Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца
Версия для печати
6 сентября 2012 г. 18:39

6 сентября 2012 года, в день памяти перенесения мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся честные мощи первого Московского святителя.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня у нас особый день. Мы празднуем перенесение мощей святителя Петра в этот Успенский собор, которое произошло в далеком 1479 году. Это событие взволновало Русь, которая вошла в очень ответственный период своего исторического развития — то была эпоха завершения всех процессов, направленных на воссоздание единого русского государства. И личность митрополита Петра, память о нем имела огромное значение для понимания того, что делал царь Иван III, для понимания того, что происходило в Отечестве нашем.

Жизнь святителя Петра удивительна. Он как бы олицетворяет собой всю историческую Русь, Святую Русь. Он родился на юго-западе Руси, на Волыни, которая тогда входила в Галицкое княжество. Сегодня, говоря о западе Украины, мы сразу вспоминаем о межконфессиональных трудностях, о тех бедах, которые постигли, в том числе и в наше время, православных людей, о тех жителях Западной Руси, чье национальное самосознание не связывает себя с Православием и уж тем более с Московским Патриаршим престолом, — хотя и там есть люди, которые сегодня как исповедники несут православное самосознание. Так вот, им в помощь — в первую очередь святитель Петр, который родился на западе современной Украины, с 12-летнего возраста воспитывался в монастыре, получил хорошее книжное образование, а затем стал замечательным пастырем и духовником.

После смерти митрополита всея Руси Максима (жившего во Владимире ввиду разорения Киева татаро-монголами) православный галицкий князь Юрий направил Петра, своего любимого духовника и пастыря, в Константинополь, чтобы испросить его посвящения в митрополиты всея Руси. В то время Русская земля была митрополией Константинопольского Патриархата, и Петр отправился в Константинополь. Там он встретился с другим представителем Русской Церкви, которого иные политические силы хотели бы видеть в качестве митрополита всея Руси, но выбор пал на Петра.

Облеченный властью митрополита всея Руси, Петр возвращается на землю Русскую и направляется в Киев. Киев был исторической столицей нашей Церкви, и первое желание Петра было остаться там — несмотря на набеги кочевников, несмотря на то, что город был разрушен и любые разбойники могли каждый день и каждую ночь наносить ущерб древней столице Руси. Петр с риском для жизни возвращается в Киев и более года живет там. Однако он понимает, что из этого разрушенного города, у которого даже нет крепостных стен, который может стать легкой добычей любых злоумышленников, невозможно управлять Церковью Русской. Тогда он направляется на север, во Владимир, куда переместился великий князь всея Руси, и там продолжает дело своих благочестивых предшественников, митрополитов Киевских, которые, спасаясь из разоренного Киева, обратили свои взоры на северо-восток Руси и там, среди лесов, чащоб, в достаточно защищенных местах, совершали свое Первосвятительское служение.

А затем происходит нечто такое, что, несомненно, являлось действием промысла Божия. Святитель Петр жил во Владимире под покровительством великого князя; по обычаям и порядкам того времени посетил также Золотую орду и получил ярлык от хана, удостоверяющий его право управлять Церковью Русской. Наверное, и следовало бы оставаться в обустроенном, хорошо защищенном городе Владимире, который был уже признан столицей всего Русского государства. Совершенно необъяснимо, как с точки зрения тогдашней политики, так с точки зрения экономических условий, но, конечно, по воле Божией святитель Петр направляется в сторону мало известного тогда и ничем не выдающегося города Москвы. Он приходит сюда, на крутой берег реки Москвы, на холм, на котором мы с вами стоим, и, как бы прозревая будущее, в ответ на просьбу князя Ивана Даниловича Калиты остается в Москве, переносит сюда двор Первосвятителя земли Русской и закладывает сей Успенский кафедральный собор.

То было в 1325 году, а вскоре и великий князь из Владимира переместился в Москву, и Москва стала центром Русского государства. Мы знаем, что уже в год перенесения мощей святителя Петра в то место, где они сейчас находятся, в этот некогда заложенный им храм, стало очевидно, что вокруг Москвы объединилось большинство русских земель. То было время особое, когда после многих десятилетий междоусобных браней русские князья, в том числе трудами и молитвами святителя Петра, стали объединяться, имея своим центром место, на котором мы стоим, и этот святой град.

Продолжая оставаться митрополитом Киевским и всея Руси, митрополит Петр поминается нами как святитель Московский, потому что он стал первым святителем, первым епископом этого города, и приложение к нему титула «Московский» исторически правомерно и связано с его трудами по укреплению церковной жизни и благочестия в этом городе. Сегодня мы вспоминаем память святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра и обращаемся к нему с молитвой о хранении духовного единства всей Руси, которой он служил, не щадя жизни своей.

Мы знаем, что во времена, последовавшие после кончины святителя Петра, произошло много событий. Разделилась, в первую очередь под действием внешних сил, Русь, стали слабеть и церковные связи. Но, тем не менее, жизненный подвиг и сама личность святителя Петра, так же как и его преемника святителя Алексия, многим помогала сознавать и исповедовать свою причастность к единой исторической Руси, к единой и неделимой Русской Православной Церкви.

И сегодня, когда мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси, верности духовному единству народов, живущих ныне на пространствах исторической Руси, мы снова и снова обращаемся к святителю Петру, прося его помощи, его заступления, его предстательства пред Господом о всей земле Русской, о Церкви нашей, несущей то же самое служение, которое несла она и в годы правления святителя Петра, направленное на духовное собирание и сохранение в единстве всех Русских земель от севера до юга, от запада до востока. Это служение не имеет никакого отношения к тем политическим конструкциям, которые одними признаются, а другими отвергаются. Все это некий исторический шум, который приходит и уходит, а Церковь является хранителем духовного бытия народов, живущих на просторах Святой Руси.

Поэтому всякий раз, когда в день памяти святителя Петра мы собираемся в этом соборе, нужно мысленным взором простираться в прошлое, черпать из него уроки, осознавать, что есть первопричина, исторический базис совместного духовного бытия тех народов, которые сегодня окормляются Русской Православной Церковью, и как зеницу ока блюсти то единство, которому служил и которое заповедал нам святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.

Я хотел бы, владыка митрополит Иоанн, сердечно поблагодарить Вас за добрые, правильные слова, которые Вы сегодня произнесли. То, что сегодня происходит в жизни Русской Церкви, с одной стороны, является чем-то новым, потому что мы вошли в совершенно новую для нас полосу исторических событий, в новую, беспрецедентную культурную, психологическую и политическую среду. Но Церковь в своем пастырском служении людям ничего не делает в отрыве от прошлого, потому что Церковь является хранительницей Предания, а Предание содержит в себе норму веры и норму жизни.

Сегодня люди не желают иметь никаких норм — ни нравственных, ни духовных, ни культурных. Многие полагают, что началом и концом для всего является человеческая личность: человек сам определяет для себя и норму веры, и норму жизни, и нет никаких высших сил, которые бы их санкционировали. Люди, которые так живут, являются людьми не верующими в Бога, даже если они себя таковыми называют, потому что вера связана с принятием той нормы, которую Бог передал нам через Свое откровение. Это Божественные заповеди, это образ жизни, ведущий человека ко спасению. Что бы ни происходило в истории, Церковь призвана ограждать эти нормы — не людьми выдуманные, но Богом переданные роду человеческому. И потому все то, что мы сегодня совершаем в Церкви, направлено на сохранение нормы веры и нормы жизни, запечатленных в нашем Священном Предании. Одновременно мы должны учиться тому, чтобы помогать людям, рожденным вне этой культурной среды и вне всякого церковного предания, понять, что означает быть христианином, православным человеком в современной жизни.

Когда Вы говорите о том, что решение о создании Белгородской митрополии было принято Большим Московским собором, Вы свидетельствуете об исторической правде. Все, что мы сегодня совершаем, своими корнями уходит в глубину веков, но обретает новые формы, новые категории мысли, новый язык, на котором мы обращаемся к современному человеку. Потому неправы те, кто называет Церковь косным и неподверженным реформам институтом, как неправы и те, кто считает, что Церковь слишком озабочена тем, как воспринимают ее современные люди. Церковь принадлежит и традиции, и современности, и только благодаря этому вечные и неизменные истины, которые принес нам Господь Иисус Христос, 2000 лет не просто существуют в сознании людей, но актуализируются в жизни каждого последующего поколения и каждого народа. И этим актуализатором Божественных истин, вечных и неизменных, является Церковь, призванная сохранить в целостности Божественное откровение и сделать его понятным, убедительным, доходчивым для каждого человека в соответствии с потребностями времени, места и культуры.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, а также владыке Софронию, который возглавляет Губкинскую епархию, вновь образованную на территории Белгородской области, помощи Божией в трудах, в созидании всего того, о чем мы с Вами сегодня говорили. С одной стороны, нужно трудиться не покладая рук, чтобы сохранять единство нашей Церкви. Для Вас это особое послушание в связи с тем, что митрополия Ваша располагается в области, пограничной с братской Украиной, а потому развитие отношений с украинским народом, украинским обществом и, конечно, в первую очередь с братьями архиереями, духовенством и верующим народом близлежащих епархий Украинской Православной Церкви является одним из приоритетов. Как и образование, особенно образование молодежи, которым Вы активно занимаетесь.

Я бы хотел сердечно поблагодарить власти области в лице губернатора, который прилагает огромные усилия для того, чтобы область процветала. Когда приезжаешь в Белгород, поражаешься тому, что видишь. Цветущий город, развиваются промышленность, сельское хозяйство, культура, инфраструктура — и одновременно созидаются храмы. Вот так и нужно развивать национальную жизнь. Никогда не нужно заботу о духовном относить на самое последнее место: «если что и сокращаем, то в первую очередь наше внимание к духовной жизни, а на первом месте — забота о ежедневных потребностях людей». Стратегически так не может развиваться ни народ, ни страна — только сочетая духовное с материальным, можно с успехом идти по этому пути.

Я хотел бы поздравить Белгородскую область, губернатора, правящего митрополита, епископа, духовенство, весь народ Белгородской области с большими успехами. Мы молимся, чтобы и далее так же успешно развивалась жизнь Белгородской земли.

Я также имею сегодня замечательную обязанность выразить сердечную благодарность выдающемуся человеку, имя которого абсолютное большинство из вас хорошо знает. Это Владимир Иванович Федосеев, который является главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского, членом Патриаршего совета по культуре. Дорогой Владимир Иванович, мы очень ценим все, что Вы делаете для нашей страны, для нашего народа, для сохранения культуры, для ее пропаганды. Вы — выдающийся музыкант современности, и, с благодарностью склоняя главы пред Вами, перед подвигом Вашей жизни, мы хотели бы выразить Вам благодарность от лица всей Русской Православной Церкви.

С праздником, дорогие мои! Всем вам я хотел бы сердечно передать благословение сегодняшнего дня и этого места, на котором мы вместе молились. Это небольшая иконочка святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с моим Патриаршим благословением. Все, кто сегодня присутствует в храме, смогут после окончания службы получить от духовенства эту икону.

Хотел бы также поблагодарить два хора, которые так прекрасно пели — хор семинарии и хор кафедрального собора, и особенно приветствовать белгородцев, которые вместе с москвичами молились в день святителя Петра в этом историческом центре русского Православия. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы