении, данном одному человеку. Он увидел свой жизненный путь, почти на всем протяжении которого отпечатались две пары следов — будто кто-то все время шел рядом. Однако в самые тяжелые периоды жизни вторые следы исчезали.

— Кто же это, кто шел рядом со мной? — вопросил путник.
— Это Господь, Он всегда был рядом! — такой был ответ.
— Но почему же, когда мне было особенно невыносимо, я оставался один?
— Ты был не один, просто Я нес тебя на руках.

Конечно, у каждого своя мера сил, отпущенных Господом. И зачастую минута-другая покоя, отдыха, общения с природой способна вернуть бодрость духа, хорошее настроение. Я стараюсь находить время для прогулки, для неторопливого общения. На занятия спортом, правда, сейчас времени не хватает.

Нередко смена деятельности позволяет по-новому взглянуть на те или иные проблемы, найти подходящее решение сложного вопроса. А иногда такие моменты позволяют лучше «познать себя», как говорили святые отцы.

— Года два назад в разговоре с нами вы посетовали, что, хотя врачи рекомендовали больше ходить, и с тех пор у вас на поясе закреплен шагомер, норму никак не выполняете. Стали ли вы с тех пор более дисциплинированны?

— Не могу этим похвалиться. Жесткий график все-таки ограничивает время для прогулок. Но стараюсь использовать любую возможность.

— Что предпочитаете делать вечерами? Вы любите побыть дома один?

— Одиночество — далеко не бесполезная вещь, особенно для монаха. Но такие минуты выдаются не слишком часто, и вечера у меня короткие. Люблю наблюдать природу. Положительно отношусь к чтению, классической музыке. Да и размышления о жизни, о прошлом мне совсем не чужды. Что вы хотите? Все-таки возраст...

— Ваши сотрудники готовят вам ежедневную подборку наиболее важных публикаций СМИ? Остается время самому полистать газеты, посмотреть новости по телевизору?

— Стараюсь быть в курсе последних событий. Сейчас для этого есть богатые возможности. С помощью интернета можно в любое время узнать новости, оперативно найти нужную информацию. Я сам обращение с компьютером пока не освоил, но выручают помощники, которые составляют различные подборки.

Не отказываюсь от телевизионных новостей, читаю газеты, среди которых хочется отметить и «Известия», где за последние годы стало гораздо больше правдивых, грамотных, доброжелательных материалов о жизни Церкви.

 Продолжение интервью см. «Известия» от 2.04.2007, № 056 (27340).

Окончание интервью см. «Известия» от 3.04.2007, № 057 (27341).

Все материалы с ключевыми словами