Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Ростовского Меркурия на секции Рождественских чтений «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы»

Версия для печати
26 января 2013 г. 21:20

25 января 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений прошла секция «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы». На секции с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

С 1 сентября 2012 года модуль «Основы православной культуры» в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал изучаться во всех регионах Российской Федерации. И пусть пока это только 4-й класс, и введение курса не во всех регионах идет гладко, но апробация 2009-2011 гг. в 21 регионе нашей страны явилась важным примером того, каким образом постепенно, не сразу, улучшаются взаимоотношения светской и церковной систем образования, казалось бы, даже в самых безнадежных случаях.

Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации осуществляют непрерывный диалог с коллегами из Министерства образования и науки Российской Федерации, а также из федеральных институтов, ответственных за разработку Концепции расширения курса ОРКСЭ на ближайшие годы по вопросам расширения курса на среднюю и старшую ступени школы. Уже сейчас мы можем говорить о предварительных договоренностях поэтапного расширении курса со 2-го по 10 классы включительно.

Достигнуты важные договоренности с Федеральным институтом развития образования относительно учебных планов программы бакалавриата по курсу «Религиозная культура» для педагогических вузов. Важно, что наши светские коллеги согласились с Церковной позицией, согласно которой педагог будет специализироваться только на одном предмете в рамках религиозной культуры, имея при этом необходимый багаж знаний для того, чтобы в случае необходимости быть способным преподавать любой другой модуль.

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражены важные позиции, касающиеся церковно-государственного взаимодействия в рамках преподавания религиозной культуры в светской школе.

В 87-й статье закона отражено право духовных образовательных учреждений реализовывать программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иными словами преподавателей Основ православной культуры теперь можно будет готовить в православных вузах и духовных семинариях; в статье говорится о том, что традиционные конфессии России имеют право участвовать в подготовке и экспертизе учебных программ по религиозной культуре, осуществлять конфессиональную экспертизу учебных пособий.

Еще одной важной вехой, отмеченной в законе, стало право родителей школьников самим выбирать, какую именно религиозную культуру будут изучать их дети, невзирая на удобство или неудобство модуля для учебного заведения. Раньше эта норма была подтверждена только поручением Президента, теперь же она прописана в Федеральном законе.

Все это стало возможным благодаря слаженной работе многих и многих людей, трудившихся как в регионах России, так и здесь — в ее столице.

Но есть и проблемы.

Одна из главных — недостаток взаимопонимания между участниками проекта ОРКСЭ относительно его главных задач и перспектив, и как следствие — отсутствие активной заинтересованности ответственных за развитие практики духовно-нравственного воспитания в наших школах как со стороны органов управления образованием, так и со стороны представителей традиционных религиозных конфессий. Подтверждение тому, нулевой процент выбравших конфессиональные модули в ряде национальных регионов.

Пока не выработана единая терминология (понятия из области религиозной культуры подчас в светской трактовке приобретают совершенно иной, секулярный смысл, отличающийся от традиционного для той или иной религиозной конфессии). Подготовка педагогов пока ведется в экспериментальном формате, т. е. в виде курсов повышения квалификации. (нужна полноценная вузовская подготовка педагога-специалиста).

Существует тенденция к объединению всех предметов по отдельным религиозным культурам в единый курс, очень часто несколько модулей по религиозным культурам преподаются одним педагогом — вариант допустимый в рамках эксперимента, но не в режиме штатного, повсеместного преподавания курса.

Нет четкого взаимодействия с вновь образованными епархиями. Как и в апробации его нужно выстраивать через обмен информацией, взаимодействие, совместное участие в региональных мероприятиях.

Закон принят, но еще не выработан механизм проведения конфессиональной экспертизы учебников по ОПК. (нужна активизация нашего участия в этом направлении).

Тоже можно сказать и по процедуре выбора предмета по религиозной культуре. Безусловно, есть позитивные изменения, но пока этот процесс не до конца отлажен необходимо пошаговое участие представителей Церкви на каждом этапе, в каждой отдельной ситуации.

Важно знать и использовать лучшие региональные методические наработки, особенно там, где преподавание религиозных культур раньше не велось, вырабатывать собственные подходы к решению возникающих проблем, а также развивать взаимодействие с Синодальным отделом, по всему спектру наиболее важных вопросов обеспечения качественного преподавания ОПК.

О перспективах преподавания православной культуры.

Самое главное и актуальное очевидно для всех нас — вопрос о расширении преподавания православной культуры в основной, обязательной части школьной программы.

Мы всегда рассматривали предложенный Министерством в 2009 году формат преподавания всего лишь в объеме примерно 30 учебных часов как экспериментальный формат, как первый шаг, за которым должно следовать введение преподавания по всем ступеням школы, годам обучения.

Вы знаете, что принципиальные решения о расширении преподавания были приняты после успешного окончания эксперимента еще в 2011 году, Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России. И соответственно этому в принятом государственном Плане работ по обеспечению введения ОРКСЭ на 2012-2013 годы, в 2012 году было запланировано разработать концепцию ОРКСЭ по всем ступеням школы.

Такой документ был подготовлен в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которая является главным исполнителем работ по этому Плану и согласован у нас в Синодальном отделе, наши специалисты приняли участие в его доработке.

Вторым перспективным направлениям я выделю подготовку учителей, профильную подготовку школьных учителей православной культуры. На этом направлении также согласно указанному Плану работ по обеспечению введения ОРКСЭ в 2012 году в Федеральном институте развития образования подготовлена программа педагогического образования (бакалавриат), предусматривающая возможность по выбору вуза готовить профильных специалистов, преподавателей православной культуры в школе. В этой работе также приняли участие наши сотрудники, Синодального отдела, и специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специалисты по высшей школе, педагогическому образованию.

Мы понимаем, что эти вопросы связаны друг с другом. Готовить учителя в вузе для преподавания курса на 30 часов бессмысленно. И образовательные, воспитательные результаты такого краткого курса конечно минимальные. Учителя надо готовить для преподавания по всем годам обучения и курс должен быть такой же. И подготовка должна быть профильной, это тоже наша принципиальная позиция — учитель не должен преподавать все религиозные культуры, он может преподавать неконфессиональные модули и близкую ему религиозную культуру, это максимально. Но не все религиозные культуры одновременно.

Эти оба документа были переданы заказчику — в Министерство образования и науки еще в начале декабря прошедшего года.

Мы естественно ожидаем, что они должны быть реализованы и, не затягивая этот процесс, потому что концепция расширения ОРКСЭ предусматривает начало работ по ней уже с начала 2013 года. Подготовку необходимых материалов для преподавания ОРКСЭ, в том числе православной культуры по выбору согласно этой разработанной концепции можно было бы начинать уже сейчас, так она предусматривает.

Это расширение преподавания в начальной школе с 4 на 2-4 классы, — вводный пропедевтический курс по основам православной культуры. Затем основной, систематический курс православной культуры по выбору в 5-9 классах. На старшей ступени в 10 классе обобщающий курс, и в 11 классе возможность выбрать проектную работу по православной культуре, по желанию самого школьника. При этом введение пропедевтического курса в начальной школе и основного систематического курса на основной ступени может осуществляться параллельно, т.е. реально к 2017 году, через 5 лет мы могли бы иметь преподавание уже по всем ступеням школы. По этой модели у нас остается пока первый класс без ОПК в основной части учебного плана, мы на это согласились сейчас, поскольку в 1 классе нет ресурса учебной нагрузки в существующем сейчас базисном учебном плане. И в 11 классе — не обязательно, а по желанию школьника, как я сказал.

Все вопросы о соотношении этих курсов с существующим сегодня курсом ОРКСЭ на 4 класс и модулем ОПК в его составе, их решение также предусмотрены концепцией. Но пока она не будет официально принята в Министерстве, она не может начать реализоваться. Объективных препятствий к введению такой модели нет.

Так что здесь нужно фактически не профессиональная педагогическая работа сейчас, профессионалы свое дело сделали, а политическое решение, чтобы преподавание было расширено. И не только имея в виду православную культуру, конечно, а и другие религиозные культуры, и светскую этику как альтернативный также воспитывающий курс.

Все опросы показывают, что и родители, и педагоги и школьники хотят в большинстве своем, чтобы преподавание не было ограничено одним годом. Везде и всюду сейчас спрашивают — ну и что дальше. Поучились в 4 классе и все, забыли, больше ничего дальше? Учителей, что готовим для проведения 30 уроков, и все? Надо чтобы в Министерстве тоже услышали эти голоса, поэтому может быть надо сейчас чтобы они активнее и громче прозвучали. В том числе из разных регионов.

Еще одним перспективным направлением нашей работы в части преподавания православной культуры на 2013 год выделю подготовку документов и материалов в связи с принятием нового закона об образовании. Это и возможное наше участие, по крайней мере, в форме обсуждений, консультаций в подготовке необходимых подзаконных нормативных актов, а также подготовка непосредственно церковных документов в связи с принятием закона.

Например, Положение о церковной общественной аккредитации учителя для преподавания учебных курсов, предметов, модулей по православной культуре в общеобразовательном учреждении. Это в связи с принятием нормы закона о возможности такой аккредитации в новом законе, в статье 87, часть 12.

Вопрос о закреплении обязательной конфессиональной экспертизы основных учебников по православной культуре для школы, которые включаются в Федеральные перечни. Прямой нормы об обязательности такой экспертизы там нет, к сожалению, но есть норма об экспертизе примерных основных образовательных программ в части наших курсов, предметов, модулей по православной культуре, в части 3 статьи 87. Мы полагаем, что этого даже достаточно, чтобы наконец ввести официальную процедуру конфессиональной экспертизы учебников, ведь речь идет фактически о материалах государственных образовательных стандартов в части содержания образования по православной культуре. Будем добиваться решения этого вопроса.

В этом нас поддерживают и другие религиозные организации, были и обращения официальные в министерство и переговоры. Мы считаем, что учебники по ОПК основные должны проходить у нас конфессиональную экспертизу, и педагогическую экспертизу в Российской академии образования. Надеюсь, что эту проблему мы решим в этом году, принимая во внимание и новый закон об образовании.

Там в новом законе не все еще нас устраивает, не все наши предложения были учтены в принятой редакции и этой статьи и закона в целом, и по этой теме и по другим (равное финансирование негосударственных школ, в частности). Но уже основа все-таки заложена для нормального взаимодействия, сотрудничества с государственными структурами на прочной правовой основе в обеспечении преподавания православной культуры в светской школе.

От всего сердца благодарю Вас за уже понесенные труды и желаю помощи Божией в их продолжении — на благо Матери Церкви и Отечества нашего!

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»