Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ростовский Меркурий: «За 30 учебных часов изучить основы религиозной культуры невозможно»

Митрополит Ростовский Меркурий: «За 30 учебных часов изучить основы религиозной культуры невозможно»
Версия для печати
24 июля 2012 г. 18:50

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью «Российской газете» (федеральный выпуск № 5840 (167), Ростов-на-Дону) ответил на вопросы по поводу введения в российских школах с 1 сентября этого года «Основ религиозных культур и светской этики».

— Владыка, на изучение «Основ...» отводится 34 часа. Можно ли за это время младшекласснику освоить предмет?

— Хотел бы уточнить: из них четыре часа — вступительные уроки. Я думаю, за 30 часов изучить основы религиозной культуры невозможно. Ведь это не только история религии, но изучение культуры и даже нравственное воспитание. Поэтому я выступаю за последовательность курса. Нужно вернуться к изучению основ религиозных культур, например, в 7-м классе, когда школьником получен достаточный багаж знаний. Когда он может выстроить систему взаимосвязи предмета с другими предметами. А потом еще в 10-м классе: в этом возрасте подросток начинает по-другому воспринимать окружающий мир, серьезно размышлять, философствовать. Понимаю, что это непросто.

— А оценки по новому предмету ставить не будут?

— Межведомственный координационный совет отдал это решение на усмотрение преподавателя. В конце концов, знания, которые получают дети, не ради отметки.

— Вы возглавляли Представительство Патриарха Московского в США. Как там решаются такие вопросы?

— В Америке вообще все вопросы с религией решаются намного проще. Религию преподают в школах. Каждый выбирает, что хочет, или вообще не выбирает. И в религиозную жизнь людей светское государство не вмешивается.

— Когда 1 сентября дети придут в школу, у них уже будут учебники и преподаватели по новому предмету?

— Обязательно. В третьих классах было проведено анкетирование и выбран тот или иной модуль. В соответствии с этим выстраивался заказ на учебные пособия, которые должны поступить в течение лета.

— И каковы результаты анкетирования? Что предпочли школьники?

— Там, где традиционно православный регион, свыше 70% учащихся выбрали Основы православной культуры. Где больше мусульман, выбирают Основы исламской культуры. Мы совершенно спокойно к этому относимся. В республиках на Северном Кавказе этот предмет тоже вводится. Чечня на 99 процентов выбрала модуль по исламу.

— Будет ли Церковь участвовать в подготовке учителей, и должен ли быть преподаватель верующим?

— Если учитель будет верующим, ничего плохого в этом нет. Учитель должен не только обладать знаниями, но и уметь более доходчиво донести их до учеников. Он должен более глубоко знать традиции и просто любить свой предмет. Я не сторонник того, чтобы священник преподавал в школе, для этого нужно обладать профессиональными знаниями. Но преподаватели, конечно, будут общаться со священнослужителями. Задача последних — не стремиться на школьные кафедры, а помочь учителю с дополнительным материалом, рассказом о хрестоматийных событиях, разъяснениями.

— Еще мнение: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»?

— Вряд ли это правильный подход. Как дети изучают литературу? Сначала они читают народные сказки, потом русскую классику. А затем приходит черед зарубежной, мировой литературы. То же и с религией. Нужна последовательность, чтобы не создавалась в головах у четвероклашек этакая каша религиозная. Кроме отвращения вообще к изучению религиозной культуры, такая мешанина ничего не принесет.

— А не слишком ли надуманный предмет, например, светская этика?

— Многие родители до сих пор путают этику с этикетом и думают, что на уроках светской этики детей будут учить, как держать вилку и нож за столом. Лучше всего о предмете светской этики сказал Святейший Патриарх: светская этика — это обезбоженная нравственность. Вот насколько можно представить себе нравственность без религиозной основы, настолько можно говорить о светской этике. Если же говорить о самом учебнике по этому предмету, то это наиболее неудачный из учебников, написанных для детей.

Беседовала Л. Ионова

Материалы по теме

Состоялось заседание Оргкомитета XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Подведены итоги XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

Издательский Совет доставил богослужебную, духовную, учебную и детскую литературу в Скадовскую епархию

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения