Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского Меркурия на открытии XXI Международных Рождественских чтений

Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского Меркурия на открытии XXI Международных Рождественских чтений
Версия для печати
25 января 2013 г. 13:52

24 января 2013 года председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир».

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства!

Уважаемые участники и гости XXI Международных Рождественских образовательных чтений!

Говоря о системе религиозного образования в Русской Православной Церкви нужно подчеркнуть, что она призвана решать задачи сохранения и передачи новым поколениям традиционных христианских ценностей, используя для этого возможности всех уровней, типов и видов образования в современном обществе, самые передовые технологии и методики.

Особенно важно чтобы первое знакомство с ценностными ориентирами христианства происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда, как известно, закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации. Именно этим определяется приоритетность совместных предстоящих трудов Синодального отдела религиозного образования и православного педагогического сообщества на ближайшую перспективу.

Начало этому процессу положено в 2012 году созданием нормативного документа «Православный компонент дошкольного образования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Он разработан с учетом федеральных государственных требований как дополнение к «Стандарту православного компонента общего образования», принятому ранее.

Введение «Православного компонента дошкольного образования» и Программы к нему позволит дошкольным учреждениям лучше ориентироваться в подборе материалов для воспитания детей на основе православного мировоззрения, обеспечит непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В связи с этим в Синодальном отделе были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки поправки к действующим нормативным актам. Эта тема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации, где наши предложения получили поддержку. В результате, в приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были внесены изменения, следствием которых является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие ребенка, в том числе в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, интегрирующих этот компонент в свою образовательную программу. Это позволит на практике реализовывать преемственность в воспитании детей на основе традиционных ценностей, как в дошкольном возрасте, так и в процессе их дальнейшего обучения в средней школе, с учетом введения курса ОРКСЭ в общеобразовательной школе.

Для осуществления поставленных задач нужно озаботиться дальнейшим совершенствованием методических программ, наглядных пособий, дидактических игр и других вспомогательных материалов, в дополнение к уже существующим, а также к тиражированию имеющегося положительного опыта в регионах, через проведение тематических семинаров и конференций, при широком взаимодействии епархиальных ОРОиК и департаментов образования.

Несколько слов о православных общеобразовательных школах. Не смотря на то, что с этой высокой трибуны уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания в епархиях православных школ, дела обстоят не самым благополучным образом. К сожалению, во многих епархиях до настоящего времени нет ни одной православной средней школы или гимназии, несмотря на то, что потребность в них велика. Трудности финансирования — вот основная причина этого. В новом законе «Об образовании» размеры бюджетных средств, выделяемых на поддержку конфессиональных школ, отнесены к компетенции субъектов Федерации. Поэтому, обращаясь к руководству регионов, еще раз прошу о поддержке наших православных школ.

Напомню, что вскоре после прошлогодних Рождественских чтений на встрече с лидерами традиционных религиозных общин 8 февраля 2012 года тогда Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин дал четкое указание: «Надо окончательно решить один принципиальный, системный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательный стандарт. Здесь не должно быть никакой дискриминации» (конец цитаты). Мы считаем, что этого мнения тогда главы Правительства, а ныне Президента, гаранта Конституции и гражданского равноправия в нашей стране достаточно, чтобы внести необходимые нормы в федеральное законодательство. Однако до сих пор эта острая проблема не решена окончательно. Стирание отличий в финансировании между государственными и негосударственными учебными заведениями, выполняющими в полной мере государственный заказ на образование, будет способствовать и развитию имеющихся школ и гимназий, и открытию новых. Думаю, что на настоящий период времени почти каждая епархия, а уж тем более митрополия — не только может, но и должна иметь хотя бы одну православную школу или гимназию.

В конце 2012 года Священным Синодом приняты документы, регламентирующие деятельность воскресных школ в Русской Православной Церкви. Они прошли широкое общественное, педагогическое и научное обсуждение. В этих документах заложен потенциал для создания полноценной системы воскресных школ, которая призвана качественно улучшить воспитание детей на основе православного вероучения. «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и Типовой устав определяют различные формы деятельности воскресных школ и определяют необходимый минимум знаний, который должен получить каждый, обучающийся. Однако нужно пояснить, что стандарт учебно-воспитательной деятельности является рамочным документом, то есть ориентиром для приходских и монастырских воскресных школ. Объем знаний, который получает учащийся, должен быть не менее заданного уровня, а заложенные возможности предполагают постепенный путь развития воспитательной деятельности на приходе от воскресной учебно-воспитательной группы до полноценной воскресной школы, с перспективой ее развития до центра духовно-нравственного воспитания (с соответствующим юридическим статусом и дополнительными возможностями финансирования в том числе).

Отсюда следует незамедлительность подготовки современных, качественных учебно-методических комплектов, отвечающих главным принципам, заложенным в Стандарте и программах по «Основам православной веры», других предметов и дисциплин входящих в учебную жизнь воскресной школы.

Каждый учебный комплект должен быть создан с учетом возрастных психологических особенностей и включать в себя учебное пособие для учащегося, методическое пособие для учителя, рабочую тетрадь и медиасопровождение. Создание подобных универсальных комплектов поможет каждой конкретной школе не просто систематизировать образовательный процесс, но на начальных этапах стандартизации осуществлять стратегическое планирование собственного развития. Определенный опыт уже наработан. Необходимо привлекать к работе по учебно-методическому обеспечению лучшие церковные кадры, тех, кто уже имеет опыт работы в этой области. В этом творческом соработничестве с различными авторами Отдел видит свою первостепенную задачу. С тем, чтобы достигнуть единства в многообразии форм и методов, используемых в воскресных школах, не потеряв при этом динамики самобытного творческого развития получения практических знаний о Православии.

Стандарт и Положение не преследуют целью сделать школы однотипными, исключая авторские и инновационные подходы, а наоборот — их приветствуют, ведь именно они создают индивидуальный облик школы. Не лишним будет напомнить, что не столько принятые документы, сколько искренняя вера и личный пример преподавателя помогают ребенку принять опыт Церкви и стать ее полноправным членом. Руководство и наставники воскресных школ должны помнить, что перед школой не ставится цель воспитать священнослужителя или монашествующего, но воспитать христианина, который при желании может себя реализовать в качестве, например, приходского миссионера, социального работника или катехизатора, при этом работая в светском учреждении.

Важно отметить, что принятие этих документов вводит воскресные школы в единую образовательную систему Русской Православной Церкви.

С 1 сентября 2012 года началось повсеместное преподавание во всех регионах России комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в обязательной части школьной программы, включающего предмет по выбору «Основы православной культуры» (ОПК). Синодальный отдел осуществляет мониторинг этого процесса в подавляющем большинстве епархий на территории России. Наиболее сложное, но и одновременно перспективное направление — работа с недавно образованными епархиями, находящимися на этапе становления и зачастую испытывающими кадровые трудности в налаживании полноценного взаимодействия со школой, государственными структурами.

Еще на этапе подготовки к повсеместному преподаванию ОРКСЭ в ряде регионов выявились проблемы, сходные с теми, которые были в период апробации курса. Это и слабая информированность родителей, и сложности с подготовкой необходимого количества учителей, способных качественно преподавать православную культуру, и обеспечением свободы выбора модуля ОПК. Скоро новый учебный год, а значит новый этап выбора модуля. От Синодального и епархиальных отделов потребуются мобилизация усилий и координация действий для слаженного и эффективного участия в этом процессе.

В прошедшем году трудности с выбором обозначились в некоторых регионах. Главная причина — сформированное десятилетиями отсутствие доверия со стороны руководства образовательных учреждений к новым предметам по религиозной культуре и представителям Церкви, приходящим на родительские собрания, а также зачастую слабая подготовленность представителей епархиальных структур, пытающихся разговаривать на языке церковной проповеди там, где необходим конструктивный диалог.

Отмечу, что ни в одном из регионов нет объективных предпосылок к тому, чтобы родители совсем не выбрали ОПК. Считаю, что, несмотря на возможные технические сложности, подчас возникающие в процессе организации правильной процедуры выбора, управления образованием указанных регионов должны отказаться от политики жесткого администрирования и со своей стороны содействовать установлению конструктивных отношений с представителями Церкви, других традиционных религиозных организаций, педагогическим сообществом. Сегодня мы вполне можем решать возникающие проблемы в поле профессионального, конструктивного взаимодействия, с учетом интересов всех участвующих в этом проекте сторон. Призываю Преосвященных собратьев архипастырей и руководителей епархиальных отделов религиозного образования активно включаться в процесс диалога, проявлять разумную настойчивость и компетентность во всех вопросах, связанных с развитием религиозного образования в школе.

Это совместное дело государства, Церкви, семьи и школы, должно совершаться в режиме социального партнерства, открытой совместной работы, оно «всерьез и надолго», как сказали бы ранее, самоустранение от этих партнерских отношений абсолютно бесперспективно.

В этой связи следует обратить особое внимание на формирование в епархиях православного общественно-педагогического актива — тех людей, для которых православие, педагогика и воспитание являются неразделимыми понятиями.

Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов по религиозным культурам. В 2012 году было выпущено несколько новых пособий по ОПК, прошедших конфессиональную церковную экспертизу. Широкое поле для взаимодействия в области улучшения качества учебно-методического обеспечения предметов по религиозной культуре открывает новый закон «Об образовании». На основании содержащихся в нем положений настало время приступить к выработке и закреплению механизма обязательной конфессиональной экспертизы учебников по религиозным культурам, включаемым в федеральные перечни. По этому вопросу есть взаимопонимание с другими традиционными конфессиями, Министерством образования и науки России.

Конечно, нами рекомендуются для использования в школах только те основные учебники, пособия, иные материалы по православной культуре, которые прошли церковную экспертизу в Синодальном отделе, или, что касается вспомогательных пособий, — в епархиях. С сожалением отмечу, что без участия Русской Православной Церкви и других конфессий в федеральной Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования были разработаны и размещены на сайте Академии по ОРКСЭ методические пособия к учебникам по ОПК и другим религиозными культурам издательства «Просвещение». Надеюсь, что мы сможем рекомендовать это пособие педагогам, но только после того, как оно пройдет экспертизу в нашем Экспертном совете, поскольку ответственность за качество учебного материала по православной культуре в сознании людей несет только Русская Православная Церковь, а не издательство или разработчик сами по себе.

Опыт продуктивной совместной работы с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО), Федеральным институтом развития образования (ФИРО), другими федеральными и региональными образовательными учреждениями не без труда, но накапливается. Так относительно программы бакалавриата, подготовленной в Федеральном институте развития образования принципиальная позиция Церкви, заключавшаяся в недопустимости преподавания всех модулей ОРКСЭ одним педагогом, была частично учтена, и сегодня, в рамках этой программы предусматривается возможность профильной подготовки учителя православной культуры. Обучение сейчас учителей на курсах повышения квалификации для ведения всех модулей ОРКСЭ мы рассматриваем лишь как вынужденное, временное явление, и от этой практики надо уходить, она не дает нужного качества подготовки. В перспективе, полноценная подготовка учителя православной культуры возможна лишь в контексте расширения курса ОРКСЭ по всем ступеням обучения в школе и здесь очень пригодится опыт многих региональных и столичных вузов, уже имеющих на сегодняшний день факультеты и кафедры, специализирующиеся на изучении Православия.

О возможностях расширения преподавания предметов по основам религиозных культур и этике уточню, что в рамках методического объединения по курсу ОРКСЭ подготовлена «Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования». Работа над этим документом велась на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при непосредственном участии представителей традиционных религиозных организаций. Предварительно согласован следующий формат. Введение в начальной школе пропедевтического изучения основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника во 2-4 классах ориентировочно с 2014-2015 учебного года. Параллельно с этим подготовка учителей и учебно-методического обеспечения для введения систематического преподавания религиозной культуры по выбору на основной ступени, в 5-9 классах также ориентировочно с 2014-2015 учебного года. В старшей школе — подготовка и введение преподавания православной культуры в 10 классе (обобщающий курс) и возможность подготовки по желанию учащегося индивидуальной проектной работы по одному из предметов (модулей) курса в 11 классе.

Концепция может быть успешно реализована при условии конструктивного рабочего взаимодействия в этом процессе органов власти, научных и образовательных центров, религиозных организаций, педагогического сообщества. Синодальный отдел к такой работе готов, включая наличие необходимых сотрудников и методических наработок.

Катехизическая деятельность и ее совершенствование — еще одно приоритетное направление работы Отдела.

Слаженная работа в сфере катехизации в епархии зависит не только от профильного епархиального отдела, но и от того, как в благочиниях и на приходах будут работать ответственные за катехизическое служение. Сейчас должности приходских педагогов-катехизаторов вводятся в крупных городских приходах и некоторых сельских приходах. Постепенно их деятельность даёт свои результаты.

Синодальным отделом были разработаны, ВЦС утверждены и переданы в епархии документы — «Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению», «Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации». Данные рекомендации дают ориентиры для успешной деятельности начинающих эту работу, но не должны ограничивать ее в тех епархиях, где она уже налажена и активно развивается, например в Московской (областной) епархии, Екатеринбургской, Саратовской, Донской, Белгородской, Кемеровской и других митрополиях.

На заседании Высшего Церковного Совета 30 ноября истекшего года были приняты документы, регламентирующие подготовку и аттестацию катехизаторов для епархий Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Они были разработаны Синодальным отделом вместе с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, что еще более подчеркивает не только статусность, но и соборный разум при принятии этих документов.

В 2013 году специалисты Синодального отдела намерены организовать выездные межъепархиальные семинары-совещания по федеральным округам, в ходе которых провести рабочие встречи с руководителями епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и обучающие курсы для педагогов-катехизаторов. Развитие этого перспективного направления призвано привлечь к работе наиболее активных мирян, содействовать развитию епархиальных курсов подготовки катехизаторов на основе кратко- и среднесрочных программ в объеме полубакалавриата, послужить их интеграции в единую общецерковную систему образования.

Для широкого распространения традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде и обществе в целом необходимо дальнейшее развитие комплекса совместных мероприятий, общероссийских и региональных конкурсов, проектов, направленных на выявление успешного опыта в обучении и воспитании детей и молодежи, стимулирование и поощрение учащихся и педагогов. Решению этих задач традиционно способствуют Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» и Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», а также грантовый конкурс «Православная инициатива». По итогам конкурса «За нравственный подвиг учителя», созданного для укрепления взаимодействия светского и церковного образования, была проведена работа в федеральных округах для выявления наиболее успешных методик обучения и воспитания, приобщения детей и молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям. В этом году впервые на конкурс были присланы методические пособия для учителей по «Основам православной культуры».

Конкурс «Красота Божьего мира» проводится уже 8 лет. Он служит для выявления и раскрытия молодых талантов, приобщения детей к православной художественной культуре, решает задачи духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания. За время проведения конкурса собрано более 70 тысяч работ, география конкурса постоянно расширяется, способствуя благому делу развития детского творчества. Сегодня конкурс не просто объединяет детей разных стран и национальностей, дает возможность творческого самовыражения и социализации для детей, живущих в приютах, но и служит добрым примером бескорыстного сотрудничества Правительства Москвы, Синодального отдела, благотворительного фонда «Мета». Призываю всех архипастырей, пастырей, педагогов, воспитателей, родителей к посильному участию и поддержке таких значимых проектов.

Завершая выступление, хочу отметить, что за последние два с небольшим десятка лет, трудами православных педагогов, исходя из практического опыта церковно-государственного сотрудничества мы вплотную приблизились к завершающей стадии создания единой целостной системы религиозного образования в Русской Православной Церкви, которая, надеюсь, уже в самом ближайшем будущем найдет свое отражение в концептуальном общецерковном документе — «Образовательной концепции Русской Православной Церкви», которая готовится по благословению Его Святейшества. Главными принципами этой системы должны стать синергизм традиции и прогресса, творческое соработничество светской и церковной наук, гармония воспитания и всесторонних знаний.

Позвольте еще раз выразить благодарность всем вам, трудящимся на ниве православного образования. Вашими усилиями и трудами, вашей сердечной заботой и духовным опытом во многом строится сегодня мир и благоденствие нашего Отечества.

Желаю участникам Рождественских чтений помощи Божией, душевных сил и новых успехов в трудах на благородном поприще воспитания и образования.

Благодарю за внимание.

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия основания Института теологии БГУ

В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школе

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

В Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской Церкви

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

И.о. председателя Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации принял участие в юбилейной конференции в честь 275-летия МАРХИ

В Алма-Ате состоялась международная научная конференция, посвященная истории христианства на территории Центральной Азии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 275-летия Московской архитектурной школы [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»