Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.
— Здравствуйте, у меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, каким вы видите реальный путь восстановления и укрепления морали и нравственности в России, учитывая, что на сегодняшний день население страны находится под давлением негативного влияния (а не позитивного, которое несомненно есть) демократии и свободы? (Катерина, г. Лондон)
— Катерина, благодарю за Ваш вопрос.
К сожалению, в современном мире не только верующим, но и живущим по совести вне зависимости от религиозных воззрений приходится довольно сложно. Вокруг пропагандируются ценности, диаметрально противоположные христианским. Вероятность поддаться искушению возрастает в разы. Средств и способов удовлетворения страстных привычек становится все больше. Целые индустрии работают в данном направлении.
Однако, если мы обратимся к истории Церкви, увидим, что были времена и более сложные и неблагоприятные. С первых веков своего существования Церковь была гонима и истребляема. На Руси христианство распространялось среди язычников, имевших родовые культы, складывавшиеся столетиями. Верующие не имели литературы, храмов, икон, но их это не останавливало. В советский период истории нашего государства верующие расстреливались тысячами, истреблялись поголовно. Тем не менее, Церковь всегда продолжала существовать, несмотря ни на какое противодействие мира. Непреложны слова Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Господь также обещает пребывать с верующими «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
Вне зависимости от внешних факторов, Церковь, хранимая Господом, всегда оставалась неизменной Его служительницей и хранительницей Священного Предания. Меняются эпохи, исчезают государства, меняются нравы, но Церковь нерушима, она не зависит от того, какое количество стран и государств к ней присоединяется. Церковь вселенская, она не может быть вписана в рамки культуры той или иной эпохи, Церковь определяет культуру. Она не может быть вписана в рамки одной страны или народа. Сегодня, к сожалению, понятие отделения Церкви от государства толкуется как отделение Церкви от народа, от общества. Это неверное понимание. Церковь — это не административный аппарат. Церковь земная — это мистическое объединение во Христе всех верующих в Него. Поэтому отделять Церковь от народа неправильно. В то же время верующий человек в своей повседневности не должен отделять себя от Церкви или противопоставлять себя ей. Христианин в храме, дома, на улице или на работе всегда должен быть христианином и оставаться верными Богу.
Вера в Бога и служение ближнему — вот путь каждого христианина. Это не зависит ни от политических ситуаций, ни от экономических условий страны.
Наши предки несколько столетий назад приняли святую веру, став православными. Всего через несколько столетий после этого Русь стали называть не иначе, как Святой. Пик государственного расцвета приходился на пик распространения веры.
Представляется важным следовать за Христом вне зависимости от происходящего вокруг, полагать Его центром своей жизни. Путь восстановления нравственности должен начать каждый верующий, а не ждать условий от общества или государства. Кто-то должен прийти и пригласить в храм? Христос предупреждал всех учеников и последователей: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19).
Катерина, происходящее вокруг не является чем-то катастрофичным или ужасающим. Мир любит свое. Последователи Христа должны идти за Ним, быть «солью земли». Тогда, как мы знаем из истории Церкви, общество само потянется за светом, несомым христианами. Если же мы не несем этого света и не являемся «солью», как изменятся другие, кто изменит общество?
— Почему Церковь поддерживает светских писателей? Почему она интересуется литературной ситуацией? Достаточно ли верующему только духовной литературы? Или художественную литературу читать тоже необходимо? (Сергей, г. Москва)
— Сергей, верующие люди живут в обществе, они должны знать тот культурный настрой, которым это общество живет. Конечно, это касается хорошей литературы и качественных произведений, которые приводят человека к Богу и раскрывают перед человеком идеалы добра, пусть и в образах современников.
Кроме того, высоконравственная художественная литература необходима людям, ищущим Бога. Мы воспринимаем прочитанное, в первую очередь, своим сердцем. И то, что читаем, создает наш внутренний мир. Читая хорошую литературу, раскрывающую идеалы добра, человек готовит себя к встрече с добром, Богом.
Церковные писатели часто и сами использовали художественное слово в своих литературных трудах — достаточно вспомнить житийную литературу, в которой мы видим реальные события из жизни святых, описанные живым и ярким художественным языком. Художественные произведения могут иметь глубокое миссионерское значение, поэтому Церковь интересуется литературной ситуацией и поддерживает тех светских писателей, произведения которых способствуют развитию личности, воспитывают читательский вкус, заставляют человека задумываться, подсказывают ответы и в то же время ставят все новые и новые вопросы.
Примером может служить Сам Господь наш Иисус Христос. Во время Своей земной жизни Он неоднократно в рассказанных Им притчах прибегал к созданию художественных образов, тем самым иносказательно, но в легкой и доступной форме излагал жизнеутверждающие и спасительные евангельские истины.
— Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Климент! У меня такой вопрос. Каким образом мы, православные, можем участвовать в жизни различных сфер Церкви в целом? Нуждается ли Церковь в наших мнениях на данный момент времени? (Кирилл, г. Пушкино)
— Уважаемый Кирилл! Благодарю Вас за Ваш вопрос. Эта тема актуальна с момента появления Церкви Христовой. Конечно, православные люди могут и должны участвовать в жизни общины и всей Церкви. Само понятие Церкви этимологически восходит к термину «экклесия», то есть «собрание». Собрание это объединено верой в Господа Иисуса Христа и жизнью сообразно Его заповедям. Сам Спаситель свидетельствует: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Жизнь Церкви немыслима в отрыве от прихожан, от общины. Самые первые тексты богослужений имели центральной идеей объединение верующих во Христе подобно тому, как един хлеб, бывший некогда отдельными зернами, как едино вино, бывшее некогда отдельными гроздьями и ягодами. С момента рождения Церкви, со дня Пятидесятницы, первые христиане «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).
Община во главе со священником должна пребывать в едином молитвенном предстоянии перед Богом, должна нести слово Божие людям. Приведение людей ко Христу — нравственный долг каждого прихожанина. Для этой проповеди необязательно иметь особые дары или принадлежать к клиру. Каждый в меру своих сил должен свидетельствовать миру о Христе. Личным примером нравственной жизни христиане должны являть свою веру. Воздержание от вредных привычек, избегание аморальных поступков, почтительное обхождение с людьми, дела любви — вот те средства, которым каждый верующий может осуществлять проповедь.
Почти все святые отцы и учители Церкви говорят о необходимости участия в жизни Церкви посредством добрых дел. Посильная помощь нуждающемуся — вот реальное участие в жизни общины. Одна только молитва и соблюдение постов не делает человека православным, необходимы дела веры и любви. Согласно словам апостола Иакова, «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Мы должны свою веру показывать в делах своих.
Умение поступиться собственными интересами во благо другого человека — вот универсальный индикатор веры нашей и способности любить ближнего. Если мы можем отказаться от чего-то ради ближнего, то наше сердце способно любить.
Участвовать в жизни Церкви можно и нужно деятельно, помогая работе на приходе, участвуя в миссионерских проектах прихода, благочиния и епархии, оказывая посильную помощь всем нуждающимся. Можно это делать в любых приютах и центрах социальной помощи, можно помогать инвалидам, сиротам, пенсионерам — всем, кто имеет нужду в чем-либо.
Но главное, что мы не должны забывать: мы должны быть христианами, жить по Евангелию, любить храм и участвовать в богослужебной жизни. Преподобный Серафим Саровский призывал: спасись сам, и тысячи спасутся возле тебя. Самое главное для мирян сейчас — быть верными Христу и жить церковной жизнью.
— Христос Воскресе, Ваше Высокопреосвященство! Владыка, наверное, больший интерес сейчас у верующих вызывают книги о масонских заговорах, старцах... А Священное Писание, как я слышал, многие так и не знают. А если что — у батюшки спросят. В общем, у многих, признающих себя христианами, такая позиция. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Поклоняется ли такой, наверное, заинтересованный только политическими интригами, христианин «в истине», владыка? Если это действительно неправильно, то какими могут быть пути решения этой проблемы на современном этапе? Будут ли издаваться в ближайшее время такие книги, как Катехизис, Закон Божий и проч.? (Константин, Московская область)
— Воистину Воскресе Христос!
Дорогой Константин, не все так, как Вы описали. Касательно увлечения верующих теориями и слухами о зловещих заговорах, всемогущих теневых правительствах, всевластных мировых закулисах, а также различных предсказаниях, пророчествах и псевдопророчествах всевозможных известных, малоизвестных, совершенно неизвестных старцев, псевдостарцев и т.п., — необходимо увидеть корень этой проблемы. Эта проблема возникла у нас в связи с распространением литературы из среды русской эмиграции, которая искала причины своего поражения и российской трагедии начала XX века — революций, свержения монархии и последовавшей за ней Гражданской братоубийственной войны. Они видели причины всех бед в антимонархической деятельности подпольных групп и глубоко законспирированных сообществ.
Но здесь мы должны учесть, что не всякий заговор перерастает в революцию и не всякая попытка переворота приводит к смене власти. История знает куда больше безуспешных переворотов и несостоявшихся покушений. К сожалению, сейчас эта конспирологическая тема развивается и приобретает какой-то уж совсем фантастически-ужасающий глобально-зловещий непреодолимый вид.
И главная беда здесь в том, что увлекающиеся всем этим люди впадают в дьявольское обольщение, ожесточаются, начинают бороться даже не с ветряными мельницами, а с фантомами, выдумками. И даже этого не замечают — ведь они уверены, что борются за Православие! А настоящая борьба за веру — это та борьба, которая проходит через нас, через наше сердце, наша борьба со своими страстями и грехами. Россия стоит в начале пути покаяния, и как призывал перед явлением Христа народу святой Иоанн Предтеча, мы должны прямыми сделать стези нашей жизни. Но как трудно изменить себя и отказаться от таких привычных нам повседневных осуждения, чревоугодия, зависти! И куда легче бороться против заговоров (тем более, что никто не знает, в чем именно эта борьба заключается) или готовиться к концу мира и к пришествию антихриста (собиранием различных товаров первой необходимости), которое, по очередным «предсказаниям» очередного «старца», обязательно наступит в очередном году!
Поэтому хочу напомнить слова апостола Павла, сказанные им Тимофею и до сих пор не потерявшие своей актуальности: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7).
Что касается второго вопроса, то издание Священного Писания, святоотеческих творений, «Закона Божьего», катехизисов, как и душеполезного чтения вообще не прекращалось и будет продолжаться.
И главное, надо иметь веру во Христа Спасителя и стремиться к жизни со Христом.
— За последний год в процессе подготовки академического издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, был проведен ряд масштабных архивных исследований, охватывавших архивохранилища России, ближнего и дальнего зарубежья. Какие новые произведения святителя удалось открыть благодаря проведенной работе? Расскажите, пожалуйста, о тех аспектах творчества святителя Феофана, которые эти находки позволяют по-новому раскрыть и осознать? Какое значение имеют эти материалы для современной науки и для широкого круга читателей? (Петр, г. Москва)
— Дорогой Петр, очень отрадно, что Вы интересуетесь наследием святителя Феофана Затворника.
Действительно, его труды актуальны в наши дни. Мы уже третий год работаем над проектом, наша цель — собрать и издать все труды этого святителя. Наибольшее количество неизвестных его произведений удалось выявить в его личном фонде, находящемся в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Это «Содержание аскетики», «О молитве», «О молитве Иисусовой», «О Церкви», конспект курса догматического богословия, «Обзор свода мнений о духовных училищах». Среди неиздававшихся ранее переводов святителя Феофана, обнаруженных в этом архиве, — «Правило веры в памятных записках Викентия Леринского», «Лествица, истолкованная или перефразированная иеросхимонахом Афанасием Критянином», «Похвальное слово великомученику Пантелеимону Никиты Пафлагона», «Алфавитный указатель к Добротолюбию, переведенному святителем Феофаном» (начатый святителем и продолженный затем его постоянным редактором из числа братии Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне иеросхимонахом Владимиром (Колесниковым)). Интересна также обнаруженная в составе афонского архива переписка ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Феофана (Говорова) с известным русским католиком князем А.П. Голицыным по вопросу о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы.
В Центральном государственном историческом архиве Украины и Национальной библиотеке Украины имени В.И. Вернадского ряд неизвестных писем святителя Феофана к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву.
Благодаря всем этим находкам удалось выявить некоторые новые направления богословского творчества святителя Феофана. Речь в первую очередь идет о таких дисциплинах, как догматическое богословие (в плане систематизации догматики), учение о молитве Иисусовой, христианская педагогика и психология.
Весьма интересна объемная работа «Содержание аскетики». Это 90 листов (180 страниц). Она представляет собой систематическое изложение аскетического учения Православной Церкви и могла использоваться в качестве учебного пособия для духовной школы. В ней, наряду с обобщением идей и опыта древних отцов, мы видим ряд глубоких и законченных оригинальных мыслей самого святителя.
В заключение скажу, что работа продолжается. Материал в архивах проработан на 80 %, но еще не расшифрован. У нас более 10 тыс. страниц скопированного архивного материала. С ним предстоит большая работа.
— Уважаемый владыка, мне понравилась Ваша книга «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Это полезная книга, подробно раскрывающая историю русской церковной миссии и просвещения народов Аляски. Хотелось бы видеть больше подобных книг среди выходящих сегодня православных изданий.
Вопрос к Вам следующий. Культура, привнесенная русскими миссионерами на Аляску, изменила быт и сознание коренного населения. Не искоренилось ли это влияние в течение XX века? Каким образом обстоит дело с православной верой сегодня на Аляске? (Андрей, г. Санкт-Петербург)
— Спасибо, Андрей, за интересный вопрос.
Представляется маловероятным отход от христианской культуры коренного населения Аляски. Дело в том, что с принесением на Аляску Православия в сознании автохтонов произошел коренной переворот. Иными стали не только религиозные воззрения, но весь быт, мышление. И даже язык стал меняться. Русские миссионеры составили для местных жителей алфавит и грамматику, сделали переводы Священного Писания, поучений и богослужений на местные языки, ввели в их словарный оборот большое количество слов для обозначения неведомых им понятий. Почти все имена и фамилии у них стали русскими.
При этом, что существенно сказалось на закреплении русской духовной культуры на Аляске, православные миссионеры не искореняли те элементы аборигенных культур, которые не противоречили христианству. Они внимательно изучали представления и образ жизни туземцев с тем, чтобы найти и сохранить в них все хорошее, и на этом основывали свою проповедь. Вместе с проповедью христианства среди этих народов насаждались евангельские нормы общественной, частной и семейной жизни. До сих пор, например, коренные жители рек Юкон и Кускоквим помнят, как миссионеры примиряли враждующие племена, объясняя им, что во Христе все они становятся братьями.
Миссионеры способствовали введению более прогрессивных способов хозяйствования — до русских туземцы занимались только охотой и собирательством, не были знакомы с земледелием. Для коренных жителей Аляски православные священники открывали школы, обучали их грамоте, церковным песнопениям, ремеслам и прикладным искусствам. С самого начала русского присутствия местное население широко вовлекалось в жизнь христианских общин, в строительство храмов и часовен. Крещенные и обученные грамоте тойоны собирали своих соплеменников на молитву, разъясняли им христианские истины, подавали пример доброй христианской жизни.
С созданием письменности автохтоны принимали активное участие в переводах на родной язык церковных текстов. И до сих пор — это было установлено российскими научными экспедициями на Аляску — местные жители продолжают записывать богослужебные тексты на родном языке, теперь уже используя не кириллицу, как прежде, а латиницу. Эти тексты совместно поют все прихожане под руководством чтецов.
Чтецы, причетники и священнослужители из коренного населения появились на Аляске еще в русский период благодаря доступности для них как общего, так и духовного образования. Первый священник-креол, который всю жизнь отдал миссионерскому служению среди народов Аляски — протоиерей Иаков Нецветов, стал святым и почитается современными православными жителями Аляски как просветитель ее народов.
После продажи Аляски численность автохтонного духовенства и причта постоянно росла, особенно в ХХ века, когда была утрачена связь с Русской Православной Церковью и Православие на Аляске развивалось самостоятельно. В конце 1970-х 16 из 22 священников Аляскинской епархии были коренными жителями.
С 2009 года ежегодно на Аляску направляются научные экспедиции, которые подтверждают сохранение традиций русского Православия на Аляске. Около полутора столетий Аляска является частью США, а ее коренные жители по-прежнему посещают православные храмы и часовни, хранят и почитают православные иконы, называют детей русскими именами, устанавливают на могилах православные кресты, поют колядки на Рождество и торжественно отмечают Пасху. До сих пор в православных храмах эскимосов-юпиков звучат молитвословия на церковнославянском языке.
— Скажите, пожалуйста, есть ли предопределенность в нашей жизни или мы обладаем свободной волей? Но как тогда объяснить феномен Вольфа Мессинга? Разве его пример не доказывает, что предопределенность существует и свободной волей мы не обладаем? (Оксана, г. Москва)
— Мы созданы по образу Бога свободными, но настолько, что сами можем свободно лишить себя этой свободы. Частично свободу потеряли наши прародители грехопадением, попав под власть обольстителя и врага рода человеческого.
Но роковой предопределенности не существует — ведь если бы наша жизнь была предрешена неким роком, то тогда человек не должен был бы нести ответственности за свои поступки. Промысл Божий заключается в постоянном предложении нам через различные жизненные обстоятельства встать и следовать по спасительному пути, ведущему к Нему, но при этом нам всегда оставляется свободный выбор — принять это предложение или отвергнуть. Безусловно, Бог знает все судьбы мира и нередко приоткрывает завесу тайны будущего Своим избранникам, но Он при этом не нарушает нашу свободу, хотя нередко она приводит человека к полной гибели.
Нет нужды вдаваться в подробности по второй части Вашего вопроса, так как современные исследователи, основательно изучив биографию и письменное наследие Вольфа Мессинга, раскрыли массу мифов, вымыслов и подлогов, которыми была окружена данная личность. Несмотря на то, что некоторые люди обладают особыми способностям и могут совершать то, что выходит за рамки человеческих возможностей, в большинстве случаев это фальсификации и обман.
— Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, если у тебя не получается соблюдать пост (например, знаешь, что вечером мама скажет тебе съесть мясо), то нужно ли все равно стараться и поститься до вечера? (Рита, г. Новосибирск)
— Дорогая Рита! Вы задаете вопрос, который возникает у многих молодых людей, чьи родители не разделяют воззрений в отношении поста. Должно понимать, что пост — необходимое для нравственного совершенствования средство, заповеданное нам Самим Господом.
Первые люди в райском саду имели заповедь воздержания, то есть поста: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:16-17). Сам Христос постился 40 дней и ночей в пустыне, подав нам пример (см. Мф. 4:2). Кроме того, Спаситель говорит о невозможности бороться со страстями без поста и молитвы (см. Мф. 17:21).
Поэтому очень важно стараться соблюдать пост. Если в течение всего дня, в который положено поститься, Вы имеете такую возможность — пользуйтесь ей!
Однако не стоит забывать о том, что пост является хотя и очень эффективным, но средством, а не самоцелью. Необходимо с разумом подходить к вопросу поста. Если родители Вас не понимают, их следует попытаться убедить, что для мира в Вашей душе важнее не нарушать пост. Сейчас множество разных продуктов, которые могут заменить мясо. Но если пришлось нарушить пост, то Вы не отчаивайтесь, а продолжайте его выполнять и при первой возможности покайтесь священнику. Его молитва будет Вам помогать и Вам будет легче дальше проходить поприще поста.
Кроме того, важно готовить родителей, что приближается пост, и Вы будете его соблюдать, и что посты многодневные, а также однодневные, в среду и пятницу, не вредят здоровью, но и имеют ряд плюсов и с духовной, и с медицинской точки зрения. В Ветхом Завете есть интересный пример. Подростков (отроков) из Иудеи увели в плен жители Вавилона. Кормили пленных детей по местным обычаям. Тогда четыре юноши, во главе с Даниилом, отказались от приема в пищу мяса. В ответ на возражения надсмотрщика предложили проверить, будут ли проявляться какие-либо негативные результаты от соблюдения поста. В случае ухудшения здоровья обязывались есть все, что положено. Оказалось, что эти юноши развивались быстрее иных как физически, так и умственно.
Рита, желаю Вам помощи Божией, а я буду за Вас молиться!
— Уважаемый владыка! Могут ли православные церковные деятели оказывать более активное влияние на светские власти, чтобы те противодействовали проникновению деструктивных и безнравственных технологий виртуальной массовой культуры на телевидение, в кино, моду, литературу, музыку, Интернет, рекламу? По-моему, православным следует активнее бороться против наблюдаемого в последние годы катастрофического падения нравов в СМИ и культуре. Да поможет Вам Господь в проповеди христианских заповедей. Спаси Бог. Спаси Христос. (Андрей Самарец, г. Днепродзержинск, Украина)
— Уважаемый Андрей! Даже представители светской власти не всегда могут оказать влияние на современные СМИ, а обращения Церкви по этим вопросам вообще редко учитываются. Противодействовать современной массовой культуре может лишь само общество, но для этого оно должно измениться в лучшую сторону. Нельзя силой заставить человека отказаться от чего-то! А изменение общества начинается всегда с отдельного человека — с каждого из нас. Так что противодействовать внедрению современной бездуховной культуры можно лишь исправляя собственную жизнь согласно тысячелетним требованиям евангельских заповедей, воспитывая должным образом собственных детей и своим примером обращая ко Христу и Церкви своих ближних. Наша личная жизнь является определяющей в этом отношении.
— Владыка, Вы руководите в Межсоборном присутствии социальной комиссией. В перечне вопросов, которые Ваша Комиссия рассматривает, есть церковное попечение об инвалидах. В нашем обществе инвалиды на каждом шагу сталкиваются с большими проблемами, в том числе им очень трудно перемещаться, пользоваться общественным транспортом. Даже в общественных зданиях не везде есть подъемники и пандусы. Может ли Церковь решить проблему сооружения пандусов в храмах для инвалидов-колясочников? Ведь человеку в инвалидном кресле самостоятельно взобраться по ступенькам в храм невозможно, и это не дает им возможности участвовать в службах. А сейчас пандусы есть далеко не во всех храмах. (Екатерина, г. Москва)
— Уважаемая Екатерина! Благодарю Вас за вопрос.
Инвалидам должно уделять пристальное внимание и оказывать им постоянную помощь. Господь позволяет нам учиться любви и терпению благодаря людям, имеющим какие-либо физические недостатки, и Он Сам является Нам в образе нуждающихся. На это Он указал нам, описывая картину Страшного суда (см. Мф. 25:31-46).
Большим соблазном является отношение к инвалидам как людям низшего сорта. Нельзя забывать, что каждый из них — образ Самого Бога. Достоинство личности не может быть умалено никакими физическими недостатками или лишениями. Известно, что для каждого человека неизбежна смерть физическая. Однако это вовсе не означает умаление личного достоинства каждого.
Потому с особой заботой мы должны относиться к людям, имеющим физические недостатки. Хорошо всегда помнить слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
В настоящее время Комиссия Межсоборного присутствия занимается разработкой проекта документа, посвященного рассмотрению подходов к осуществлению церковной заботы об инвалидах. Рассматривается возможность всесторонней посильной помощи инвалидам на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях.
Вопрос об обеспечении возможности посещения храмов людьми с ограниченными двигательными способностями имеется на повестке дня и рассматривается в вышеупомянутом проекте документа.
— Владыка Климент, Ваша комиссии по социальным вопросам в Межсоборном присутствии устраивала обсуждение вопроса о церковной помощи страдающим алкоголизмом. Будет ли Церковь организовывать программы и клиники для алкоголиков? (Ольга, г. Одесса)
— Уважаемая Ольга! Вы правы, Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности устраивала обсуждение вопроса о возможной помощи страдающим алкоголизмом.
Вне всяких сомнений, это тяжелая беда современного российского общества. К великому сожалению, этому пагубному пристрастию приобщается все больше молодежи. Уже со школьной скамьи дети стараются попробовать алкоголь. Особенно печально видеть молодых девушек, отравляющих свой еще только формирующийся организм разного вида спиртными напитками. Мы выступаем за полное запрещение продажи алкоголя несовершеннолетним, даже т.н. слабоалкогольной продукции, включая пиво и разного рода коктейли, и запрета его рекламы. Но в этом вопросе Церковь должно поддержать все общество. Мы все должны объединить свои усилия в борьбе с этим страшным недугом.
В настоящее время ведется работа в направлении разработки программ, направленных на утверждение трезвости. Также рассматриваются возможности создания реабилитационных клиник. Это одно из приоритетных направлений деятельности Комиссии.
— Митрополит Климент! Вы как руководитель Комиссии по социальным делам в Межсоборном присутствии Церкви что думаете о проблеме многодетных семей? Общеизвестно, что самый низкий уровень дохода на человека — в многодетных семьях. Конечно, есть государственная помощь. Но нужды многодетных семей гораздо больше. Может ли Церковь помогать многодетным? (Петр, г. Кишинев)
— Уважаемый Петр! Полностью с Вами согласен. Нужды многодетных семей на сегодняшний день являются острой проблемой в нашей стране. Церковь и государство должны всячески поддерживать такие семьи и оказывать им посильную помощь. Приходится констатировать, что сегодня этой категории семей не оказывается должного внимания. Детские пособия являются непозволительно низкими, в десятки раз уступая в размерах пособиям в других странах. И что печально, редко многодетные семьи чувствуют участие самого общества в их жизни.
Между тем, вопрос поддержки и развития института семьи является одним из важнейших для развития каждого государства. Демографический рост — залог успешного развития страны. Родителей, решившихся на сложный подвиг воспитания трех и более детей, должно ставить в пример подрастающему поколению с раннего детства. В журналах и на телеэкранах должны быть лица не звезд шоу-бизнеса, а многодетных родителей, отдающих свои силы и время воспитанию достойных порядочных граждан, имеющих верные духовно-нравственные жизненные ориентиры.
Святейший Патриарх Кирилл призвал, чтобы во всех епархиях и городах создавались церковные центры поддержки семьи, материнства и детства. Церковь должна играть в этой области более активную роль, а государство должно поддерживать такие проекты, т.к. они направлены на благо общества.
В настоящее время Комиссия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности рассматривает все варианты поддержки Церковью многодетных семей и возможности сотрудничества с государством в данном направлении.
— Владыко, благословите! Является ли сахарный диабет как болезнь с тяжелыми последствиями препятствием к принятию монашеского пострига или нет? Если да, то бывают ли какие-нибудь исключения? (Андрей, г. Электросталь)
— Бог да благословит Вас, Андрей! Сахарный диабет, как другие тяжелые телесные болезни, не является препятствием к принятию «образа ангельского». Известно множество случаев, когда сахарный диабет обнаруживали у многих священников и монахов уже после их многолетнего служения Церкви в священническом сане либо иноческом чине — они мужественно переносили этот недуг, и никаких церковных прещений у них не было.
— Христос Воскресе! Владыко, я зрелый семейный человек, имею веру от произволения. Совершил проступок: испросив у нашего владыки епископа Антония благословение (хочу быть священником) я однажды испугался, засомневался и перестал ходить на службы (был поставлен на часы), но домашние чтение и молитвы не оставил. Через полгода вернулся к исповеди и причастию с уверенностью продолжить оставленное, и попал в «зону отчуждения» — от меня отвернулись. В каком направлении мне двигаться для исправления своего проступка (который равносилен предательству)? Подскажите, прошу. (Дмитрий, г. Александрия, Украина)
— Уважаемый Дмитрий! Воистину Воскресе Христос!
Ваша осторожность в вопросе принятия священного сана является вполне естественной. Многие святые отцы с великим трепетом и благоговением относились к вступлению в церковный клир, считая себя недостойными оного. Например, святитель Иоанн Златоуст так говорил о качествах священнослужителей: «Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый, и чтобы он мог сказать: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20)».
Главный вопрос состоит в том, было ли Ваше сомнение именно в Вашем достоинстве, или же оно было результатом малодушия. В любом случае, должно согласовывать шаги в направлении принятия священного сана с духовником, который знает Ваше душевное устроение, и только после его одобрения обращаться с подобными вопросами к епархиальному архиерею.
Дмитрий, посоветуйтесь с духовным отцом. Если не имеете такого, то обратитесь к опытному в духовном отношении священнику.
Помощи Вам Божией! А я буду молиться, чтобы Господь помог Вам определиться на Вашем жизненном пути.
— Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли общаться с людьми не очень церковными, заблудшими? Заранее спасибо. (Рита, г. Новосибирск)
— По одному этому вопросу мне сложно установить, кого Вы подразумеваете под «не очень церковными, заблудшими» людьми, поэтому лучше обратиться за благословением к духовнику или Вашему приходскому священнику. Главное — разобраться и честно ответить самой себе: к чему в конечном итоге может привести дружба, знакомство или даже просто общение с тем или иным лицом? Общаться можно, если Вы имеете силы и благословение положительно воздействовать, по сути, совершать миссионерское служения для еще не обретших Бога людей. Сам Господь, обращаясь к Своим ученикам, учил: «Вы — соль земли… Вы — свет мира... Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16).
С другой стороны, всем нам хорошо известна истина, запечатленная в народной поговорке: «С кем поведешься — от того и наберешься». Она основана на мудрости Священного Писания. В частности, апостол Павел так учит: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).
Дорогая Рита, посоветую Вам: постарайтесь сохранить себя от соблазнов, имейте твердую веру и, совершая поступок, общаясь с людьми, постоянно помните, что ничто не должно отлучить Вас от Христа. Да поможет Вам в этом Господь.