Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Об аттестации рабочих мест по условиям труда. Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

Версия для печати
26 ноября 2012 г. 13:35

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» установлен порядок проведения аттестации рабочих мест у работодателей — юридических лиц. 

В журнале «Приход» (№ 6, 2012) опубликовано разъяснение юрисконсульта Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайнина о том, распространяется ли этот документ на религиозные организации Русской Православной Церкви.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда для своих работников.

Работодатель, в частности, обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ).

Аттестация проводится в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н.

Требования Порядка распространяются на всех работодателей — юридических лиц. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» священнослужители религиозных организаций не являются работниками этих организаций.

В соответствии со ст. 342 ТК РФ работодателем является религиозная организация, заключившая трудовой договор с работником в письменной форме. При отсутствии такого договора лицо, выполняющее в религиозной организации работу, не является работником религиозной организации.

Таким образом, алтарь и храмовое пространство, где осуществляют служение священнослужители, а также места выполнения работ иными лицами, не имеющими с религиозной организацией трудового договора, не являются рабочими местами в смысле ТК РФ и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н и не подлежат аттестации.

Кроме того, при проведении аттестации в документации должен указываться код профессии, должности по «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).

Однако при заключении трудового договора с религиозной организацией работник обязуется выполнять любую не запрещенную ТК или иным федеральным законом работу, определенную этим договором (ст. 344 ТК РФ), в связи с чем профессии, должности работников религиозных организаций не идентифицируются по ОК 016-94.

Таким работниками могут являться просфорница, регент, алтарник, певчий, свечница и другие работники.

В этом случае аттестация рабочих мест работников религиозных организаций, заключивших трудовой договор с этими организациями, также не может быть проведена, поскольку не могут быть установлены государственные нормативные требования охраны труда, подлежащие применению к данной профессии, должности и соответствующему рабочему месту при проведении аттестации.

Кроме того, у ряда работников может отсутствовать рабочее место в данной религиозной организации (например, у казначея — главного бухгалтера, если он работает дома).

Во всех иных случаях решение о проведении аттестации принимает высший орган управления религиозной организацией Русской Православной Церкви — Епархиальный архиерей.

Иные органы управления религиозной организацией в соответствии с ее уставом не наделены правом принимать решение по этому вопросу.

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»