«Мне не нравятся любые экранизации евангельских сюжетов, потому что считаю это нарушением моей приватной территории, — сказал о. Андрей. — Наверное, у каждого человека есть свои любимые книги, и, когда любимая книга экранизируется, возникают разногласия. Кроме того, будь то Евангелие или романы Толстого — это щадящий текст в том смысле, что оставляет за читателем право на додумывание. Ты можешь додумать, с какой интонацией была сказана та или иная фраза, во что был одет персонаж. Поэтому каждый читатель оказывается соавтором».
Кино же, по словам о. Андрея Кураева — «искусство диктаторское», навязывающее зрителю готовые решения. Но в то же время он согласился с тем, что для многих киноверсия Евангелия может предшествовать знакомству с самим Священным Писанием.
Бороться с авторским домыслом — значит «вводить цензуру и вывешивать при входе на киностудию список запрещенных приемов», считает о. Андрей. К удачным попыткам авторского домысла он отнес фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», где есть два эпизода, отсутствующие в Евангелии. «Мне они кажутся просто гениальными, — отметил о. Андрей. — Например, Иисус несет крест по улицам Иерусалима и падает под его тяжестью и лежит на брусчатке мостовой. К Нему подбегает через стражников Его Мать, и Иисус произносит слова: «Я творю все новое». В Новом завете эти слова Христос произносит в Апокалипсисе. Это слова Бога, обновляющего Вселенную, — слова высшего торжества — произносятся в минуты величайшего унижения. По сути, это очень верно: открываются новые отношения Бога и человека, когда Бог не только господин, но и слуга для человека».
В то же время, подчеркнул о. Андрей Кураев, сейчас создается много картин на евангельские сюжеты, снятых в стилистике документального кино с очевидными нарушениями правил логики и научного анализа. «Под видом документалистики преподносится очередная версия оккультно-атеистической языческой пропаганды. Например, продукт Первого канала — многосерийный фильм на тему путешествия Христа в Индию. Еще по каналу «Культура» идет сериал то ли от Би-би-си, то ли Си-эн-эн, где много антинаучной и антихристианской шелухи», — сказал церковный миссионер.
Говоря о поддержке Церковью традиционных семейных христианских ценностей, в том числе и средствами кинематографа, диакон Андрей Кураев подчеркнул, что Церковь не стремится к их пропаганде, но «может искать поводы и способы поддержки этой системы».
Отвечая на вопрос, существует ли у Церкви какой-то особый «канон», согласно которому определяется качество той или иной кинокартины, он отметил, что «канон такой есть, и он всем хорошо известен — это Десять заповедей».
Патриархия.ru/«Профиль»