28 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошла торжественная церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом тайного голосования к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Дамы и господа!
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы стать участниками и свидетелями важного события в общественной жизни: избрания лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которая будет вручаться во второй раз. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий стояли у истоков формирования славянской письменной традиции, заложившей основы для последующего развития всей отечественной словесности. Становление русской классической литературы, произошедшее спустя почти тысячелетие со времени трудов солунских братьев, есть убедительное свидетельство того, что данный ими духовный импульс обладает огромной жизненной силой.
Классическая русская литература — это одно из самых замечательных явлений, вызванных к жизни кирилло-мефодиевской традицией. Эта литература, будучи светской по своему характеру, имела одну отличительную особенность — в центре ее внимания находился человек с его переживаниями, чувствами, устремлениями души. Русских писателей всегда интересовали не столько внешняя действительность, сколько внутренние мотивы, глубинные причины человеческих поступков — греховных и праведных, низких и высоких. Наши писатели воспринимали свой труд не как ремесло, но как призвание, как некое пророческое служение, и в этом смысле они могут быть с полным правом названы служителями слова.
Развитие русской классической литературы неизменно определялось нравственным вектором, и в этом проявилась ее неразрывная органическая связь с литературой духовной. Духовная литература ставит своей целью раскрыть людям Божественную истину, показывая высокие идеалы духовной жизни и указывая пути их достижения. Литература светская описывает земную реальность — реальность, как правило, далекую от этих идеалов. Но примечательно, что русская литература, свидетельствуя о скоротечности и несовершенстве земного бытия, неизменно устремлялась к поиску правды — правды человеческой и правды Божией.
Думаю, можно с уверенностью сказать, что вся русская литература развивалась под знаком непрестанных поисков истины. Кого-то из наших писателей эти поиски приводили к духовным прозрениям, кого-то — к разочарованию и даже к отчаянию. Однако, как правило, результат этих исканий напрямую зависел от способности человека услышать в своем сердце голос Божий. Во многом благодаря этой, внутренне не всегда осознаваемой жажде Бога русская литература, особенно в советское время, подготовила почву для того, чтобы огромное множество людей впоследствии обратились ко Христу. Не свидетельствуя напрямую о Спасителе, она предупреждала о той опасности, которая подстерегает человека, не имеющего прочных духовно-нравственных основ или сознательно от них отказавшегося.
Русская Православная Церковь не может оставаться безучастной к тому, что происходит ныне в современной отечественной словесности. К сожалению, сегодня появилось немало произведений весьма сомнительной ценностной ориентации, зачастую идущих вразрез с нравственными идеалами отечественной литературной традиции, а иногда и прямо им противоречащим. Поэтому Патриаршая литературная премия призвана напомнить, что и сегодня не только в России, но во многих странах мира, где говорят и пишут на русском языке, есть авторы, осознающие себя преемниками и продолжателями духовной традиции, восходящей к славянским просветителям. Именно такие писатели стали номинантами Патриаршей премии 2012 года. Уверен, что все они достойны этой премии. Но нам все же предстоит сегодня сделать свой выбор и назвать лауреатов, первых из лучших. Благодарю вас.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси