Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Корсунский Иннокентий: «Ассамблея православных епископов Франции — не иерархический, а консультативный орган»

Архиепископ Корсунский Иннокентий: 'Ассамблея православных епископов Франции — не иерархический, а консультативный орган'
Версия для печати
2 апреля 2007 г. 09:58

24 марта в Париже под председательством архиепископа Корсунского Иннокентия состоялось совещание клира и мирян французского благочиния Корсунской епархии. По итогам совещания было принято решение временно приостановить участие Корсунской епархии в заседаниях Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ) — консультативного органа, объединяющего епископов различных православных юрисдикций, действующих во Франции. В интервью газете «Русская Мысль» владыка Иннокентий прокомментировал нынешнюю ситуацию в сфере межправославного диалога во Франции.

— Ваше Высокопреосвященство, недавно Корсунская епархия опубликовала коммюнике относительно деятельности Ассамблеи православных епископов Франции. В субботу прошло собрание клириков и мирян французского благочиния Корсунской епархии, на котором также был затронут этот вопрос. В чем же дело? Можно ли говорить о кризисе внутри АПЕФ?

— «Кризис» — это все-таки слишком громкое слово, я бы пока воздержался от его употребления. Да, появились некоторые симптомы возможного кризиса, да, появилась напряженность в работе Ассамблеи, ее заседания порой проходят не совсем гладко, выступления отдельных членов АПЕФ или ее сотрудников и даже проекты внутренних документов стали иной раз носить весьма тенденциозный характер, с осуждением деятельности Русской Православной Церкви не только во Франции, но и в России. Но все это скорее свидетельствует о необходимости выдержать паузу, осмотреться, поговорить, понять каковы подлинные причины напряжений, разрешить их, прежде чем говорить о кризисе самого института. Может быть, кризис грядет, но мы еще можем его избежать. Мы были и остаемся убеждены, что Ассамблея есть очень полезное начинание, позволяющее нам, православным епископам различных юрисдикций, координировать нашу деятельность, укреплять наше практическое взаимодействие. Примером результата успешного сотрудничества членов Ассамблеи является назначение православного капеллана при французских вооруженных силах (1 ноября 2006 года Министерство обороны Франции назначило священника Корсунской епархии иеромонаха Алексия (Дюмона) православным военным капелланом при Иностранном легионе — Ред.).

— Есть ли принципиальные причины, обусловившие упомянутые Вами напряжения в АПЕФ? Или же это всего лишь эпизод в жизни Ассамблеи?

Один из источников недоразумений в лоне АПЕФ — это потеря чувства ее цели, ее назначения. Не так давно один мой знакомый рассказал мне о своей беседе с одним из православных священников во Франции. Тот пребывал в глубоком убеждении, что Ассамблея — это иерархический орган Православной Церкви во Франции. Но ведь это не так! Да, Ассамблеи епископов — плод консенсуса между Православными Церквами в рамках Межправославной подготовительной комиссии — задумывались как те органы, вокруг которых — в будущем, могли бы формироваться Синоды зарождающихся Поместных Православных Церквей в тех или иных странах. Однако ведь нельзя же впрягать телегу впереди лошади!

На нынешнем этапе исторического развития Православия во Франции очевидно, что пастырским нуждам различных юрисдикций больше соответствует консультативная форма сотрудничества. Ассамблея должна продолжать оставаться, как и задумывалась, консультативным, консенсуальным органом, и не может себя позиционировать как орган иерархический.

— Почему Вы решили вынести вопрос о напряжениях в АПЕФ на обсуждение клириков и мирян Вашей епархии?

— Участие правящего архиерея Корсунской епархии в деятельности АПЕФ — это не только вопрос моего личного участия. Мы стремимся к полноценному сотрудничеству наших епархий — священнослужителей, прихожан, на всех уровнях. Но это сотрудничество должно быть поставлено в адекватные рамки и хотелось бы, чтобы их основы были заложены в деятельности АПЕФ.

Конечно, в Церкви епископ несет служение и ответственность, которое он не может переложить на кого-либо. Но вместе с тем, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос (1 Кор. 12, 12). Поэтому я счел необходимым выслушать клириков и мирян нашего французского благочиния, дабы соборным разумом выработать предложения к правильной постановке сотрудничества православных во Франции.

—  Что же решило собрание?

Как вы можете прочитать в  итоговом документе совещания нашего французского благочиния, участники этого совещания предложили временно приостановить участие Корсунской епархии в АПЕФ, пока не будет принята во внимание наша озабоченность о нынешнем положении вещей. По просьбе наших клириков и мирян я представил это предложение на усмотрение Священноначалия Русской Православной Церкви. В свое время решение об участии в Ассамблеи епархии Московского Патриархата во Франции принималось на уровне высшей власти нашей Церкви, в соответствие с выработанными на общеправославных форумах предложениями. И сегодня, когда для нас, здесь, во Франции, очевидна необходимость что-то менять в работе Ассамблеи, мы обращаемся с таким вот предложением к нашему Священноначалию.

—  Какие же могут быть конкретные шаги в сторону улучшения православного взаимодействия во Франции?

Прежде всего, мы предлагаем, чтобы был восстановлен принцип невмешательства АПЕФ в дела каждой епархии, и, в частности, чтобы уважалось право епархий взаимодействовать непосредственно с внешним миром, с государством и с другими христианскими Церквами.

Считаю полезным здесь напомнить, что вступление Русской Православной Церкви в АПЕФ основывалось и на таком тезисе общеправославного форума, где говорилось: «целью Ассамблеи является проявлять единство Православной Церкви, способствовать сотрудничеству между разными юрисдикциями в пастырской области и поддерживать, защищать и развивать интересы всех общин, находящихся под омофором канонических православных архиереев страны».

К сожалению, у некоторых представителей государственной власти, общественных и религиозных организаций Франции создалось впечатление, что АПЕФ — это некий аналог Конференции католических епископов. Это очень приблизительное представление: АПЕФ — в отличие от Конференции католических епископов, не иерархический, а консультативный орган. Более того, председатель АПЕФ не является представителем православных епархий Франции: каждая епархия самостоятельно взаимодействует с государством, с другими христианскими Церквами, с общественными организациями. К примеру, Корсунская епархия имеет весьма плодотворные контакты с Римско-Католической Церковью во Франции и не будет отказываться от этих контактов, переписав их на АПЕФ. Другое дело, что председатель Ассамблеи может представлять ее в каких-то отдельных случаях, по поручению епископов — членов Ассамблеи, и постольку, поскольку он выражает их согласованную точку зрения.

Мы считаем важным, чтобы соблюдался принцип консенсуса. Невозможно, чтобы точка зрения большинства была навязана даже одной несогласной с этой точкой зрения епархии. В АПЕФ представлено всего лишь пять Поместных Православных Церквей (Константинопольская, Антиохийская, Русская, Румынская, СербскаяРед.): думаю, если принцип консенсуса будет лежать в основе нашей работы, пяти сторонам не так трудно вырабатывать общую точку зрения — для этого достаточно лишь с некоторым вниманием относиться к мнению друг друга.

—  Вы также предлагаете, чтобы председатель Ассамблеи избирался…

Да, и это на самом деле новое предложение. Согласно нынешнему уставу АПЕФ, ее председателем должен являться первый из присутствующих иерархов Константинопольского Патриархата.

За долгие годы мы убедились, что данная практика недостаточно эффективна. Она приводит к монополизации деятельности АПЕФ, к централизации ее деятельности лишь в одной юрисдикции. Замечу, раз уж такое сравнение проводится, даже в Конференции католических епископов, не говоря уже о Федерации протестантских церквей, председатель избирается на определенный период.

Практика избрания председателя Ассамблеи епископов укрепила бы соборность этого органа, дала бы внешнему миру более правильное представление о Православном мире, позволила бы избежать той ситуации, в которой мы сейчас находимся.

—  Можно ли говорить о том, что Корсунская епархия на грани выхода из АПЕФ?

Нет, я бы не стал так говорить. Речь идет именно о том, о чем я сказал ранее — о необходимости выдержать паузу, осмотреться, подумать.  Конечно, если условия работы в АПЕФ станут совсем невозможными, будут препятствовать пастырской деятельности Корсунской епархии и, на самом деле, противоречить православному единству, то мы задумаемся о том, не следует ли приостановить наше участие в Ассамблеи епископов и осуществлять межправославное сотрудничество на уровне двусторонних отношений.

После Пасхи мы надеемся провести заседание АПЕФ и, дай Бог, чтобы нам определить дальнейшие формы работы Ассамблеи, которые позволят нам избежать потенциального кризиса и дальше едиными усты и единем сердцем свидетельствовать о Православной вере в тех странах, куда нас направил Промысел Божий.

Официальный сайт Корсунской епархии/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Глубокая вера русского народа неизменна

Епископ Бачский Ириней: По-настоящему страшно молчание постхристианского Запада о гонениях против Украинской Православной Церкви

Протопресвитер Владимир Диваков: В юности нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено

Митрополит Будапештский Иларион: Притязания Константинополя возрастают

В.Р. Легойда: Мир мог быть иным

Епископ Бачский Ириней: На Украине власти посчитали себя вправе объявить врагом Украинскую Православную Церковь

Епископ Бачский Ириней: Украинская власть проявляет максимальную активность в гонениях на подлинную каноническую Церковь

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны

Митрополит Волоколамский Иларион: Во взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью мы должны пройти через этот сложный период