Как Церкви научиться «разговаривать на языке бедных», почему помогать неимущим должен каждый христианин и почему социальное служение на приходах должны организовывать священники, а осуществлять миряне, рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон на круглом столе «Поддержка малоимущих — церковный подход», проведенном 6 июня 2012 года Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия.
Тема нашего сегодняшнего собрания очень важна для всей Церкви, важна особенно в XXI веке. Я однажды слушал выступление Андреа Риккарди, основателя Общины св. Эгидия (ныне министр по вопросам международного сотрудничества и интеграции Италии — прим. ред.). Эта община объединяет итальянских мирян-католиков, которые помогают бедным. В своем выступлении он говорил о том, что Католическая Церковь в XIX веке перестала так заботиться о бедных, как это было прежде в истории.
Я не знаю, насколько он прав, — я не специалист по католицизму. Но он высказал очень интересную мысль. Он сказал, что в XIX веке радикально настроенные группы революционеров и социалистов выхватили у Католической Церкви знамя служения бедным, которое она всегда несла. Это и послужило одной из причин всех социальных конфликтов и революций — и в Европе, и в Латинской Америке.
Мне кажется, что подобная проблема есть и у нашей Православной Церкви. Можно говорить о ложности тех лозунгов, с которыми во время революции народ поднялся против власти. Но все же в изгнании, в эмиграции многие из тех, кто раньше находился у власти, каялись и признавали: то, что произошло в России, произошло отчасти по их вине. Дворянство и интеллигенция потеряли веру, не заботились о малоимущих, жили своими внутриклассовыми интересами. Возмущение против Церкви было связано отчасти с тем, что Церковь ассоциировалась с властью, с теми людьми, которые имели власть и богатство, но мало заботились о бедных.
В советское время Церкви вообще было категорически запрещено что-либо делать, кроме совершения богослужений. Сейчас Церковь у нас как никогда свободна делать добрые дела и оказывать помощь нуждающимся.
Святейший Патриарх Кирилл после своего избрания на Первосвятительский престол сказал замечательные слова: «Церковь научилась говорить на языке богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных». Это делается сейчас, но делается недостаточно. Говорить — значит понимать этих людей, понимать их нужды и отвечать на эти нужды, помогать им. У нас около 30 тысяч приходов, а в базе данных, которая составляется нашим Отделом, зарегистрировано 2509 социальных церковных учреждений. Соотношение не совсем хорошее, как мне кажется. Конечно, есть очень много людей, которые делают добрые дела в тайне, потому что Евангелие предписывает нам совершать дела милосердия тайно, так, чтобы об этом не знали другие. Тем не менее потенциал для развития помощи бедным еще далеко не исчерпан.
Священники должны организовывать подобную деятельность, потому что без батюшки, без настоятеля внутри церковной общины ничего сделать нельзя. Но при этом сами священники не могут ходить в больницы ухаживать за больными, у них есть дела проповеди, дела миссионерства. Поэтому к этой деятельности нужно привлекать мирян. Пока миряне не станут активными членами нашей Церкви, пока они будут себя считать только какой-то малозначащей частью церковного тела, развитого социального служения в Церкви не будет.
Церковь — это не просто механизм, вроде государственного, в котором действуют жесткие правила, поощрения и наказания. Нельзя человека заставить быть добрым, но можно к этому призвать, этому научить. В Церкви каждый человек свободен, и во все времена в Церкви были разные люди.
Например, в житии святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, есть рассказ об одном очень жадном епископе Троиле, который имел много денег. Святитель Иоанн научил его быть милостивым. Наверное, он знал о мыслях епископа, потому что он был человеком прозорливым, но никаких мер прещения Патриарх к нему не применял, не действовал насильно. Он пригласил епископа в больницу и сказал: «Вот у тебя есть возможность помочь нуждающимся». Жадные люди часто хотят показаться милостивыми. Так и тот епископ, не желая показаться жадным, был вынужден раздать деньги, которые носил с собой. Епископ раздал очень большую сумму и от этого даже заболел. Когда святитель Иоанн пригласил его к себе на обед, он сказался больным и передал, что прийти не может. Святитель Иоанн понял, в чем дело, прислал ему деньги, которые он потратил, и сказал: «Ты прости, я у тебя их занял там в больнице. Я тебе их возвращаю. Только ты напиши мне расписку, что причитающаяся тебе награда на небесах будет теперь принадлежать мне». Тот, очевидно, был человеком не только жадным, но и простым, и такую расписку ему дал. Выздоровел, пришел к нему на обед. А ночью епископ увидел сон, в котором ему был показан прекрасный дворец в Царстве Небесном. На дворце была надпись «Обитель и вечный покой епископа Троила». Он очень порадовался, что и на земле живет неплохо, и в Царстве Небесном у него такие замечательные покои. Но тут он увидел, что пришли грозные мужи и сказали: «Сбить эту надпись и написать, что эту обитель купил у этого епископа Патриарх Александрийский Иоанн, и она теперь принадлежит ему». Епископ вразумился и после этого стал помогать нуждающимся.
Церковь — это собрание не святых, а кающихся грешников, поэтому обвинять другого в том, что он жадный, что он ездит на «Мерседесе», неправильно. Конечно, современные люди хотят найти в Церкви тот евангельский идеал, которого им не хватает в миру. Однако евангельский дух — это призывать, а не заставлять, направлять, а не осуждать. Правильное духовное устроение — следить за собой, а не подсматривать за другими. Как часто люди, которые обвиняют других, сами не готовы поделиться с бедными тем, что у них есть!
Уровень бедности — понятие относительное. В Африке он ниже, в Европе — выше. Человек считает себя бедным по сравнению с соседом, который богаче его. В жизни всегда есть неравенство. Кто-то богаче, кто-то беднее. Решить эту проблему можно исполняя заповедь святого Иоанна Предтечи, который так объяснял, что значат истинные плоды покаяния: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Соблюдение правила «помогать тому, кто живет хуже тебя», превращение его в ежедневное делание, — вот это поможет и ликвидировать бедность, и восстановить социальное служение.
Св. Иоанн Кронштадтский следовал этому завету буквально. Можно сказать, что этого великого пастыря и молитвенника роскошь и окружала, и тяготила. Например, богатые люди часто дарили ему очень дорогие рясы. Отец Иоанн их носил, чтобы не обидеть дарителей, но, как только он встречал нуждающегося священника, то сразу отдавал их ему, а сам надевал свою старую чиненную рясу.
Да, мы не можем вернуться к той общности имуществ, которая была в первохристианской общине, но каждому из нас — мирянину, священнику, архиерею, женщине и мужчине, пенсионеру и студенту, у которых маленькие пенсии и стипендии, — нужно помогать тем, у кого нет ничего. Такие люди есть вокруг нас. Они живут в социальных учреждениях, они живут в многодетных семьях, в других регионах нашей необъятной России. Воспитать в людях такую помощь как правило жизни — вот это, мне кажется, очень важная задача, которая могла бы в корне решить ту проблему бедности, которая есть в нашей стране.
Диакония.ru/Патриархия.ru