Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Во избежание межнациональной вражды нужно четко соблюдать миграционные законы»

Версия для печати
26 октября 2012 г. 15:02

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл дал интервью корреспонденту телепрограммы «Вести недели».

— Владыка, последнее время внимание многих жителей России привлечено к Ставрополю, где в одной из местных школ ученицы стали носить хиджабы. В тоже время все чаще можно услышать мнение, что русское население уходит из районов страны, которые граничат с Кавказом. Одной из главных причин называют экономические. Как решать эту проблему?

— Ставропольский край всегда был многонациональным. С тех пор, как вошел в состав Российской империи. Но такого еще не было, чтобы 20% населения в крае составляли представители не русскоговорящих народов. И сегодня этот процент увеличивается. Впрочем, основания для этого есть — у нас свободная страна и представители народов Северного Кавказа имеют полное право передвигаться по ней свободно.

Мне кажется, что увеличение миграционных процессов в Ставрополье во многом зависит от порядочности людей, которые уполномочены исполнять миграционные законы РФ на местах.

Сегодня люди, которые приезжают, имеют свой менталитет и, чаще всего, свою религию. Иногда они пытаются все это силой навязать коренным жителям, при этом, не желая считаться с традициями, культурой и обычаями местного населения.

Чтобы достойно выйти из такой ситуации, государство, прежде всего, должно четко контролировать соблюдение законодательства.

Необходима серьезнейшая работа с элитами диаспор тех народов, которые приезжают на Ставрополье, и, конечно, с их духовными лидерами — имамами и муфтиями.

На сегодняшний день нашей епархией такая работа активно ведется, я лично сегодня работаю в этом направлении.

В этой связи очень печально, что местное население далеко не всегда показывает пример достойной жизни. Часто мы наблюдаем пьянство, нежелание работать. Объективности ради скажу, что рабочих мест не хватает, но сегодня эту проблему власть пытается решить на востоке Ставрополья с помощью региональной программы занятости. Сегодня в край пришла новая управленческая команда, на которую я и жители края возлагаем большие надежды. Что касается региональной программы занятости, считаю, что ей надо дать серьезное ускорение на федеральном уровне — в том числе, через усиление всех инвестиционных проектов.

— И все же, владыка, если все останется так, как сегодня — чем такая ситуация может грозить в будущем?

— Я прогнозами не занимаюсь. Могу лишь сказать, что ситуация на прикавказских территориях сегодня не очень отличается от того, что было в прошлые века — в XVIII, XIX, отчасти XX. Иногда меня спрашивают: «А что лично вы предполагаете делать?»

Конечно, я не буду встречаться с каждым аварцем, даргинцем или чеченцем и пытаться изменить его сознание — у меня на это попросту не хватит времени. Но, помимо работы с руководителями диаспор, с имамами и муфтиями, я должен попытаться дать духовный стержень местному русскоязычному и по преимуществу — потенциально христианскому — населению, чтобы возродить в нем силу воли и духа.

Почему часто приезжие не очень уважают местное население? Потому что они видят пьянство и разгул. Им кажется, что все наши девушки и девочки такие же, как некоторые современные русские женщины. Поэтому необходимо заниматься духовным возрождением местного населения. В этом моя главная задача как правящего архиерея. А коррупционная составляющая — дело властей.

— Поговаривают, что история с ношением хиджабов — «пробный шар», чтобы посмотреть на реакцию, и попробовать расшатать ситуацию в регионе. Что нужно делать в таком случае?

— Насколько я знаю, этот эпизод уже стал предметом судебного разбирательства. Поэтому давайте сначала дождемся решения суда. В целом же, мне кажется, что сегодня многие незначительные поводы специально раскручиваются СМИ. Вчера это было кощунство в Храме Христа Спасителя, сегодня — хиджабы… На самом деле последний эпизод — дело одной отдельно взятой школы, где прекрасно знают местные традиции, знают отношение тех же мусульман к тому, где и как надо одеваться. Наконец, знают, что можно и нужно сделать, чтобы сохранился мир и порядок, и при этом закон не был нарушен. Сегодня же о случае на Ставрополье начинают говорить на всю страну. Мне кажется, это работает на то, чтобы расшатать ситуацию в России. Тому есть объяснение.

Сегодня мы стоим перед новым рывком вперед, перед этапом серьезного духовного и экономического развития России. Вполне логично, что противники такого развития событий, наши недруги, хотят не допустить или всячески затормозить этот процесс. Печально, что среди обывателей провокационная информация срабатывает. А вот о позитивных тенденциях говорят очень мало. Недавно прочитал в одном исследовании любопытный факт. В Германии 90% жителей не имеют в собственности квартиры. А в нашей стране, которую многие представляют бедной, этот показатель в разы ниже! Но об этом никто не говорит.

Как и о движении вперед Русской Православной Церкви. Мало кто обращает внимание, что в России появились сотни новых епархий. А это — новые епископы, священники, приходы. В стране, где нет желания духовного подъема, духовного горения, такого происходить не может.

— Владыка, в вашей епархии разработана программа по возвращению казаков в Россию. Что реально делается в рамках ее реализации?

— Как я уже говорил, в Ставрополье действует программа, разработанная краевой Думой, по развитию востока края. Аналогичная программа была создана и в нашей епархии. Она подразумевает строительство новых храмов, открытие воскресных школ, создание сельхозпредприятий при приходах, чтобы люди могли и работу получать, и духовно воспитываться.

Одним из пунктов этой программы является переселение казаков в Ставрополье. В свое время ко мне обратились атаманы казачьих войск и обществ из постсоветских республик — сегодня десятки тысяч казаков желают вернуться оттуда на Родину. В их числе — семиреченские казаки из Киргизии и Казахстана, готовые переехать в Ставрополье.

Я поддержал эту идею, и сегодня, по моей просьбе уже создается краевая программа по переселению соотечественников. Замечу, что такого документа в Ставрополье еще не было.

И десятки казаков уже приехали в Россию! Пока едут в центр края, но в самое ближайшее время, в этом меня уверил губернатор, будут выделены земли на востоке Ставрополья, средства для льготного получения кредитов и другой финансовой помощи вернувшимся казакам.

У них будет возможность быстро освоиться — краевая миграционная служба нам в этом деле очень помогает, у нас с ней сложились прекрасные отношения.

Если будут созданы условия, то в течение года переедут около двух тысяч казаков. Но самое главное — казаки, возвращающиеся домой, краю очень нужны!

Сейчас на Ставрополье много земель, которые надо осваивать, а население сокращается. С другой стороны, казаки в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане испытывают немалые проблемы. А возвращение домой способно их решить.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru

Материалы по теме

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Митрополит Минский Вениамин принял участие в торжественном мероприятии по случаю 25-й годовщины подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Глава Санкт-Петербургской митрополии встретился с представителями православной общественности

Опубликована программа мероприятий казачьего направления Рождественских чтений

По благословению митрополита Ставропольского Кирилла казаки установили поклонный крест в зоне СВО на территории ДНР

Митрополит Ставропольский Кирилл принял участие в заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества

При участии митрополита Ставропольского Кирилла в зону СВО переданы походные храмы и гуманитарная помощь

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»