10 июня 1990 года. В церковном календаре этот день выделен красной строкой и причислен к особым датам. Хочется верить, что со временем хронологи без тени колебания впишут его и в светские календари, ибо день этот связан с событием, которое не только войдет в летопись Православия, но и наверняка останется в памяти наших потомков как одна из самых значимых, если не сказать отправных, вех в новейшей истории России. Ровно пятнадцать лет назад на Первосвятительский престол взошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Пожалуй, никому из Первосвятителей не приходилось сталкиваться с такими трудностями и испытаниями, которые выпали на долю Патриарха Алексия II.
«...Я считал, что 34-й поезд, который курсировал между Таллином и Москвой, — это и есть мой дом. Признаюсь, я с радостью ждал этих часов в поезде, когда можно было спокойно почитать и побыть наедине с собой».
С транспортниками, и в первую очередь с железнодорожниками, у Предстоятеля Русской Православной Церкви давно уже сложились добрые взаимоотношения, которые могут служить примером успешного соработничества Церкви и государства.
Когда в июне 1990 года, спустя месяц после кончины Патриарха Пимена (Сергея Извекова), встал вопрос о его восприемнике, архиереи Русской Православной Церкви одним из первых назвали имя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Ленинградскую епархию он принял в свое управление в 1986 году — в то переломное время, когда официальный государственный атеизм хоть и смягчил слегка свой суровый и абсурдистский нрав, но по-прежнему буквально на каждом шагу возводил для Церкви труднопреодолимые преграды и барьеры.
Всего четыре года возглавлял митрополит Алексий Ленинградскую епархию, но за этот небольшой отрезок времени сумел поистине возродить церковную жизнь в этой второй по значимости кафедре Русской Православной Церкви.
До Северной столицы владыка Алексий более четверти века стоял во главе своей родной, Таллинской епархии, причем какое-то время был одновременно правящим архиереем и в соседней, Рижской епархии.
Огромный опыт церковно-административного руководства был накоплен им за долгие годы работы в должности Управляющего делами Московской Патриархии.
Иерархи Русской Православной Церкви не могли не отдавать должное митрополиту Алексию и как выдающемуся богослову. В апреле 1984 года он завершил трехтомный труд «Очерки по истории православия в Эстонии», за что вскоре был удостоен докторского креста (степени доктора богословия — Ред.).
Эти и другие благие деяния, которые совершил владыка Алексий за три десятилетия своего архипастырского служения, безусловно, давали священноначалию все основания считать его достойным избрания на Первосвятительский престол.
Позже, вспоминая те июньские дни 1990 года, которые стали для него едва ли не самыми главными в жизни, Святейший Патриарх откровенно поведает: «Я ехал в Москву на Собор, имея перед глазами большие задачи, открывшиеся, наконец, для архипастырской и вообще церковной деятельности в Петербурге. Никакой, говоря светским языком, «предвыборной кампании» я не вел.
Только после Архиерейского Собора, где я получил больше всех голосов архиереев, я почувствовал, что есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Я говорю «опасность», потому что , будучи двадцать два года управляющим делами Московской Патриархии, я прекрасно знал , насколько тяжел крест Патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое Патриаршество, то, видимо, Он даст и силы».
Выбор Предстоятеля Церкви — величайшее из таинств, которое, безусловно, нельзя относить к делам человеческим. И нет ему иного определения, как Промысел Божий. Таинство это настолько выше помазания на царство (не говоря уже о выборах или назначении на должность руководителя государства), насколько духовная власть превыше земной.
Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси, открылся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 7 июня 1990 года. На него прибыли 317 делегатов: 90 архиереев, 92 клирика, 88 мирян, 39 представителей монастырей и 8 — духовных школ. Что особо важно подчеркнуть, это было первое каноническое избрание Предстоятеля Русской Православной Церкви после избрания Патриарха Тихона на Поместном Соборе 1917 — 1918 годов.
Собор продолжался до позднего вечера. Свободного доступа в Лавру не было, однако ее переполняли люди насельники монастыря, местные прихожане, паломники из разных уголков России. Все были охвачены напряженным ожиданием и одновременно предчувствием каких-то неведомых, но непременно добрых и радостных перемен...
Наконец в 22 часа 20 минут Патриарший местоблюститель торжественно возгласил:
— Владыко Алексий, Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси!..
Пожалуй, никому из Первосвятителей не приходилось сталкиваться с такими трудностями и испытаниями, которые выпали на долю Патриарха Алексия II. Ведь он был увенчан белым патриаршим куколем не просто на рубеже двух веков, а на изломе тысячелетий, когда время словно взбунтовалось и понеслось вскачь, ломая все привычные нормы и устои. И если мы, простые смертные, зачастую лишь растерянно взирали на разбушевавшуюся стихию, не в силах постичь ее природу и потому всецело полагаясь на волю волн, то он, как многоопытный и умудренный кормчий, продолжал спокойно вести вверенный ему Корабль Спасения по бурному житейскому морю.
Невзирая на политические катаклизмы и экономические взрывы, которые обрушились на Россию в 90-е годы, наперекор всем крушениям и катастрофам, нескончаемым военным конфликтам, кровопролитиям и национальной розни Русская Православная Церковь крепла и прирастала добрыми деяниями буквально на глазах.
Нет, не случайно нынешнему Предстоятелю при совершении интронизации был вручен посох Святителя Петра Московского, который на иконах всегда изображается как строитель храмов.
За годы патриаршества Алексия II было учреждено свыше 60 новых епархий. Сегодня в канонических пределах нашей Церкви (то есть не только на территории России, но и в других странах Содружества Независимых Государств и Балтии, а также в дальнем зарубежье) их насчитывается сто тридцать две. Если в 1988 году в ведении Русской Православной Церкви находилось менее 7 тысяч приходов и около 20 монастырей, то в настоящее время церковные службы постоянно ведутся в 26600 приходах, а количество монастырей возросло до 652. Существенно увеличилось и число церковных образовательных учреждений: ныне это 5 Духовных академий, 33 семинарии и более 40 Духовных училищ. Помимо этого, действует ряд православных богословских институтов, регентских и иконописных школ и отделений, не говоря уже о воскресныхшколах, которые открыты сегодня при подавляющем большинстве храмов и церквей.
Но церковное строительство не есть лишь возведение храмов и восстановление порушенных обителей.
«Покинув социальное гетто и вновь став мощной созидательной и объединяющей духовной силой в обществе, Русское Православие возвращает себе то место в народной жизни, которое на протяжении тысячелетия отечественной истории принадлежало ему по праву деятельного соработничества и являлось определяющей силой в становлении государственности , в формировании национальной культуры и духовного облика народа».
Слова эти были сказаны Первосвятителем в год празднования 2000-летия Рождества Христова. И не просто сказаны , но и подкреплены многими делами , которые свершила Церковь лишь за первое десятилетие патриаршества Алексия II.
К тому времени были прославлены многие подвижники веры — блаженная Ксения Петербуржская, Оптинские старцы, святой праведный Иоанн Кронштадтский, московский старец Алексей Мечев... Скрупулезно, буквально по крупицам собирались и сведения о пострадавших за веру в годы репрессий, дабы затем соборно прославить новомучеников и исповедников Российских. Произошло это во время юбилейного Архиерейского Собора, проходившего в год празднования 2000-летия Рождества Христова в воссозданном Храме Христа Спасителя.
В первый день Собора Патриарх выступил с развернутым докладом, в котором глубоко проанализировал все стороны современной жизни и деятельности Церкви. Главным итогом Собора стало решение о канонизации 1154 святых угодников, в том числе 867 новомучеников и исповедников Российских, среди которых святые страстотерпцы — последний российский император Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 страдальцев за веру, ранее местночтимых, а также канонизировал 57 подвижников благочестия XVI — XX веков.
На юбилейном Архиерейском Соборе была одобрена новая редакция Устава Русской Православной Церкви, а также принят такой важный документ, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».
В каждое из этих деяний, которые впору называть эпохальными, немалую лепту привнес сам Предстоятель.
Все эти годы Алексий II с присущей ему ответственностью продолжал нести и свое архипастырское служение. Он совершал богослужения и закладывал камни в основание новых храмов и часовен, открывал воскресные школы, детские интернаты, церковные больницы и другие богоугодные заведения, освящал боевые корабли и железнодорожные храмы-вагоны, приходил в камеры к тем, кто томится в заключении, напутствовал фестивали духовной музыки и православного кино, выступал на различных форумах, конференциях и симпозиумах...
А ведь помимо этого есть еще каждодневная, текущая работа — встречи с руководителями Синодальных отделов, переговоры с представителями государственных структур, приемы иностранных делегаций. И, конечно же, — руководство Московской епархией (в непосредственном ведении Патриарха, как правящего архиерея, находится более 600 столичных храмов и часовен, а также 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужские и 4 женские обители в Москве).
Вдумаемся, сколько же сил, воли и энергии нужно человеку, чтобы каждодневно, из года в год вершить подобное, жить в таком напряженном ритме!..
В канун этого года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министром транспорта РФ И. Левитиным.
Игорь Левитин рассказал о планах Минтранса по строительству автомобильных дорог и развитию транспортной инфраструктуры. Кроме того, обсуждались планы Минтранса по строительству скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург.
Святейший Патриарх обратил внимание на большие трудности для верующих, создаваемые тем, что не везде есть удобные подъездные дороги к храмам. Как отметил Патриарх, вдоль будущей трассы находится немало храмов, многие из которых представляют большую историческую ценность и нуждаются в реставрации.
С транспортниками, и в первую очередь с железнодорожниками, у Предстоятеля Русской Православной Церкви давно уже сложились добрые взаимоотношения, которые могут служить примером успешного соработничества Церкви и государства.
В прошлом году Святейший Патриарх Алексий II направил приветствие президенту ОАО «Российские железные дороги» Геннадию Фадееву, начальнику Московской железной дороги Владимиру Старостенко, руководству Киевского вокзала города Москвы, благотворителям и создателям храма в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери и всем работникам железнодорожного транспорта.
«Испокон веков на Руси, — говорилось в этом послании, — принято было перед путешествием посетить храм, чтобы помолиться о благополучном возвращении домой. Сегодня этот обычай возрождается: пожеланию верующих и при сотрудничестве с железнодорожниками на всех московских вокзалах воссоздаются православные часовни или храмы... Киевский вокзал стоит в начале дороги, связывающей нас с Украиной, ведущей в древний город Киев — колыбель Святой Руси.
В наши дни происходит восстановление исторических связей. Важно помнить и осознавать, что продолжаем дело, которое совершали наши предки, служим нашей Церкви, нашему Отечеству, народу земли нашей».
Железнодорожники ответили на послание Предстоятеля конкретным делом. В мае этого года, в канун празднования 60-летия Великой Победы, на Белорусском вокзале столицы была открыта часовня-храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. А двумя неделями ранее состоялось подписание уникального в истории церковно-государственных отношений документа — бессрочного соглашения о сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и Московской Патриархией. Это соглашение, по мнению Геннадия Фадеева, позволит сделать совместную работу РПЦ и отрасли еще более плодотворной.
С самого начала Патриаршества Алексия II посещение епархий, поездки в ближние и дальние уголки России и зарубежья стали неотъемлемой частью его Первосвятительского служения.
С полным основанием можно утверждать, что Патриарх Алексий II сумел сотворить то, о чем никто из его предшественников не мог даже помышлять. За полтора десятилетия он посетил более 80 (!) епархий, притом что поездок его по стране и другим государствам было в общей сложности свыше ста (!).
Если же вспомнить о том, сколько дорог пришлось исколесить ему за все годы архиерейского служения, то число преодоленных километров наверняка будет измеряться шести-, если не семизначной цифрой. Впрочем, путешествовать, а точнее — паломничать будущий Патриарх начал еще во младенчестве. Как сам он однажды сказал, в первую поездку в Пюхтицкий монастырь родители, люди набожные и благочестивые, взяли его с собой, когда он был «еще в пеленках». А потом были «пречудный остров Валаам», встречи с насельниками Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, многие из которых вели строгую жизнь в скитах. Несколько раз посчастливилось ему побывать в Смоленском скиту, где нес свой монашеский подвиг иеросхимонах Ефрем, ежедневно совершавший Божественную литургию и особо поминавший воинов, на поле брани убиенных.
Запечатлелся в сердце схимонах Николай, живший в Коневском скиту. Он встречал паломников с самоваром, после чего велись душеспасительные беседы. Запомнился игумен Лука, внешне суровый, но душевный пастырь.
И, конечно же, монах Иувиан, с которым у него позже завязалась даже переписка.
В молодые годы будущему Патриарху часто приходилось ездить из Таллина в Ленинград и обратно — сначала в семинарию, а затем в Духовную академию, где он учился заочно. Ну а впоследствии, уже став епископом, владыка Алексий объездил Таллинскую епархию, что называется, вдоль и поперек. Даже получив в 1964 году назначение на должность управляющего делами Московской Патриархии и переехав жить в столицу, он по-прежнему оставался Таллинским архиереем и продолжал окормлять свою паству.
«Каждый месяц, а то и чаще, — вспоминает Святейший, — я выезжал в родной Таллин, где решал насущные епархиальные вопросы и проводил архиерейские богослужения. Я даже считал, что 34-й поезд, который курсировал между Таллином и Москвой, — это и есть мой дом. Признаюсь, я с радостью ждал этих часов в поезде, когда можно было спокойно почитать и побыть наедине с собой».
Поездки Патриарха, безусловно, несут в себе отпечаток особой значимости и торжественности. Как правило, каждая из них знаменуется важным событием — празднованием какого-то юбилея, освящением нового храма, открытием церковного учебного заведения или участием в большом благотворительном мероприятии. В программу визита непременно входят официальные встречи и переговоры с местными властями, для которых сам факт общения с Предстоятелем Русской Православной Церкви является делом чести и престижа.
Для Святейшего, человека доброжелательного и открытого в общении, в свою очередь интересны беседы с современными политиками, общественными деятелями, представителями науки, культуры и образования, которые живут и трудятся в разных регионах России. И все же главными для него всегда остаются знакомство с церковной жизнью конкретной области, города или даже небольшого селения, куда он приезжает, встречи с простыми людьми, которые порой съезжаются издалека, чтобы присутствовать на литургии, которую совершает сам Первосвятитель, принять Святое причастие из его рук, получить его благословение.
Некоторые епархии Святейший за время своего Первосвятительского служения посещал по нескольку раз. Так, одна из первых его поездок состоялась в Белгородскую епархию в сентябре 1991 года. Патриарх Алексий возглавил тогда Крестный ход, перенесший в Преображенский кафедральный собор мощи святого угодника Божия Иоасафа Белгородского.
Нетленные мощи святителя Иоасафа были незадолго до этого обретены в Петербурге, потом некоторое время находились в Богоявленском соборе Москвы, откуда их доставили сначала в Курск, а затем уже в Белгород.
Спустя пять лет Святейший вновь побывал на Белгородчине, где вместе с верующими области вознес молитвы к покровителю земли Белгородской святителю Иоасафу.
В третий раз он посетил Белгородскую епархию в начале мая 2000 года. В светлые Пасхальные дни, совпавшие с празднованием 55-летия Великой Победы, Патриарх Алексий II вместе с Президентом России В. Путиным, президентом Белоруссии А. Лукашенко и тогдашним президентом Украины Л.Кучмой побывал на Прохоровском поле. После Божественной литургии в храме-памятнике Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и молитвы о всех, жизнь свою за Отечество положивших, Патриарх освятил Колокол единения трех братских славянских народов.
Алексию II суждено было начинать Первосвятительское служение в то время, когда, казалось бы, нерушимая держава — СССР распалась на глазах как карточный домик. Миллионы славян в странах СНГ и Балтии нежданно-негаданно, не по собственной воле оказались вдруг за пределами исторической Родины. Тогдашним российским политикам, одержимо занимавшимся неведомо какими реформами, было явно не до них. Единственной реальной опорой для так называемого русскоязычного населения, проживавшего в новых государствах, оставалась, по сути, лишь Русская Православная Церковь.
Поддерживая полнокровную деятельность прежних приходов и возводя новые храмы повсюду, где оставалось жить славянское население, Церковь всячески сохраняла и поныне продолжает сохранять те историко-культурные и духовные традиции, которыми испокон веков жил и вдохновлялся православный народ. И первоочередная заслуга в том, безусловно, принадлежит Патриарху Алексию II, который, помимо зоркого контроля за канонической территорией РПЦ, решения множества проблем, постоянно возникающих то там, то здесь, нередко и сам наведывается в епархии, находящиеся теперь за пределами границ России.
Одну из самых длительных поездок он совершил в Среднюю Азию в ноябре 1996 года.
Дабы у читателя появилось более зримое и яркое представление о том, как проходила эта поездка и — главное — как встречали Первосвятителя православные верующие в Ташкенте, приведем отрывок из статьи, опубликованной тогда в одной из узбекских газет:
«...Еще самолет Патриарха рассекал небесную лазурь, приближаясь к Ташкенту, а к Свято-Успенскому кафедральному собору уже стекались человеческие ручейки, постепенно превращаясь в полноводную реку. Кто с полудня, а кто с утра спешил сюда — присмотреть себе местечко в соборе, продлить под его сенью радостное ожидание. Здесь собрались не только прихожане пяти ташкентских храмов, а еще и православные из всех среднеазиатских приходов, ныне располагающихся на территории четырех государств СНГ, в числе первых большая группа верующих из Туркмении, семьями, с детьми предпринявшая дальний путь для участия в небывалом торжестве...
Цветов так много, что Патриарх не успевает их принимать. В первых рядах встречающих — тянутся к Ангелу Русской Церкви за благословением дети, за ними — счастливые лица матерей. Когда Святейший Патриарх шествовал к распахнутым ему навстречу дверям храма, кто-то в окружающей толпе вздохнул: «Как в сказке...» Действительно, сказочным казалось то, что знакомый по бесчисленным фотографиям, родной каждому облик Святейшего Патриарха здесь, рядом, в живом присутствии, в живом молитвенном общении...» С такой же искренней любовью Святейшего встречают повсюду — и не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье.
...12 мая 2000 года Патриарх прилетел в Страну восходящего солнца. Главной целью его визита была интронизация нового Предстоятеля Японской автономной Православной Церкви архиепископа Токийского Даниила, который должен был возглавить Православную Церковь в своей стране после кончины митрополита всея Японии Феодосия.
После церемонии интронизации Святейший отправился в древнюю столицу Японии Киото, где совершил молебен в Благовещенском храме, который был воздвигнут на пожертвования православных японцев и российских благотворителей по благословению приснопамятного святителя Николая Японского (Касаткина).
Там Предстоятель встретился с императором Японии Акихито, общался со многими политическими деятелями страны. Подводя итоги своего визита, Святейший подчеркнул, что «Миссия Русской Православной Церкви в Японии за все свои 139 лет ни в малейшей степени не была связана с культурной экспансией. Наоборот, молодая Православная Церковь Японии изначально отличалась национально-культурной самобытностью, обогащая тем самым сокровищницу Вселенского Православия».
За полтора десятилетия Патриаршего служения, как уже говорилось, Алексий II совершил свыше ста поездок по различным епархиям. Но в это число не входят его многочисленные поездки по Подмосковью, где немало православных святынь, восстановленных монастырей и храмов.
25 октября 2002 года, в день празднования иконы Иерусалимской Божией Матери, Святейший приехал в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, что находится в селе Лукино Домодедовского района Московской области. Тогда он освятил еще один Божий дом, который появился в стенах монастыря, — храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Однако всеобщая радость была омрачена трагическими событиями, происходившими в тот день: в центре Москвы чеченские террористы захватили в заложники зрителей, пришедших на спектакль «Норд-Ост». Патриарх Алексий II вместе с верующими молился тогда о «страждущих братиях наших, во граде Москве плененных, о здравии их и избавлении».
Милостию Божией гигантской трагедии удалось избежать: большая часть заложников была освобождена.
Спустя ровно год, вновь приехав в Крестовоздвиженскую Иерусалимскую обитель, Патриарх в своем слове после Божественной литургии напомнил о событиях тех дней:
«В трудный момент для столицы нашей Родины Москвы, когда в Театральном центре на Дубровке были захвачены террористами люди — почти тысяча человек, мы молились здесь перед чудотворным образом об их освобождении, возлагая надежду и упование на предстательство Пречистой Богоматери, — сказал Его Святейшество. — Церковь продолжает молиться о погибших и пострадавших в результате террористического акта.
На следующий день после общей молитвы, когда были освобождены заложники, я отбыл с Первосвятительским визитом в Астрахань. Господь посетил меня болезнью, которая продолжалась в течение нескольких месяцев. Я благодарен тебе, матушка Екатерина, и насельницам обители за молитвы о моем выздоровлении, которые возносились здесь перед чудотворным образом...»
Серьезные недуги почти на полгода вывели Святейшего из того ритма жизни, к которому он привык за десятилетия своего архипастырского, а затем и Патриаршего служения. Но врачи были категоричны: минимум нагрузок, никаких длительных командировок, по крайней мере в ближайшее время.
А ведь наступивший 2003-й для Русской Православной Церкви, для Предстоятеля ее, для всего Православного мира был особым. Это был год празднования 100-летия со дня прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского — «батюшки Серафима», как любовно называли его всегда и поныне продолжают называть в народе.
Торжества было намечено провести 1 — 3 августа в Сарове и Дивееве. Оргкомитет по подготовке празднования юбилея объявил о том, что в Саров и Дивеево намерены приехать более 25 тысяч паломников, в том числе делегации верующих из-за рубежа. Приглашения были направлены предстоятелям всех православных Церквей, а также священноначалию нашей Церкви в странах СНГ.
Безусловно, такое торжество немыслимо было даже представить без Первоиерарха. Конечно же, Святейший приехал на юбилей.
Праздник отмечался поистине всенародно на церковно-государственном уровне. В нем, как и ожидалось, приняли участие Президент России, многие видные государственные и общественные деятели.
А спустя год, в августе 2004-го, празднования продолжились на родине великого русского святого, в Курске, где отмечалось 250-летие со дня его рождения.
Открывая Всероссийскую научно-богословскую конференцию «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», приуроченную к празднованию юбилейной даты, Святейший Патриарх сказал: «Начавшийся XXI век обещает быть бурным и противоречивым не менее, чем прошедший XX век, так что Россию еще ждут впереди серьезные внешние испытания, и к этим испытаниям надо быть готовыми. Не меньшие испытания ожидают нас и в связи с нашими внутренними проблемами. Мы должны понимать, что нас ждет впереди хорошее и светлое будущее лишь в меру того, насколько мы сами сумеем стать хорошими и светлыми, насколько мы сможем уподобиться в любви и жертвенном служении нашим предкам, и прежде всего нашим святым, насколько сумеем тяжким трудом покаяния освободиться от лишающего нас сил наследия греха и исполнить заповедь преподобного Серафима о стяжании мирного духа».
Благодаря неустанным трудам Патриарха Алексия II, его поистине апостольским поездкам по стране Россия постепенно восстанавливает разорванное единство своей истории.
В Дивееве, Сарове, Курске, Москве, Тихвине, иных городах и весях нашего Отечества единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, становится наглядным и зримым. К нам возвращаются святыни, которым предки поклонялись веками. Мы заново обретаем своих героев. Отдаем долг памяти и уважения великим подвижникам Земли Русской.
Сегодня, в день пятнадцатой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вспоминаются слова, которыми напутствовал его на великий подвиг церковного предводительства Священный Синод:
«Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Иовом устрой Церковь, просвети народ, защити Православие!
Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Ермогеном собери сынов Отечества на защиту его христианского и национального достояния и государственности!
Гряди к пастве своей, Святейший Патриарх Алексий, вместе со святым Патриархом Тихоном сохрани Церковь от ересей и расколов, призови всех чад Ея под омофор единой Истины!»
С момента интронизации и по сей день Алексий II свято следует этому наказу. Не случайно авторитет его ныне столь высок, что не только простые верующие, но и многие известные политики, ученые и деятели культуры не скрывают, что мысли свои и поступки они сверяют с его Первосвятительским словом, с теми делами, которые он вершит. Вершит, сознавая свою гигантскую историческую ответственность перед Церковью Христовой и народом Божиим. Вершит во благо России, во благо каждого из нас.
Авторитет Патриарха Алексия II ныне столь высок, что не только простые верующие, но и многие известные политики, ученые и деятели культуры не скрывают, что мысли свои и поступки они сверяют с его Первосвятительским словом.
«Гудок»
10 июня 2005 г.