Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Якутский и Ленский Роман: Нужно, чтобы якуты снова вернулись в Православие

Епископ Якутский и Ленский Роман: Нужно, чтобы якуты снова вернулись в Православие
Версия для печати
16 октября 2012 г. 16:50

В ноябре в Якутии будет отмечаться двойная круглая дата: 380-летие вхождения Якутии в состав Российского государства и 380-летие Православия на якутской земле. Весть о Христе местным народам принесли священнослужители, которые направлялись в новые земли вслед за первопроходцами-казаками. О Православии в Якутии порталу «Интерфакс-Религия» рассказывает епископ Якутский и Ленский Роман.

— Владыка, если вспомнить, в каком виде пребывала Якутская и Ленская епархия в момент своего возрождения в 1993 году, то нетрудно предположить, что Вашим предшественникам и Вам многое тоже приходится начинать с нуля — примерно так же, как и первым священникам в Якутии 380 лет назад. Как бы Вы сегодня оценили ситуацию в регионе?

— Мне думается, что возобновлять здесь православную жизнь было делом все же куда более трудным и для митрополита Германа, и для приснопамятного епископа Зосимы, потому что каток атеистической борьбы прошелся серьезный. Ведь больше трех поколений пережили не просто безбожную идеологию, а идеологию воинствующего атеизма, когда за один лишь крестик на груди могли отправить в ГУЛАГ или даже расстрелять. И этот испуг, воспоминание о пережитом страхе у людей старшего поколения сидит достаточно глубоко.

Но ситуация все же меняется. Об этом говорит, в частности, и тот факт, что юбилейные торжества, связанные с 380-летием Православия в Якутии и вхождения Якутии в состав России, планируется провести на очень высоком уровне. Мы готовимся к проведению 24 ноября научно-практической конференции «Миссия Русской Православной Церкви в Сибири и Америке (к 215-летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири (1797-1879)». Она пройдет в Московской духовной академии, и участие в ней примут члены делегации Якутии. А 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, где будут участвовать певческие коллективы Якутии и прозвучат песнопения на якутском языке. 29 ноября богослужение на языке саха состоится и в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Кроме того, представители якутской интеллигенции обратились ко мне с предложением расширить географию празднеств. Помимо столицы, дни Якутии пройдут еще в Курске, где епархию возглавляет митрополит Курский и Рыльский Герман, первый архиерей возрожденной Якутской епархии, а 17-18 ноября — в Пятигорске. Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт побывал в Якутии уже дважды за один только год. Совместно мы осуществили новый проект: воспитанники православной гимназии Якутска летом смогли отдохнуть в санатории Кавказских Минеральных вод.

Мы хотим, чтобы в этот памятный, благословенный год 380-летия Православия в Якутии с нами помолилось бы как можно больше людей, чтобы они помолились за нас, вместе с нами, на нашем языке...

— То есть якутском?

— Да. К слову, богослужения на якутском у нас стали уже регулярными. Первая Литургия в воскресенье традиционно идет на языке саха. Перевод на якутский язык главного богослужения — Божественной литургии — одно из главных достижений этого года. Все это время он обкатывался, устранялись некоторые замечания. Мы считаем принципиально важным то, что в Сунтарах, Нюрбе, Верхневилюйске и других райцентрах, где живут преимущественно якуты, Литургия теперь совершается на родном для них языке.

Мы хотим, чтобы богослужения на якутском обязательно совершались в якутских районах так же, как это было при святителе Иннокентии, чтобы они стали обычным делом. Но для этого нужно подготовить священников, которые бы свободно владели языком.

— Владыка, насколько все-таки Православие стало родной религией для местного населения?

— Те, кто принимает его всей душой, обычно не входят в противоречия и с какими-то народными традициями. А у тех, кто смотрит на него на расстоянии, порой возникают вопросы.

Стратегия епархиальной жизни здесь заключается как раз в серьезном акценте на работе с коренным населением. Для того, чтобы якуты снова вернулись в Православие, начали открываться приходы и в якутоязычных районах, нужны священники-якуты. Это один из принципиальных вопросов. Не скрою, процесс идет сложно. Мы ищем достойные кандидатуры, воспитываем, молимся о том, чтобы Господь открыл их сердца...

— Якуты охотно идут в священнослужители?

— За последний год появилось два новых якутских священника: это отец Михаил Иннокентьев в селе Верхневилюйск и отец Александр Борисов, студент Якутской духовной семинарии. Тех, кто готов посвятить свою жизнь этой миссии, — если понимать священника как духовного героя — не может быть много в принципе.

— Много ли священников еще не хватает?

— Много. Тем более что в 2012 году мы открыли четыре новых прихода: второй в городе Мирный, в поселке Алмазный Мирнинского района, в райцентре Усть-Майя, монастырский храм в Якутске.

Количество потенциальных кандидатов в священнослужители зависит от уровня стойкости и жизнедеятельности прихода. Наши же только-только начали развиваться и крепнуть. Думаю, что при таком планомерном развитии, как сейчас, рано или поздно кандидатов в священники станет больше. Пока их немного, но это не повод для отчаяния или уныния.

— В июне исполнился год, как Вы стали правящим архиереем Якутской и Ленской епархии. Тяжело ею управлять, если учесть, что территория республики — как пять Франций?

— Ставил себе задачу объехать за год все улусы, но пока не успеваю — все-таки более 3 млн. квадратных километров. Хотя большую часть районов уже посетил — 27 из 33-х. Да и потом, наверное, важнее все-таки не количество визитов, а их качество. Что касается управления, то руководить, как известно, не руками водить, а водить за руку. Надо вести людей, а для этого идти вперед самому. Тогда тебе начнут подражать. Вот это, наверное, сложно: трудно быть первым, то есть ведущим, всегда, но расслабляться нельзя.

— Какие из проектов, заявленных епархией этой зимой, Вы считаете особенно значимыми?

— В епархии появились новые храмы. Среди них — храм древнего Спасского мужского монастыря в Якутске. Его возрождение мы начали прошлой осенью, и благодаря поддержке благотворителей всего за год сумели отстроить первый объект — монастырскую церковь, которая уже освящена. Дай Бог, чтобы и дальше все продолжалось так же стремительно.

Обязательно продолжим тесное сотрудничество со СМИ. Осенью прошлого года мы учредили премию «Вера и слово» в память известного в республике журналиста Олега Емельянова. Буквально через несколько дней комиссия подведет итоги и назовет имена новых лауреатов, которые, как нам кажется, очень достойно освещали духовную жизнь в Якутии.

Еще один важный проект — Координационный добровольческий центр, созданный при епархии. Его задача — скоординировать и централизовать всю социальную, благотворительную работу, которая уже ведется на приходах. Это нужно, чтобы помощь сиротам, старикам, заключенным, малоимущим семьям стала более системной, не замыкаясь в одиночных акциях. Надеюсь, что поможет этому и информационный портал, который должен заработать к концу года.

Как и прежде, будем поддерживать кадетов. В прошлом году епархия учредила премию имени Александра Невского. Летом двое учащихся смогли съездить в паломническую поездку в Петербург. Побывали там, где хранятся мощи святого князя Александра Невского.

В декабре состоятся республиканские Рождественские образовательные чтения. Тогда же ждем хор подворья Валаамского монастыря с концертами духовной музыки.

— Как у епархии складываются взаимоотношения с местной властью?

— Какие-то вопросы бывает тяжеловато решить, какие-то, напротив, легко. Наверное, так и должно быть. Главное, что нет глухой стены. Есть соработничество, может быть и не такое активное, но оно сложилось как с городскими властями, так и с республиканскими.

— Осенью 2011 года духовное училище в Якутске получило статус семинарии. Как прошел новый набор?

— Он небольшой: пять человек на очное отделение, пятеро учатся экстерном, совмещая служение и светскую работу. Но к нашей радости, четыре выпускника столичной академии были направлены к нам преподавать и упрочили профессорско-преподавательскую корпорацию духовного вуза. Семинария развивается. Есть стойкое расписание, на достаточно высоком уровне, как мы думаем.

В семинарии проходят свои конференции. На октябрь запланирована студенческая Свято-Иннокентиевская конференция, на которую мы по традиции пригласим студентов светских вузов и православную молодежь Якутии. Эти чтения будут посвящены не только памяти святителя Иннокентия, служившего в Якутии и много сделавшего для нее, но и осмыслению значимости Церкви в жизни молодых.

Радует и то, что два первых выпускника семинарии, священники, поступили в Санкт-Петербургскую духовную академию. Один уже служит в поселке Нижний Куранах Алданского района, второй после хиротонии проходит ставленническую стажировку в градоякутском кафедральном Преображенском соборе, после чего тоже будет направлен на приход. И для нас это тоже еще одна маленькая победа, говорящая о жизнеспособности нашего духовного вуза.

— Как в республике идет внедрение нового школьного предмета — Основы православной культуры?

— В 2012 году мы осуществили два важных издательских проекта: перевели на якутский язык учебник «Основы православной культуры» и последование Божественной литургии. Что касается школьного курса, то, конечно, некоторая настороженность у родителей к предмету есть. Она обусловлена самыми разными причинами, характерными не только для Якутии. И тем не менее 15 % школьников четвертых классов у нас выбрали «Основы православной культуры». Это хорошая цифра.

Готовя для них учебник, мы приобрели лицензию у издательства «Просвещение», издательско-переводческой группой во главе с Саломией Леонтьевой перевели учебник на якутский язык и издали. Его электронная версия уже передана министерству образования республики. А ту тысячу экземпляров, которую издали сами, бесплатно отдаем в школы, где изучают предмет. Мы готовы предоставить это пособие всем учебным заведениям, чьи дети выбрали этот курс.

— Включили ли его в свою программу национальные школы?

— Да. Национальная гимназия Якутска за комплектами учебников обратилась одной из первых. Мы надеемся, что к концу курса дети будут знать православную и культурную традицию своих предков, с которой связано становление нашего государства. Скептикам я всегда говорю: это не Закон Божий. Никто не ставит задачу сделать ребенка верующим. Это культурологический курс, который дает базовые знания православной культуры, важные для любого человека, если он считает себя россиянином, патриотом и живет в России.

— Владыка, чему Вас научил первый год архиерейства?

— Хороший вопрос. Он открыл мне Якутию и помог лучше понять психологию северян. Признаюсь, первое время проповедовать было сложно. Дело в том, что северные люди отличаются как внешним спокойствием, так и спокойствием в действиях, что легко принять за безразличие и равнодушие.

Потребовалось время понять, что это не так, что кажущаяся отчужденность — особый, северный тип характера, а за внешней неэмоциональностью скрываются живой интерес и активный духовный поиск, которые делают верующих людей похожими, независимо от того, где они живут.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Сокровенный уголок России

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Митрополит Черкасский Феодосий: Для защиты верующих следует использовать те инструменты, которые существуют в современном мире

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Православие на краю земли