Председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл рассказал о своей недавней рабочей поездке на Украину.
— Ваше Высокопреосвященство, каковы впечатления от Вашего первого в сане митрополита визита на украинскую землю?
— Прежде всего стоит вспомнить, что казачество в Украине имеет такую же славную историю, как и в России. Почти 500 лет оно служило нашему Отечеству. Но, увы, в этой летописи были и свои печальные истории — когда казаки выступали против Российской империи на стороне поляков и турок. Поэтому императрица Екатерина II и последующие самодержцы, по сути, упразднили казачество на Украине. Такое развитие событий стало причиной того, что в Украине казачьи традиции прервались задолго до 1917 года. Почти на 200 лет ушло самоуправление — важнейшая часть организации казачьих поселений, пример настоящей демократии, когда только круг выбирает атамана, и только круг спрашивает за все его действия. У нас же только при советской власти казачество пытались стереть с лица земли. Поэтому разрыв традиций произошел не более, чем на 80 лет.
Долгий перерыв повлиял на специфику казачества в Украине. Здесь подавляющее количество людей — казаки по духу, а не по роду. Они искренне хотят возрождать традиции и делают это. С другой стороны появились псевдоказаки, которые надели форму для показухи, бравады или ради того, чтобы заработать деньги. Это не красит казачество Украины. Например, в России звание казачьего генерала может присваивать только глава государства. А в Украине на собрание одного казачьего отделения может собираться по 25 «генералов». Такая ситуация, конечно, неприемлема.
— Проводится ли сегодня в Украине внятная государственная политика в отношении казачества?
— Увы, этого нет. Нет законов о казачестве, других документов, которые учитывали бы специфику казачьих войск, каждое из которых в Украине является общественной организацией. Единственное что создано — Координационный совет при Правительстве Украине, который возглавляет министр обороны. А глава Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи епископ Ямпольский Иосиф является его заместителем. Атаман Алексей Селиванов, представляющий организацию «Верное казачество», состоит в должности секретаря Совета. Это единственная структура, пожалуй, которая занимается вопросами организации казачества. Отмечу, что многое для разрешения проблем казачества делает Церковь: создан Синодальный отдел, которому старается помогать аналогичный Синодальный комитет Русской Православный Церкви, возглавляемый мною.
Главная же проблема — государство на Украине не посылает никакого сигнала казакам.
— В чем может заключаться такой сигнал?
— В том, чтобы загрузить казаков работой, направить их деятельность на служение Отечеству и православной вере. Они созрели для этого — это еще раз подтвердили наши украинские встречи. Очень надеюсь, что такой посыл все-таки будет дан государством. И в этой связи может пригодиться опыт России. Например, у нас создан официальный реестр казачьих войск, и все реестровые казаки по закону являются госслужащими. Конечно, далеко не все из них получают зарплату от государства, но сам статус свидетельствует о неравнодушном отношении властей к казачеству. А в Украине государство ограничивается лишь участием в координации некоторых действий казачьих организаций — не более.
— Казаки Украины хотят дружить с Россией?
— Безусловно. На встречах в Украине я увидел искреннее желание дружить с Россией, вместе защищать православную веру. Не секрет, что в 1990-е годы в Украине происходили захваты православных храмов униатами, и казаки отстаивали их буквально с оружием в руках. Они мужественно принимали на себя удары недругов, а некоторые из казаков и священников в этой борьбе погибли… Это незаметные для многих, но от этого не менее ценные подвиги нашего времени.
Замечу, что, на мой взгляд, традиции казачества в Украине будут восстанавливаться не «сверху», а «снизу» — через простых казаков, которые искренне заинтересованы в этом возрождении. В этой связи мне запомнилось посещение Новограда-Волынского. Там нас встречали казаки, которые не имеют высоких погон, но зато занимаются конкретными делами. С радостью ознакомился с представленным ими проектом храма святого праведного Иоанна Русского — на его строительство они просили благословение. Также в Новограде-Волынском работает филиал Всемирного русского народного собора. Общение с этими людьми, которые, не имея больших средств, твердо и уверено идут путем реальных дел, на меня произвело очень благоприятное впечатление.
— Какие еще встречи произвели на Вас впечатление?
— Запомнилось общение с казаками в Святогорской лавре, что в Донецкой области. Этот знаменитый монастырь сегодня возрожден в своем былом величии. Охрану его осуществляет казачий полк из 70 человек. Зарплату им платит сам монастырь. Крайне важно, что почти все они исповедуются, причащаются, приводят в храм своих жен и детей — об этом мне рассказал владыка Арсений, наместник Святогорского монастыря. Это хороший пример сотрудничества Церкви и казачества. В том числе — и для российских священнослужителей. Кстати, подобное взаимодействие сегодня мы практикуем в Ставропольской епархии — 30 казаков у нас находятся на зарплате в качестве охраны. Все они воцерковлены, регулярно участвуют в церковных Таинствах.
Когда общались с руководством казачьего штаба в Святогорском монастыре, я заметил лавку с плетью. Поинтересовался, когда последний раз наказывали казака нагайкой — оказалось, всего две недели назад. Традиции здесь соблюдаются, и это говорит о неравнодушии казаков к своему труду.
— Как прошла встреча с атаманами, на которую они съехались со всей Украины?
— Действительно, в Киев ради этого собралось порядка 30 атаманов из разных регионов страны. Общение получилось очень живое. Я уже говорил, что в Украине до сих пор где-то сильны «филаретовцы», где-то — униаты. Из-за этого храмы православные приходится отстаивать ценой собственного здоровья и даже жизни. Поэтому разговор состоялся серьезный. Выяснилось, что многие атаманы завидуют положению казаков в России, где казачеству государство уделяет внимание. Мне же удалось донести до атаманов, что казакам, прежде всего, нужно воспитывать в традициях Православия и казачества своих детей. Если это не сделаем — можем потерять все, что сумели восстановить.
Не менее замечательной получилась встреча со священниками, окормляющими казачество. На ней мы делились друг с другом опытом взаимодействия с казаками, а отдельной темой вновь стала защита православных храмов от раскольников.
— Также Вам удалось побывать на легендарном острове Хортица — одной из колыбелей казачества. Что запомнилось особо?
— То, как все 150 казаков, несмотря на жару под 40 градусов, вышли в сапогах, в папахах — по полной парадной форме. Чувствовалась в этих людях сила вольного духа, которым всегда славились запорожцы, читалось искреннее желание служить Отечеству и вере Православной. Видно было, что эти люди — от земли, трудятся не покладая рук. Эта встреча, которая завершала мою поездку по Украине, стала для меня значительным событием, оставила сильное впечатление.
— К сожалению, казачество в Украине разделено сегодня по идеологическому принципу. Есть так называемые «казаки» — униаты, есть «казаки» — «филаретовцы»…
— Это большая проблема. В России тоже есть небольшая часть «казаков» — язычников, но подавляющее большинство нашего славного казачества соотносят себя с Православием. В Украине баланс сил не так очевиден. В этой связи особенно возрастает роль пастырского слова священника и роль самой Православной Церкви — ведь именно ее частью казачество ощущало себя всегда. Потому надеюсь, что казаки будут это осознавать и сегодня, и завтра.
— Собираетесь ли Вы и дальше приезжать в Украину?
— В моих планах — регулярно посещать наших соседей. Также намечены поездки в ряд других стран, где живут многие представители русского казачества — это Казахстан, Киргизия, Франция, Болгария и другие.
Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru