Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Духовно-нравственное просвещение заключенных и персонала в местах принудительного содержания». Доклад епископа Красногорского Иринарха на круглом столе в Великом Новгороде

«Духовно-нравственное просвещение заключенных и персонала в местах принудительного содержания». Доклад епископа Красногорского Иринарха на круглом столе в Великом Новгороде
Версия для печати
21 мая 2012 г. 19:17

16 мая 2012 года делегация Синодального отдела по тюремному служению во главе с председателем Отдела епископом Красногорским Иринархом приняла участие в прошедшем в Великом Новгороде круглом столе, посвященном вопросам взаимодействия в области обеспечения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Владыка Иринарх выступил с докладом «Духовно-нравственное просвещение заключенных и персонала в местах принудительного содержания: ОНК и основные направления деятельности Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению».

Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые участники и гости конференции, отцы, братья и сестры!

Сегодня мы собрались на встречу очередного круглого стола представителей Общественных наблюдательных комиссий (далее — ОНК) в рамках реализации взаимодействия государства, общества и Церкви в области обеспечения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания. И наше взаимодействие на постсоветском пространстве имеет достаточно глубокие корни.

Общественная палата Российской Федерации была создана Федеральным законом N 32-ФЗ от 4 апреля 2005 года. Все это время Русская Православная Церковь трудилась не только в области пастырского окормления и духовно-нравственного воспитания среди заключенных, но и в сотрудничестве с Общественной палатой Российской Федерации приложила много усилий в области реализации предусмотренных законодательством правовых норм, защищая права на свободу совести и вероисповедания лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

По линии Общественной палаты России с учреждениями, на которые возложено государством исполнение наказаний по отношению к находящимся под стражей лицам, связано создание двух институтов представителей общественности страны, в работе которых принимают участие священнослужители Русской Православной Церкви: Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее — Общественный совет ФСИН России) и Общероссийская общественная организация «Совет Общественных наблюдательных комиссий» (далее — Совет ОНК).

Подобные общественные объединения — Общественные советы при УФСИНах и региональные Общественные наблюдательные комиссии также стали создаваться и в субъектах Российской Федерации. При этом сразу же было признано весьма важным участие священнослужителей в работе означенных общественных объединений, поскольку это, с одной стороны, позволяет в духе реформирования системы исполнения наказаний в России защищать религиозные права и свободы как заключенных, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, так и сотрудников пенитенциарных учреждений, а с другой стороны — содействовать нормализации и становлению рабочих отношений между Церковью и учреждениями исполнения наказаний в регионах.

В феврале 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал  «Соглашение о сотрудничестве» с Федеральной службой исполнения наказаний, которым регламентируются цели и задачи Русской Православной Церкви в области православного тюремного служения, во многом совпадающие с интересами вышеозначенных институтов Общественной палаты Российской Федерации. Наблюдение за соблюдением прав человека, гарантирующих свободу совести и вероисповедания лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, открытие православных тюремных храмов и приобщение заключенных к общечеловеческим нравственным ценностям христианства, способствующие духовному возрождению их личности — вот те основные задачи, реализуемые Церковью, на основе которых создаются условия для ресоциализации и последующего возвращения человека к правопослушной жизни в гражданском обществе на свободе.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «православные священнослужители и миряне призваны участвовать и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной реализации каждого члена общества». Областями сотрудничества Церкви и государства являются, среди прочих, развитие совместных социальных программ и попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.

Общественные наблюдательные комиссии

Сразу же после создания Общественной палаты Российской Федерации в ее составе была образована Комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов. А затем началось формирование в составе Общественной палаты ныне действующих Общественных наблюдательных комиссий по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания. В настоящее время ОНК уже действуют в 73 субъектах Российской Федерации.

Главной задачей Общественных наблюдательных комиссий в субъектах Российской Федерации является осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, поэтому создание в регионах ОНК преследует следующие основные цели:

  • содействие реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания;
  • объединение усилий заинтересованных институтов гражданского общества, направленных на решение вопросов адаптации и ресоциализации лиц, возвращающихся в общество из мест принудительного содержания;
  • содействие в реализации и защите прав и законных интересов осужденных и лиц, находящихся в местах принудительного содержания, либо лиц, права и интересы которых затрагиваются данными сферами (например, сотрудниками пенитенциарных учреждений и членами их семей).

В этой связи следует особо сказать о сотрудниках пенитенциарных учреждений и членах их семей, о правах и проблемах которых наша общественность в своих выступлениях нередко любит замалчивать. Однако душевное состояние последних, вынужденных в силу служебного положения постоянно пребывать в трудных условиях ограничения свободы и испытывать в своей работе определенные нравственные и физические неудобства, также не может оставлять равнодушными не только членов ОНК, но и представителей священства Русской Православной Церкви.

Не случайно в упомянутом выше «Соглашении о сотрудничестве» уделяется особое внимание духовному окормлению сотрудников органов и учреждений ФСИН России, членов их семей, а также родственников осужденных. Все эти категории лиц испытывают жизненные затруднения либо в силу своего служебного положения, либо в связи с условиями, в которых находятся их родственники.

Структура сообщества лиц, содержащихся в местах ограничения свободы, является слепком со всего остального социума и имеет сходные характеристики вероисповедания. В настоящее время в местах лишения свободы, как и в нашей обычной гражданской жизни, преобладающее большинство лиц, заключенных под стражу, как правило, причисляют себя к Православию, а точнее — к носителям православной культуры. При этом большинство из них не посещали храмы на свободе, они не были воцерковленными людьми до осуждения к отбыванию срока наказания, поэтому и за тюремной оградой не все привычны к регулярному посещению тюремной церкви. Однако в течение последних десяти лет, благодаря работе тюремных священнослужителей, в местах лишения (ограничения) свободы от 8% до 10% заключенных обрели веру в Бога, регулярно участвуют в богослужебной жизни и являются членами религиозных общин при тюремных храмах.

Членство в ОНК облегчает священнослужителю решение перечисленных задач и выполнение им основной миссии духовно-пастырского окормления в местах принудительного содержания. При этом данные священнослужители, часто посещая в составе ОНК различные учреждения уголовно-исполнительной системы региона, могут лучше оценивать труды священников в местах принудительного содержания, которые на постоянной основе закреплены Епархиальным управлением за учреждениями УИС.

Процедура выдвижения кандидатур в состав Общественных наблюдательных комиссий (согласно Федеральному закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» за № 76-ФЗ от 10.06.2008 г.) в субъектах Российской Федерации начинается за 90 дней до истечения срока функционирования предыдущей.

Согласно законодательству Церковь не может самостоятельно выдвигать кандидатуры в Общественные наблюдательные комиссии. Однако в настоящее время более 150 общественных организаций, обладающих правом выдвижения кандидатов в члены ОНК, конструктивно сотрудничают с учреждениями уголовно-исполнительной системы, что позволяет им рекомендовать священнослужителей в состав членов ОНК и, тем самым, привлекать их к работе в ОНК. Понимая важность духовной составляющей в жизни каждого человека и особенно граждан, находящихся во временной изоляции от общества, часть общественных организаций выдвинули в состав ОНК, начиная с первого созыва, кандидатуры священнослужителей Русской Православной Церкви. Годы работы православных священнослужителей в составе ОНК благотворно сказались на выстраивании доверительных взаимоотношений между членами наблюдательных комиссий и лицами, находящимися в местах принудительного содержания.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращался к правящим архиереям Российской Федерации с предложением определить кандидатов из числа священнослужителей Русской Православной Церкви для выдвижения в состав ОНК и рекомендовать подведомственным епархиальным отделам, ответственным за тюремное служение, инициировать выдвижение священнослужителей через общественные организации в состав вновь формируемых Общественных наблюдательных комиссий.

В циркулярном письме Святейшего Патриарха Кирилла от 31 марта 2009 года за номером 1172, которое адресовано «всем епархиальным Преосвященным Российской Федерации», было рекомендовано «в целях развития плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний России в области духовно-нравственного воспитания и пастырского окормления лиц, в темницах и узах пребывающих, а также сотрудников исполнительной системы, работающих в местах принудительного содержания, определить кандидатов из числа священнослужителей, ответственных в епархии за тюремное служение, которые вошли бы в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий» тогда еще первого созыва. Эти слова свидетельствуют об особом внимании Святейшего Патриарха к процессам становления духовно-пастырского тюремного служения и обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. В них содержится призыв Его Святейшества, обращенный к носителям священного сана Русской Православной Церкви, войти в состав Общественных наблюдательных комиссий, чтобы обеспечить в местах принудительного содержания право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания.

Сложившаяся действительность и уровень соработничества Русской Православной Церкви и Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, достигнутые за первое десятилетие XXI века (со времени подписания «Соглашения о сотрудничестве» в декабре 1999 года), свидетельствуют, что согласно статистическим данным уже к 2010 году около 1100 православных священников в России посещали учреждения УИС на регулярной основе.

На сегодняшний день в 1041 исправительных учреждениях ФСИН России функционирует 555 православных тюремных храмов и до 450 молитвенных комнат для заключенных. В учреждениях УИС действует более 800 православных религиозных общин, объединяющих более 70 тысяч осужденных, организовано почти 300 воскресных школ, в которых проходили религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных.

Для сравнения приведу данные, согласно которым на начало 2010 года в исправительных учреждениях ФСИН России функционировал 471 тюремный храм Русской Православной Церкви и 466 молитвенных комнат для заключенных. Действовало 789 православных религиозных общин, которые объединяли 73117 осужденных. Было организовано 265 воскресных школ, где проходили религиозное обучение свыше 11000 верующих осужденных.

Таким образом, за прошедшие два года со времени создания Синодального отдела по тюремному служению в местах принудительного содержания в среднем по стране ежемесячно вводится в действие от 3-х до 4-х новых тюремных храмов. А перечисленные выше результаты были достигнуты благодаря трудам священнослужителей и помогающих им православных мирян, которые по благословению Священноначалия несут послушание тюремного служения среди заключенных в местах лишения (ограничения) свободы.

Создание Синодального отдела по тюремному служению в марте 2010 года было вызвано заботой Святейшего Патриарха о том, чтобы лица, находящиеся в местах лишения (ограничения) свободы, и члены их семей, не оставались без пастырского и духовно-просветительского душепопечения нашей Церкви, чтобы православное вероучение — вера отцов наших — распространялась без ограничений среди всех слоев населения нашей страны, включая заключенных в местах принудительного содержания.

В связи с постоянным вниманием Священноначалия Русской Православной Церкви к вопросам участия священнослужителей Синодальным отделом по тюремному служению было также направлено обращение ко всем «правящим архиереям Российской Федерации» по инициированию выдвижения священнослужителей через общественные организации в состав формируемых Общественных наблюдательных комиссий. Вместе с тем дело это еще весьма новое и не все механизмы деятельности ОНК отработаны, поэтому и в миссии защиты прав человека дает о себе знать так называемый «человеческий фактор».

Кстати говоря, в сообщениях о работе даже тех Общественных наблюдательных комиссий, которые действуют под эгидой уполномоченных по правам человека, редко встречается информация о проблемах обеспечения свободы совести лиц, содержащихся под стражей, хотя ОНК и не являются государственной организацией, от которых Церковь отделена. К примеру — в протоколе Общественной наблюдательной комиссии, посетившей Можайскую воспитательную колонию, отмечено, что все воспитанники колонии посещают церковь, однако ходят в нее поголовно и строем (в буквальном смысле этого слова), в связи с чем у членов ОНК возникли некоторые сомнения в добровольности данного «мероприятия». В ряде регионов бывали затруднения с включением в состав ОНК священнослужителей из-за местных воззрений на работу комиссий и своеобразное понимание светскости государственного управления в нашей стране.

В связи с рассмотрением подобного рода обстоятельств на Всероссийской конференции «Социальная реабилитация заключенных в понимании гражданского общества и Русской Православной Церкви, духовно-нравственные аспекты и инструменты ресоциализации», организованной под эгидой Общественной палаты Российской Федерации совместно с Синодальным отделом по тюремному служению в октябре 2011 года, для дальнейшего развития взаимодействия Церкви и ОНК присутствующими священнослужителями было предложено:

  • усилить контроль Общественной палаты Российской Федерации над формированием состава региональных ОНК,
  • продолжить формирование ОНК,
  • подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в ФЗ-76 от 10 июня 2008 года, уточняющую процедуру изменения в действующем составе ОНК при доборе или замене члена ОНК в период образованной в правомочном составе ОНК.

Что, в конце концов, и было сделано.

Синодальный отдел по тюремному служению/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 31 декабря — 18 января

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года)

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Итоги социального служения Церкви в 2024 году

Более 4000 новогодних подарков направили в зону конфликта при поддержке Патриаршей гуманитарной миссии. Информационная сводка о помощи беженцам (за 24-27 декабря 2024 года)

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии