Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела

Ответы митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
Версия для печати
18 сентября 2012 г. 18:28

Председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

— Ваше Высокопреосвященство, благословите! Каковы Ваши впечатления от образования Белгородской митрополии? Как Вам в новом сане? Заранее благодарю за ответ. (Данила Колесников)

— Сегодня мы можем говорить о торжестве исторической справедливости — восстановлении Белгородской митрополии. В 1667 году Большой Московский Собор принял постановление об учреждении Белгородской митрополии. В настольной грамоте первому Белгородскому митрополиту Феодосию говорится: «Почтеся Белгород престолом митрополии, во утверждение и расширение благочестия и на просвещение светом благоразумия и учение людей, Богоспасенного ради множества стада Христова овец упасения». Позднее, Белгородская митрополия была реорганизована в связи с тем, что губернским городом стал Курск. 7 июня 2012 года произошло историческое событие — возрождение Белгородской митрополии, которая в своем составе имеет 3 епархии: Белгородско-Старооскольскую, Валуйско-Алексеевскую и Губкинско-Грайворонскую.

Конечно же, быть митрополитом — это прежде всего большая ответственность перед Богом и Священноначалием нашей Церкви, потому что сегодняшние взаимоотношения Церкви, общества и государства требуют максимальной прозрачности в действиях, правильного распределения сил по благословленным Священноначалием направлениям развития —духовного служения, миссионерского служения, социального служения, катехизаторского, образовательного. Возрождение Белгородской митрополии будет способствовать тому, что новые епископы будут уделять больше внимания приходскому служению, создадут условия для реализации решений Архиерейских Соборов, с тем, чтобы Церковь помогала бы преображать нашу жизнь изнутри.

— Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Скажите, когда ожидать канонизации старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)? Спасибо. (Владислав, Московская обл.)

Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов 80 документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена.

— Ваше Высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. (Андрей, г. Волгоград)

— Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребенок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство крещения — ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники — крестный отец и крестная мать — были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием.

— Здравствуйте, скажите, пожалуйста: мне которую ночь снится архангел Михаил, к чему это? Не помню, о чем мы с ним разговариваем, только помню что он снился… (Христина, г. Астрахань)

В традиции Церкви нет разгадывания снов. Но, как мы знаем из Священного Писания, многие наставлялись во сне и в Ветхом Завете, и в Новом Завете: святому праведному Иосифу именно во сне были откровения, и он слушал голос Божий и действовал, как Господь повелевал ему. В данном же случае нужно поисповедоваться и рассказать духовнику о смущающем Вас сне. После исповеди нужно причаститься и затем посмотреть, будут ли эти сны возвращаться.

— Ваше Высокопреосвященство, возможно ли получить благословение на регистрацию гражданского брака между крестным и матерью крестника. Женщина находилась в разводе, когда взяла в крестные отцы для своего сына близкого знакомого. Вскоре они решили зарегистрировать свои отношения, но случайно узнали, что совершили тяжкий грех по незнанию и своему невежеству. Что теперь делать в такой непростой ситуации? Возможно ли получить благословение на регистрацию брака или эти люди должны оставить друг друга? Помогите, что делать? (Елена, г. Краснодар)

— Русская Православная Церковь иногда не принимала в полном объеме греческую практику, ограничивающую браки из-за духовного родства вплоть до пятой степени, как, например, в сепаратных указах 1873 и 1875 годов. Но даже в этих указах Русская Православная Церковь ограничила браки в духовном родстве между воспринимающим и вдовствующей матерью воспринятого.

Наша Кормчая книга признает эти нормы как безусловные и неустранимые препятствия к браку. Основной смысл слова «икономия» в контексте канонического права обозначает обязанность церковных руководителей решать церковные вопросы согласно с этим Божиим планом, домостроительством о спасении мира, точнее — в духе Божиего человеколюбия, Божией премудрости и Божией воли о спасении человека. Можем ли мы в данном деле применить икономию, как «снисхождение к немощам человеческим, в виду необходимости, для устранения больших опасностей, во имя высшего морального или церковного блага»? Советую Вам обратиться к правящему архиерею той епархии, где Вы проживаете с изложением более полных обстоятельств Вашей ситуации. Важно отметить, что здесь речь идет не об «исключении из правил», а о цели самих правил, — созидании Божиего дома — Церкви.

— Благословите, владыка Иоанн. Я являюсь студентом Московской духовной семинарии. Проживаю в Москве. Последние полгода я работал в одной православной организации, занимающейся изготовлением церковной утвари, расположенной в Москве. Руководитель этой организации — епископ Русской Православной Церкви, но из отдаленной епархии. В характере руководителя были частые увольнения сотрудников по различным обстоятельствам. В один день, по причине напряженной обстановки в организации, главный бухгалтер попросила уволить ее по собственному желанию, на что руководитель ответил согласием, но с неодобрением. После этого он подошел ко мне, как к помощнику вышеуказанного бухгалтера, и спросил: — «Как она поступила?». Я ответил, что ничего греховного в ее действиях не вижу. Руководитель вступил со мной в полемику и убеждал, что мне нужно согласиться с тем, что эта женщина предатель, а если я не соглашаюсь с этим, то я сам являюсь предателем и иду против архиерея. Позже я сказал, что я не могу согласиться с его мнением, так как меня укоряет совесть сказать про эту женщину плохое. В этот же день я был уволен с работы. Также руководитель сказал, что накладывает вето на мое священство и никакой другой архиерей его не сможет снять. Вето было наложено по его словам потому, что я противлюсь и не хочу раскаяться, упрям в своем мнении. Покаяться перед ним я не могу, так как пойду вразрез с моей совестью. Мой вопрос: Я принадлежу другой епархии, потому, как мне по-христиански должно отнестись к данному запрету архиерея? Спасибо. (С уважением, Дмитрий, г. Москва)

— Это канонический вопрос. Опуская за рамки все обстоятельства, я должен сказать, что так как Дмитрий принадлежит другой епархии, то такие серьезные прещения, как запрет на рукоположение или священнослужение может выносить только правящий архиерей той епархии, из которой он поступал или же священноначалие того духовного заведения, в котором он учится. Все остальные вопросы, связанные с его работой в коммерческой структуре, даже если она организована архиереем, регулируются Трудовым кодексом.

— Здравствуйте владыка Иоанн. Мне 28 лет, у меня есть семья, жена и сын, которому скоро будет 3 года. Мы в браке уже пятый год, венчались, и на тот момент были на одной ступени духовной жизни, если честно сказать была вообще та ступень. В момент рождения сына, у меня были сложная ситуация в отношениях со знакомыми мне людьми, и как следствие на работе, в большинстве по моей вине. Я искренне просил Господа и Царицу Небесную о помощи, и все мои переживания прошли как сон, но в моей душе все перевернулось. Я начал постепенно соблюдать посты, молится, читать, чаще бывать в храме, исповедаться и причащаться, искренне стараться вести благочестивый образ жизни. Не все получается, но самое главное, что на этом пути я стою один, я не на кого не давлю, не настаиваю. Жена, родитель, большинство родственников, друзья, я их всех люблю и ценю, но никто меня не поддерживает, многие молчат, кто ворчит, и так далее. Я хотел спросить у Вас, владыка Иоанн, как вести себя в семье, что делать. У меня нет духовника, хотя я и общаюсь с многими священниками, но не нашел ответ. Я стараюсь молиться утром, когда все спят, и вечером, когда все уснули, посты я в большинстве соблюдаю, на это никто негативно не обращает внимания, прошу Господа о единстве семьи в духе, но может все-таки я делаю что-то не так? Переписываясь с одним священником по Интернету, он живет в другом городе, но я читал много его публикаций, как в Украине, так и в России, он написал мне, что надо вернуться назад и быть рядом с женой, и идти вместе. Я прочитал подтверждение его слов не только у него. Но как понять их буквально? Дома вообще не поститься, или соблюдать его так, как представляет его жена, минимум ходить в церковь, или делать это в тайне, без обмана? Но у нас маленький сын, и я искренно хочу, чтобы он вырос, усвоил и жил верой, любовью и надежной на Бога. (Андрей, г. Полтава)

— Универсальный совет в этом случае дать непросто. Я бы предложил, чтобы Ваша жена пришла на беседу к священнику, с которым Вам, Андрей, нужно предварительно обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Вы венчаны, а это означает, что взяли на себя определенные обязательства и перед Господом, и перед людьми. Пытаться самому наставить жену, я думаю, будет непросто, потому что нет пророков в отечестве своем. Это может только усугубить отдаленность. И самое главное, нужно выработать такую модель поведения, которая с одной стороны, будет способствовать лучшему взаимопониманию в семье, а с другой стороны, не нанесет урона Вашим духовным чувствам.

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как проходят заседания Священного Синода? По какому принципу избирают в епископы? (Даниил Асатов)

— Существуют требования к поставлению в епископы. И эти требования описаны в канонических правилах и в Уставе Русской Православной Церкви. Епископ должен быть не моложе 30 лет, иметь добрые свидетельства от внешних, имеется ввиду, что репутация должна быть не порочащей его. Богословское образование также является необходимым фактором, потому что ему придется разбирать богословские ситуации и учитывать канонические тонкости при своем служении. Кандидат во епископы должен иметь характеристики от других архиереев, которые могли бы засвидетельствовать его благочестие, веру, здоровый образ жизни и способности к организации церковной жизни.

— Ваше Высокопреосвященство, готовясь ко Святому Причастию, можно ли при приеме пищи употреблять растительное масло, а также сладости (мед, варенье, джем, козинаки, халву, мармелад и др.)? Обязательно ли ежедневно утром и вечером полностью вычитывать правила вечерние и утренние? И есть ли какое-то минимальное правило (рекомендация) по прочтению утром и вечером молитв? (Петр, г. Москва)

— Все, что Вами перечислено, является продуктами растительного происхождения, поэтому их можно употреблять в пищу, готовясь ко Святому Причастию. Правило желательно вычитывать полностью. Бывают ситуации, когда человек хочет причаститься, но находится в дороге. В этом случае предусмотрено краткое правило преподобного Серафима Саровского. Подготовка к Причастию, несомненно, должна сопровождаться постом, сугубой молитвой, духовной работой над собой и, самое главное, перед причастием необходимо приготовиться к исповеди. Это духовная работа заключается во внутренней сосредоточенности, внимательном отношении к своим поступкам. Чтобы не забыть, люди обычно записывают то, что они хотели бы рассказать на исповеди. А вот как обнаружить грех — здесь важно сравнивать свои поступки с 10 заповедями Божиими. Когда человек осознанно вчитывается в Заповеди и осмысливает их, то ему ярче вырисовываются те грехи, которые он так или иначе в своей жизни допускает.

— Ваше Высокопреосвященство, будьте добры вразумите, как в наше современное время определиться с духовным отцом, с тем человеком, с которым рука об руку сможешь идти ко спасению? Как понять, что это именно он, чтобы не получилось, что будешь бегать от одного духовника к другому? С момента воцерковления прошло примерно три года, все чаще ловлю себя на мысли, что хочу стать служителем Церкви, но есть много «но» (супруга хоть и крещена, не живет христианской жизнью, дети уже взрослые и тоже очень редко ходят со мной в храм, а силой вести не правильно, вот и получается: живу в одних искушениях и без помощи, и поддержки, и вразумления духовника). Помолитесь о мне грешном, чтобы вразумил Господь и направил на путь истинный, либо спасаться как служителю Церкви, либо как мирянину. Спаси, Господи! (Сергий, г. Екатеринбург)

— Воцерковление всегда сопровождается искушениями и, к сожалению, рассчитывать на понимание своих ближних порой не приходится. Не случайно, Христос, обращаясь к своим последователям, назвал их Своей семьей. Это не значит, что нужно разрушать свою семью, но стремление стать активным прихожанином нужно в себе постоянно разогревать. Совершать это нужно под руководством духовника. Выбрать духовника рационально очень сложно, важно слушать, что подсказывает сердце. Как правило, это происходит совершенно неожиданным образом, когда на исповеди или просто при встрече со священником человек вдруг понимает, что это и есть его духовник. Будем молиться, чтобы раб Божий Сергий быстрее нашел такого духовника.

— Здравствуйте. Я заранее приношу извинения, так как не очень хорошо знаю таинства и обряды, но меня смущает один факт. При Крещении человеку дается имя, то имя, с которым родители ребенка представляют его, Нашему Отцу, Господу Богу, Его нового раба и дитя. Однако человек, вступающий в какой либо сан, становясь посредником между, чего таить, нами грешными и Господом нашим, меняет имя, данное ему при Крещении. При этом ссылаясь на Иисуса, давшего Авраму имя Авраам! Даже если с этим согласиться, возникает еще ряд вопросов. (Антон, г. Пенза)

— В древности дать кому-либо имя означало установить свою власть. В Ветхом Завете мы читаем, что в процессе пленения людей, пленившие нарекали новыми именами плененных и, тем самым, показывали, что этот человек находится в их власти. Когда человека постригают в монахи, то Церковь дает ему Свое имя. Говорят, что он по своей воле становится воином Христовым, и Церковь обозначает наречением нового имени то, что после пострижения в монахи этот человек отрекается от мира, и согласно обетам, живет в послушании Церкви. Наречение нового имени означает установление новой власти. Священнику, который женат, при рукоположении не меняют имя, данное ему при крещении. Это правило действительно только для монашествующих. В данном случае имеет место традиция, которая действует с древних времен: новое имя обозначает новое духовное состояние человека.

— Ваше Высокопреосвященство , я слышал что есть две тенденции в нашей Церкви в вопросе противодействия деструктивным культам: 1) Видеть в них религиозное движение и пытаться, богословски собеседуя, убеждать адептов в их заблуждениях; 2) Считать их криминальными структурами и направлять всю работу на информирование общественности в их противоправных действиях (А.Л. Дворкин). Какой точки зрения придерживается Синодальный отдел? (Конрад, г. Верхние Серги)

— Апостол Петр призывает нас быть терпеливыми по отношению к заблудшим, так как «Борьба наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). И с этой точки зрения мы рассматриваем адептов сект, как людей, духовно пораженных недугом. Мы всячески пытаемся помочь им выздороветь, но часто эти духовные недуги сопровождаются противоправными действиями, которые направлены на нарушение не только духовных, но и гражданских законов. И в этом случае вопрос переходит уже в правоохранительную область.

— Владыка, благословите. 1. Сегодня среди ученых в области журналистики и медиалингвистики идет дискуссия о феномене «православная журналистика». Как это явление можно рассматривать в системе Русской Православной Церкви? 2. Можно ли рассматривать православную журналистику как форму миссионерской ответственности мирян? 3. На какие проблемы в обществе должны быть направлены материалы журналистов, пишущих на православную тематику? (Юрий, г. Белгород)

— Вы знаете, в самих вопросах уже содержится ответ. Действительно, православная журналистика — это одна из форм миссионерской ответственности мирян. Если внимательно прочитать «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», то в разделе понимания миссии, есть такой пункт, в котором говорится о том, что миссия Церкви способствует тому, что привычный образ жизни преображается изнутри. Православная журналистика отличается тем, что она не просто высвечивает недостатки общества, а говорит о том, как их можно излечить. Акцент делается не на сенсацию, не на сиюминутное привлечение внимания, не на коммерческий интерес, а на выявление социальной болезни и способов ее лечения. В этом смысле по своей направленности православная журналистика имеет свои законы жанра. Такое качество, как миссионерская ответственность мирян, присутствует в православной журналистике. Православная журналистика должна касаться всех проблем общества. Важно не то, какова эта проблема, а то, как на нее посмотреть и как научить людей ее оценивать и решать с точки зрения именно православной веры.

— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство, благословите! У меня такой вопрос: какова на сегодняшний день работа Синодального миссионерского отдела, в чем суть работы этого отдела? Как она влияет на Церковь? Большое спасибо, с уважением и сыновней любовью! (Кирилл, г. Пушкино)

— По благословению Святейшего Патриарха и Священноначалия Церкви, Миссионерский отдел сейчас находится на передовой позиции касательно дальних епархий Русской Православной Церкви. Магаданской, Якутской, Чукотской, Камчатской, Южно-Сахалинской, Тувинской, Киргизской епархиям необходимо активное участие миссионеров. Главной задачей Миссионерского отдела является организация миссионерских станов в этих епархиях, миссионерских школ для мирян (такая задача поставлена практически во всех епархиях нашей Русской Православной Церкви). И еще одна задача: придать обучающему процессу в школах миссионерский характер. Выполняя благословение Святейшего Патриарха, мы разработали стандарт миссионерских практик для студентов наших духовных школ, семинарий, духовных академий, православных институтов и университетов. Сделано это для того, чтобы процесс обучения в семинарии или духовных школах, православных университетах или институтах имел направленность, связанную с развитием миссионерского служения нашей Церкви.

— Владыка Иоанн, как Вы относитесь к существующей у исповедников практике, когда священнику подается листок с перечислением грехов? С одной стороны — это подспорье, ведь зачастую человек теряется и многие грехи забывает, не озвучивает на исповеди; с другой стороны, на мой взгляд, — меньше в этом личного труда и мужества. (Сергей Рязанцев, г. Белгород)

— Человек, когда составляет этот список, уже трудится духовно. Я уже об этом говорил, что перед исповедью обязательно нужно прочитать Заповеди Божии и услышать голос совести в своей собственной душе для того, чтобы отреагировать на него. Хуже если человек не написав, забыл и потом мучается от того, что что-либо не досказал на исповеди.

— Читаете ли Вы сообщество Вконтакте «Белгород. Это интересно»? Если да, то как Вам? Если нет, то почему? (Сергей, г. Белгород)

— Я не просто читаю. У нас существует группа православной молодежи, которая очень внимательно отслеживает все то, что происходит в социальных сетях и реагирует на это. А если возникают какие-то трудности, они обращаются ко мне за советом, так что я тоже в этом активно участвую.

— Высокопреосвященнейший владыка! Благословите! Не секрет, что сейчас деятельность Синодального миссионерского отдела ограничена канонической территорией Русской Православной Церкви, но при этом заповедь Спасителя о миссионерстве: «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28:19) не ограничивается народами располагающимися на этой территории. Будет ли в будущем деятельность отдела, в котором Вы являетесь председателем, распространяться на народы за пределами России и стран СНГ? Спаси Вас Господь! (р.Б. Илия из г. Котельники, МО)

— Правильно было бы говорить не о канонической территории, а территории пастырской ответственности. В нашей семинарии мы воспитали выходца из Индонезии отца Иоасафа, который открыл 5 приходов Русской Православной Церкви на территории Индонезии. Он является воспитанником нашей семинарии, моим пострижеником (я его постригал в монахи).

Там, где есть необходимость в организации приходов, особенно среди наших соотечественников или же просто среди людей, которые хотят услышать Православие, мы вместе с ОВЦС и Секретариатом по зарубежным организациям действуем так, чтобы наша миссионерская деятельность распространялась и за пределами Российской Федерации и стран СНГ.

— Владыка, Белгород и Белгородская область являются теми территориями России, куда с удовольствием приезжают на постоянное жительство множество жителей других республик бывшего СССР. Естественно, что переселяясь на новое место, люди привносят с собой не только часть привычной им культуры, но и свои религиозные воззрения. К сожалению, на постсоветском пространстве в период 1990-2000-х годов развилось множество объединений (сект) протестантского и иного толка. Как следствие, в Белгороде и области, образовались религиозные объединения неправославного толка, с включением значительного числа вновь приезжих. Вопрос 1. Ваше мнение по данному вопросу? Вопрос 2. Ваши предложения по действию священнослужителей и мирян для укрепления Православия и противодействию сектам не только на Белгородчине, но и на всей канонической территории Русской Православной Церкви? (Александр, г. Алма-Ата, Республика Казахстан)

— В «Концепции миссионерской деятельности» мы уже обратили внимание на необходимость работы с мигрантами, поскольку миграционные процессы очень сильно влияют на общекультурный фон того или иного региона. На Белгородчине благодаря усилиям духовной и светской власти переселенцы занимаются тем, что изучают «Основы православной культуры», потому что подавляющее большинство жителей Белгородской области, порядка 90%, исповедуют Православие. Что касается сект, а мы сталкиваемся с этим явлением, то мы пытаемся через прихожан, через мирян объяснять адептам основы Православия. В этом смысле усиливается значение приходов, самих прихожан, поэтому мы организовываем школы для мирян. Активно действуют молодежные школы, которые занимаются подготовкой миссионеров, способных рассказать о православии доступным языком, не искажая смысла. И в результате, имеем множество случаев присоединения к православию тех, кто ушел в секты, как правило, это люди, приехавшие к нам из других регионов и, жившие в районах, где не было рядом храмов. В данном случае, отсутствие храмов и привело их к сектам. Думаю, для исправления ситуации важно общее действие всех православных христиан и активность мирян.

— Добрый вечер. У меня вопрос. Может ли существовать брак со старообрядкой? И при каких условиях? Как же воспитывать детей и как быть — она в свой храм пошла, а я в свой, был я в старообрядческом храме, но у нас в сто крат лучше. (Иван, г. Белгород)

— Это Православие в разных обрядах, поэтому нет канонических препятствий к заключению таких браков. Нужно находить разумный компромисс в вопросе существования древнего обряда и Православия в Вашей семье и вопросе воспитания детей.

— Здравствуйте, владыка Иоанн! В Интернете можно увидеть фотографии, на которых священнослужители запечатлены в алтаре или в момент совершения чина проскомидии. Я знаю, что алтарь — это место особенно священное, доступное только для священнослужителей, а проскомидия — это таинство. Рассматривая такие фотографии, получается мы (миряне) визуально присутствуем там, где нам нельзя быть? Допустимо ли вообще делать такие фотографии, а тем более размещать их в Интернете? (Елена, г. Минск)

— Я думаю, что допустимо. Мы часто совершаем миссионерские Литургии без иконостаса, а также Литургии на площадях. В качестве примера можно привести Литургию, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершал на Соборной площади в Белгороде, во время празднования 100-летия канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. На Литургии присутствовало 40 тысяч человек, и на возвышении, символизирующем алтарь, иконостаса не было. Люди могли видеть то, как совершается проскомидия. Греха в этом нет.

— Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, как мне быть? Три года назад я крестила дочку своей подруги, а сейчас у нее родился сын, и моя уже кума хочет, чтобы я крестила его. Можно ли два раза быть кумой? (Лилия, г. Белгород)

— Можно. Канонические правила не ограничивают количество по данному вопросу. Важно, чтобы Вам хватило сил на молитву и на помощь Вашим крестникам.

— Почему Бог допускает смерть младенцев? Дети не виноваты, у них еще нет греха, чтобы отвечать за него. Как утешить родителей в их горе? (Андрей, г. Белгород)

— Смерть младенцев — это всегда трагедия, которая вызывает множество вопросов и толкований. Бог не сотворил смерти. Смерть явилась следствием первородного греха, который вошел в этот мир грехопадением Адама и Евы. Этот грех, который получает распространение в грехах родителей, довлеет над жизнью младенца. Если, например, родители употребляют наркотики, злоупотребляют алкоголем, то их дети несут печать грехов матери и отца, их жизнь подвергается еще большей опасности. Не Бог их умерщвляет младенцев, а грех, который сопровождает жизнь родителей, убивает детей.

— Глубокоуважаемый владыка Иоанн, слышала о программе, реализуемой в Белгородской области, «100 сел — 100 храмов». Расскажите, пожалуйста, подробнее. (Екатерина, г. Белгород)

— Этот проект звучит иначе: каждое сельское поселение должно иметь свой храм. Там где нет храма — строится там, где есть — реставрируется. К юбилею, 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, на Белгородчине были отреставрированы практически все храмы, которые были построены до революции. Вместе с тем, сейчас строится более 20 храмов. Они возводятся там, где никогда их не было, но в этих крупных населенных пунктах люди хотят иметь свой храм, куда они могли бы придти со своими духовными нуждами.

— Простите не знаю, как правильно к Вам обращаться. Владыко! Моя дочь в младенчестве крещена тайно (жена была мусульманка, сейчас уже православная). Чуть позже теща совершила над ней обряд по мусульманским канонам. Сейчас дочь хочет венчаться. Ей надо креститься заново? Спасибо! (Михаил из г. Балашиха)

— Вашей дочери не надо креститься заново, достаточно прочитать молитву имянаречения для того, что бы вернуть христианское имя, если оно менялось. Это сделает священник. Затем нужно будет поисповедоваться, причаститься и венчаться.

— Можно ли православному священнику быть донором (сдавать кровь)? (Даниил из г. Артемовск)

— Конечно, можно. Священник этим самым спасает жизнь других людей.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю