К дню памяти Собора Бутовских новомучеников и пятилетию подписания Акта о каноническом общении между двумя частями Русской Православной Церкви ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев вспоминает, как изучение подвига пострадавших за Христа в XX веке помогло преодолеть церковное разделение.
С самого открытия нашего университета в 1992 году в нем началась работа по изучению документов истории Русской Православной Церкви в XX веке. По Промыслу Божию нам было передано собрание трудов замечательного историка Русской Церкви Михаила Ефимовича Губонина, который собрал огромный массив ценнейших документов периода советского гонения. Мы продолжили собирание всех доступных сведений о пострадавших за Христа. Изучали следственные дела, административные документы, свидетельства и воспоминания современников. У нас была цель всемерно содействовать прославлению Собора новомучеников и написанию правдивой истории Русской Церкви на основе документов и фактов, чтобы вместо политизированной схемы, составленной под давлением советской власти, появился объективный и добросовестный анализ происшедшего в России в XX веке. Наш университет явился одним из главных инициаторов прославления именно Собора российских новомучеников, ведомых поименно и неведомых, подобно тому, как Церковь прославляла древних мучеников (например, 20 тысяч мучеников, в Никомидии сожженных), имена которых остались неизвестны людям, но известны Богу. Так и мы не можем узнать имена всех пострадавших в XX веке, но знаем, что число их огромно. Исследования, проведенные в Свято-Тихоновском университете, убедительно говорят о том, что за веру пострадало более 500 тысяч человек. Университет активно участвовал в подготовке Акта канонизации Собора новомучеников, университетскими иконописцами была написана икона Собора, наконец, в 2000 году Юбилейный Собор совершил это прославление.
К этому времени уже был издан целый ряд исследований и много документов по истории Русской Церкви XX века. Таким образом постепенно разрушались средостения, преграды, которые разделяли Русскую Церковь, в Отечестве сущую, и Русскую Церковь за рубежом, в 30-е годы оказавшиеся вне евхаристического общения из-за трагических обстоятельств гонения, осуществлявшегося советской властью. Конечно, понадобилось немало трудов, чтобы преодолеть накопленный временем потенциал взаимного непонимания, недоверия, порой даже вражды. Не все знали историю этого разделения, не все видели, что время изменилось и неправильно, несправедливо переносить в сегодняшний день те отношения, которые сложились в советский период. Понадобились усилия многих людей, среди которых нужно особенно почтить Святейшего Патриарха Алексия II и Высокопреосвященного митрополита Лавра. Их воля к объединению имела неоценимое значение. Пришлось преодолеть сопротивление довольно больших групп несогласных внутри Зарубежной Церкви, да и у нас в России не все понимали необходимость восстановления общения. В течение нескольких лет трудилась комиссия по подготовке Акта канонического общения, но уже задолго до него многие священники и миряне с обеих сторон старались налаживать контакты, старались убедить друг друга в том, что больше нет оснований для разделения, что мы и мыслим, и верим одинаково и не являемся сторонниками искажения исторической правды, одинаково желаем, чтобы звучала истина, готовы назвать допущенные ошибки своими именами. Это движение навстречу, мне кажется, сыграло основную роль.
Когда совершилось подписание Акта, — это знаменательное историческое событие, была величайшая радость и торжество всей Русской Православной Церкви. Преодоление разделений в церковной истории — довольно редкое явление, и те, кто участвовал в этом преодолении, кто был его свидетелем, конечно, помнят свои переживания. Еще в 1997 году мне довелось быть в Америке, в Джорданвилле и разговаривать с митрополитом Лавром. Мне довелось показывать ему изданные в нашем университете книги по новейшей истории Русской Церкви, книги о новомучениках и свидетельствовать, что в России восстанавливается историческая правда. После воссоединения Церквей митрополит Лавр прислал нам два письма, где выражал благодарность Свято-Тихоновскому университету за содействие делу объединения. Эти письма — для нас драгоценные документы, мы их бережно храним. В 2008 году митрополит Лавр посетил наш университет, встретился со студентами и преподавателями, снова благодарил. И этот визит был последним в его жизни, меньше чем через месяц он преставился ко Господу. Оба первосвятителя недолго прожили после подписания Акта о каноническом общении, это дело стало венцом подвига их жизни, и они навсегда останутся в памяти благодарных потомков. Вспоминая это событие, мы должны благодарить Бога за то, что сподобились стать свидетелями и участниками такого чуда.
Прославление новомучеников явилось одним из главных моментов, которые нас соединили. Если посмотреть с духовной точки зрения, то победил именно подвиг новомучеников. Всякое разделение — от дьявола, а победить дьявола может только подвиг, в данном случае — подвиг мучеников, другого, равного ему подвига, никто совершить не мог. Этот подвиг обладает удивительной силой — благодаря ему возрождается Русская Церковь, возвращается к вере наш народ, именно он вернул нам единство. Когда митрополит Лавр приехал в Россию, он участвовал в закладке храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне. Акт был подписан вскоре после дня памяти Бутовских новомучеников, и в этом году мы два дня подряд вместе молимся и празднуем сначала память Бутовских новомучеников, а затем пятилетие воссоединения двух частей Русской Церкви.
Подготовил С. Колотвин
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru