Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Загребе начался суд над двумя бывшими генералами хорватской армии, обвиняемыми в военных преступлениях против сербов

Версия для печати
18 июня 2007 г. 20:42

В понедельник в Загребе начался судебный процесс над двумя бывшими генералами хорватской армии, которые участвовали в войне с сербами в первой половине 1990-х годов. Дела Рахима Адеми и Мирко Норача были переданы в хорватский суд Гаагским трибуналом по военным преступлениям. Бывшие генералы обвиняются в грабежах и убийствах в ходе операций хорватских войск на территории, которую контролировали сербы.

Адеми и Норач — первые подозреваемые в совершении военных преступлений, чьи дела были переданы из Гааги в Хорватию. Они также самые высокопоставленные лица из тех, кто предстал перед судами республик бывшей Югославии по поручению Гаагского трибунала.

Мирко Норач командовал хорватской моторизованной бригадой, которая совершила прорыв в так называемый Медакский «котел» к югу от Загреба в сентябре 1993 года. Эта операция была одной из попыток хорватской армии прощупать сербскую оборону после шестимесячной войны 1991 года, в результате которой Хорватия завоевала независимость, но временно потеряла почти 30% своей территории, занятой сербами.

Рахим Адеми, албанец из Косова, был командиром хорватского военного округа в районе Госпич рядом с Медакским «котлом».

Гаагский трибунал обвиняет Норача и Адеми в убийстве 29 мирных сербов и пяти пленных солдат, а также в осуществлении тактики выжженной земли на территориях, с которых хорватские войска отошли в результате давления международного сообщества. В обвинительном заключении Гаагского трибунала говорится, что Медакский «котел» «стал непригодным для жизни».

Рахим Адеми и Мирко Норач считают себя невиновными. Генерал Адеми, который ожидал суда на свободе, поскольку добровольно сдался Гаагскому трибуналу в 2001 году, заявил тогда: «Я еду в Гаагу по доброй воле. Я считаю себя абсолютно невиновным по всем статьям обвинения. Во время войны я не отдавал приказов о совершении военных преступлений. Я заботился о мирных жителях и военнопленных».

Мирко Норач в настоящее время пребывает за решеткой. Четыре года назад его приговорили к 12 годам тюремного заключения по другому делу, связанному с убийством более 50 мирных сербов в районе Госпич в 1991 году.

Когда хорватские власти выдали ордер на арест генерала Норача, в Хорватии прошли массовые манифестации в его поддержку — многие хорваты считают Норача национальным героем. В демонстрации в городе Сплите приняло участие около 100 тыс. человек. Один из демонстрантов был загримирован под генерала и шел с плакатом, на котором было написано «Я — Мирко Норач». Многие участники манифестации держали в руках такие плакаты в знак солидарности со своим героем.

Процесс над Норачем был нелегким делом для прозападного правительства Хорватии, которое пришло на смену администрации президента Франьо Туджмана. При Туджмане лишь немногие и далеко не самые главные подозреваемые в совершении военных преступлений предстали перед хорватским судом. С тех пор политический ландшафт в Хорватии сильно изменился, и, скорее всего, общественная поддержка обвиняемых в военных преступлениях будет весьма незначительной.

Партия Туджмана вновь пришла к власти почти четыре года назад. Однако под руководством нынешнего премьер-министра Хорватии Иво Санадера она из крайне националистической трансформировалась в умеренную христианско-демократическую организацию.

12 лет спустя после окончания войны память о ней уже не является сильной мобилизующей силой. Все большее число жителей республик бывшей Югославии понимает, что военные преступления совершались не только противником, но и своими, и что разбираться с подозреваемыми в их совершении надо в суде.

Решение Гаагского трибунала передать дело генералов Адеми и Норача в Загреб свидетельствует о признании Гаагой «прогресса», который Хорватия достигла в деле расследования военных преступлений. В то же время судебная система Хорватии подвергается критике. Некоторые считают, что приговор, вынесенный четыре года назад генералу Норачу, был слишком мягким. Судья, который председательствовал на том процессе, объяснил тогда, что в момент преступлений Норачу было всего 23 года и что люди, совершившие убийства, были под его контролем лишь формально.

Представители Гаагского трибунала утверждают, что будут очень внимательно следить за процессом над Рахимом Адеми и Мирко Норачем в Загребе. Они хотят удостовериться в том, что национальные суды способны эффективно и непредвзято рассматривать дела высокопоставленных подозреваемых в совершении военных преступлений.

ООН призывает Гаагский трибунал завершить рассмотрение всех дел к концу 2010 года. Чтобы выдержать эти сроки, трибуналу, возможно, придется передать и другие дела на рассмотрение судов в бывших республиках Югославии.

Би-Би-Си/Патриархия.ru

Другие новости

Стартовал межрегиональный конкурс «История моей семьи в истории родного края»

При поддержке Синодального отдела по благотворительности в Козельской епархии прошло первое обучение для будущих приемных родителей

В Алма-Ату принесена чудотворная икона Божией Матери «Целительница»

Подведены итоги конкурса «Волонтер преподобного Серафима Саровского 2023/2024»

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта выступил на конференции «Спорт и духовно-нравственное воспитание» в рамках форума «Россия — исламский мир»

В ОБСЕ следят за ситуацией с правами верующих на Украине

Представители Русской Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» в Казани

Специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в подмосковном Подольске семинар-практикум по профилактике зависимостей среди подростков

Издательство Московской Патриархии представляет свои новинки на Санкт-Петербургском международном книжном салоне

Душевой комплекс в Лисичанске открыла Русская Православная Церковь