Профессор, декан композиторского факультета Московской консерватории Александр Кобляков поблагодарил епископа Венского и Австрийского Илариона за создание оратории «Страсти по Матфею», однако считает, что этому произведению недостает большей смелости, размаха и многомерности.
«С одной стороны, мы безумно благодарны отцу Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения», — сказал А. Кобляков «Интерфаксу».
По мнению профессора, автор «очень канонично» распределил евангельский материал между чтецом, хором, солистами и оркестром. «Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой», — сказал собеседник агентства.
В то же время профессор отметил, что композиторам-профессионалам «хотелось бы слышать некоторый больший отход от барочных моделей».
«Демократизм языка автора, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но хотелось бы еще большей многомерности в воплощении этого вечного сюжета: чтобы были какие-то коллизии в языке и драматургии, какие-то смелые, нестандартные решения», — заявил А. Кобляков.
По его словам, даже у Баха, «с его барочным, казалось бы, уже традиционным и всем известным, тональным языком, — там очень много глубины и драматизма, очень много коллизий».
«Бах не идет на компромисс со слушателями, у него очень сложные инструментальные формы, огромные полотна симфонической музыки, наполненные прекрасной и сложной полифонией... У него «Страсти по Матфею» начинаются с конца сюжета, и потом уже развертывается сюжет, то есть начинается все шествием на Голгофу, а потом уже рассказывается предыстория. Такой вот современный, смелый, кинематографический прием», — заметил А. Кобляков.
«Именно в этом плане хотелось бы больше смелости, размаха, быть может, еще большей сложности и многомерности в воплощении. Но я очень рад самому факту появления нового произведения, смелости и той внутренней, духовной и интонационной чистоте, с которой владыка Иларион воплотил этот замысел», — добавил он.
Премьера «Страстей по Матфею» прошла 27 марта в Московской консерватории в исполнении хора Государственной Третьяковской галереи и Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Концерт почтил своим присутствием патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
29 марта произведение было представлено в Риме. Концерт был проведен под эгидой Папского совета по культуре при участии Папского совета по содействию христианскому единству, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и представительства России при Святом Престоле.