25-26 января 2013 года в рамках ХХI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась работа направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества».
С основным докладом выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
Ваши Преосвященства! Господа атаманы, братья-казаки, всечестные отцы, братья и сестры!
Я очень рад приветствовать всех вас здесь, в этом гостеприимном месте и открыть работу казачьего направления XXI Международных Рождественских образовательных чтений в рамках которого мы проводим III Международную практическую конференцию «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества».
Вот уже почти три года, как решением Священного Синода был создан Комитет по взаимодействию с казачеством, и можно с уверенностью сказать, что первоначальный период его становления завершился. За это время была проделана очень серьезная работа, которая должна была создать основу для решения тех основных задач, которые обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И сейчас начинается новый период в деятельности Синодального комитета — это период развития, когда реализация стоящих задач приобретает качественно иное содержание.
О некоторых вопросах, связанных с этим, я скажу несколько позже, сейчас же сакцентирую ваше внимание на, пожалуй, ключевой задаче — воцерковлении казачества. Ровно год назад, в докладе на юбилейных ХХ Рождественских образовательных чтениях, я подробно говорил о сложностях, с которыми приходится сталкиваться, нынче же хотелось бы обозначить проблематику с несколько иных позиций. Проводимый нами выборочный мониторинг религиозной ситуации в казачьих обществах и объединениях показывает, что само понятие воцерковления в глазах казачества выглядит особым образом, что требует серьезного и глубокого осмысления проблемы.
Годы лихолетья, поставившие казачество в Отечестве на грань выживания, привели к тому, что, хотя богоборческая власть и не смогла полностью истребить его, но, тем не менее, существенно повлияла на основы его самоидентификации и самоощущения. Из сознания казаков вытравливалась само стремление к вере, а идеологическая машина большевизма формировала образ казачества, отличавшийся неким серьезным внешним антуражем, но с непонятной, размытой внутренней духовной основой, замешанной на патриотизме и национальной идее. Добавьте к этому смену поколений, произошедшую за это время, и вы получите такой срез духовного состояния казачьей общности, который мы наблюдаем в российском обществе в целом. Именно это положение отражает и проведенный нами мониторинг состояния духовности в казачестве. Если к православным среди казаков относят себя почти все опрошенные (хотя встречающиеся некрещеные казаки — это, конечно же, нонсенс!), то процент крещеных детей — лишь 70%, а венчанных браков — только 40%. Вот еще несколько цифр по среднестатистической выборке из 7 войсковых казачьих обществ:
- бывающих в храме хотя бы раз в месяц — 49,5%, опрошенных;
- соблюдающих посты (полностью или частично) — 26,5% опрошенных;
- «Символ веры» наизусть знают 14%, а «Отче наш» — 57,3% опрошенных.
Исповедуются и причащаются совсем нечасто, соборуются — и того меньше.
На этом можно составить и прочие статистические выкладки, однако сразу мы видим казуистическое несоответствие — существует достаточное количество тех, кто причисляет себя к казакам, но к Православию относится либо формально, либо не относится вообще. Как видно далее и среди православных вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения (по охране храмов и защите православных реликвий). Участие же в православных таинствах вообще не осознается подавляющим большинством как жизнеобразующая необходимость и опять-таки воспринимается как некая символика, обрядовость, которая в их, казачьем случае, может быть успешно замещена тем же самым служением по охране и т.п.
В связи с этим колоссальное значение приобретает вопрос воцерковления казачества и его катехизации, взаимодействия казачьих атаманов и войсковых священников и духовников, окормляющих казачество. Имея в виду всю специфику и особенности сложившего положения, необходимо изыскивать особые пути православного просвещения казачества. Здесь требуется учитывать и разнонаправленность аспектов катехизации, а именно возрастной фактор (воцерковление детей и взрослого населения), традиционный уклад казачьей семьи и особо подготовка к принятию присяги. В настоящий момент данный акт совершается весьма формально, в то время как происходит он по требуемому укладу на кресте и Евангелии. Излишне говорить, что человек, приносящий подобную клятву, должен в полностью осознавать, Кому и на чем он присягает.
А меж тем существует колоссальная опасность такого, я бы не побоялся сказать, прохладного отношения к этим вопросам, зачастую используемого деструктивными силами. Незнание основ Православия, отсутствие стремления к этому играет на руку тем, кто стремится дестабилизировать обстановку в казачьей среде. Примером тому постоянно появляющиеся сообщения в средствах массовой информации: то якобы создана некая казачья автокефальная поместная «церковь» (что является не только провоцирующим, но и абсолютно абсурдным с любой точки зрения событием), то проходят круги и съезды якобы «казаков», причисляющих себя к так называемым родноверам, то есть язычникам.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», призывает нас апостол Петр в своем I cоборном послании (5:8). И если мы не будем стоять насмерть за свою веру, если мы все, и казачество в том числе, не будем воцерковлены в истинном смысле этого слова, нас ожидает то, что совсем недавно уже было в нашей истории.
Архиепископ Никон (Рождественский), живший на рубеже XIX-XX веков, оставивший нам большое наследие (чего стоит даже один его труд под названием «Где же наше христианство?»), в самую тяжелую годину испытаний восклицает: «Вспомните, русские люди, пророчески-утешительное и вместе грозно-предостерегающее слово великого подвижника XIX века, преподобного Серафима Саровского: "За Православие Господь помилует Россию". За Православие и Греция просуществовала лишних тысячу лет после падения Римской империи. Но Господь требует, чтобы и жизнь была по-православному: когда греки стали самое Православие считать только как бы своей вывеской, забывая о заветах православной жизни, то, несмотря на то, что их столица была полна великих святынь, несмотря на то, что в Царьграде были собраны мощи почти всех апостолов Христовых, — их государство пало. Не пора ли нам оглянуться, спросить себя: где у нас плоды Царствия Божия? Охладели мы к своему святому сокровищу — православной вере, широко открыв ворота всяким лжеучениям. Как же после всего сказанного, а еще больше — недосказанного, не признать, что Господь праведно наказует нас за нерадение наше о том сокровище веры, которое Он нам вверил, а мы не хранили, не храним, недостаточно храним?». Мы должны помнить о тех страшных временах, делать выводы из произошедшего, одновременно ориентируясь, когда вера наших людей была главной объединительной силой перед лицом врага.
В прошедшем году мы всенародно отмечали 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. 9 сентября 2012 года после молебна в Храме Христа Спасителя у Смоленской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл напомнил нам об уроках того героического времени и призвал задуматься о том, что происходит сейчас: «То, что произошло двести лет назад, является величайшим примером и уроком для нас сегодня, и не только для нас — для всей Европы».
И сегодня в нашем обществе появляются те, кто хотел бы всех нас заставить посмеяться над нашими святынями, отказаться от нашей веры, а если получится, то и разрушить наши храмы. Конечно, никто не начинает войну, ибо силенок еще мало, но некоторые тестируют наш народ на способность защищать себя и свои святыни. Так удивительно все совпало, что именно в этот год мы празднуем 200-летие великой победы, 400-летие преодоления Смуты, 1150-летие нашего государства; и верим, что через эти празднования мы не только вспомним события нашей истории, но и попытаемся умом и сердцем стать соучастниками той великой борьбы, которую вели наши благочестивые предки за веру и за Отечество свое. Их пример актуален и сегодня, потому что нас должны объединять идеи, ради которых можно и должно отдать свою жизнь». Будем же помнить эти слова и хранить их в своих сердцах!
С предыдущим вопросом тесно связана проблема образования и воспитания в среде казачьей молодежи. По данному направлению уже проведена очень значительная работа. На территории России открыты и действуют порядка 30-ти казачьих кадетских корпусов, открываются казачьи классы, гимназии. Три столичных российских вуза имеют факультеты казачьей направленности.
Некоторое время назад Синодальным комитетом была разработана примерная программа традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах и предложена на рассмотрение и утверждение Министерством образования России. Несмотря на возникшие поначалу препятствия и проблемы в 2012 году программа была принята и одобрена. Данная программа предназначена быть руководством к действию для атаманов войсковых казачьих обществ и руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Поскольку данный вопрос рассматривается и решается на таком высоком государственном уровне, то тем более на местах духовники, окормляющие кадетские казачьи корпуса, должны уделять особое внимание воспитательному и образовательному процессу молодого и подрастающего казачьего поколения. Это яркий и наглядный пример плодотворного сотрудничества Церкви и государства в решении связанных с этим проблем.
Все же считаю целесообразным здесь сказать об имеющих место сложностях во взаимоотношениях казачьих обществ и чиновничества на местах. В силу того, что в образовательных учреждениях преподавание основ Православия в традиционном понимании верующего казачества сейчас, по сути, невозможно, казаки внутри своей среды, занимаясь религиозным и патриотическим просвещением, пытаются зарегистрировать собственные просветительские центры, где, в том числе, дают основы знаний Закона Божиего. Но даже в этих внутренних рамках, не выходящих за пределы казачьей среды, организаторы встречают противодействие чиновников от образования, упирающих на то, что данная деятельность нарушает светский принцип образования и государственности, требует ограничений и переработок и, в конечном счете, лицензирования как деятельность образовательная. Такая позиция говорит о нежелании понять и учесть специфику казачьего общества и казачьего воспитания, которое всегда носило общинно-семейный характер. Тем не менее, мы выражаем надежду, что с течением времени таких примеров, с Божией помощью, будет все меньше, а обозримом будущем трения и противоречия вовсе уйдут.
В текущем году нами планируется завершить первый этап формирования документальной базы в сфере казачьего образования и просвещения. В прошедшем же были разработаны следующие документы: на основе вышеупомянутой программы выстроена Концепция традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, готовы положения о войсковом священнике и епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством, внутренний устав казачьего общества и устав православного кадета. Считаем, что наши предложения будут помогать находить наиболее правильные и эффективные пути взаимодействия Церкви и государства.
Также на базе «Шахтинского им. Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса» состоялся первый Всероссийский информационно-обучающий семинар для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием культурно-исторических традиций российского казачества «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде». Семинар был подготовлен и проведен в тесном взаимодействии с Войсковым казачьим обществом «Всевеликого войска Донского», Центром поддержки организационного развития кадетских и казачьих кадетских образовательных учреждений и кафедрой теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации работников образования и педагогическим коллективом «Шахтинского имени Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса». В семинаре приняли участие руководители образовательных учреждений из Красноярского и Краснодарского краев, Самарской, Московской, Свердловской, Воронежской, Тамбовской, Ростовской, Волгоградской областей, в количестве 67 человек.
Я сердечно благодарю коллег за соработничество в таком важном деле. Второй семинар мы планируем провести в апреле этого года совместно с Кубанским казачьим войском на базе Новороссийского казачьего кадетского корпуса.
Мы совместно с Синодальным отделом религиозного образования подготовили и внесли предложения в Государственную Думу в закон «Об образовании» понятие «казачьи кадетские корпуса», о чем мы говорили на прошлой конференции. Много усилий здесь приложил Виктор Петрович Водолацкий. В новой редакции закона «Об образовании», принятой 29 декабря 2012 года, появилось понятие «казачий кадетский корпус». Это очень важное событие для возрождения и развития казачьего образования, для развития казачества. Сегодня очень важно всем вместе подумать, чем будет наполнен казачий компонент в детских садах, школах, вузах.
Постоянная профильная комиссия по взаимодействию с Русской Православной Церковью Совета при Президенте РФ по делам казачества, председателем которой я являюсь, — это как раз тот орган, который призван способствовать сближению позиций всех заинтересованных сторон, вырабатывать общие и единые подходы в решении вопросов, связанных с общей задачей, так как и Церкви, и государству важно скорейшее возрождение и становление казачества в его исконном понимании и значении. Примером этому может служить деятельность нашего Комитета именно по работе в среде казачьей молодежи. Только за 2012 год состоялось множество мероприятий, которые я и мои сотрудники либо организовывали сами, либо принимали самое активное участие.
Среди таковых — съезд казачьей молодежи всего Юга России, состоявшийся весной в Волгограде, ноябрьский съезд казачьей молодежи Северного Кавказа в городе Нефтекумске, молодежный форум «Машук» в Пятигорске и ряд других. Сотрудниками комитета проводились обучающие образовательные семинары и встречи, география которых очень широка: Иркутск, Екатеринбург, Волгоград, Армавир, Санкт-Петербург и т.д. Надеемся, что опыт такого тесного сотрудничества может быть полезен и по возможности использован в построении церковно-государственных взаимоотношений в сфере казачества и в других странах, на которые распространяется каноническая юрисдикция Русской Православной Церкви.
Три славянских государства — Россия, Украина и Белоруссия являются «колыбелью казачества». Единство казачества, несмотря на всю его разнородность, является основой для его дальнейшего функционирования и развития. Поэтому столь важно постоянное взаимодействие между казаками, проживающими там, под омофором Святейшего Патриарха и с помощью Русской Православной Церкви. Модель соработничества Церкви и казачества и выстраивание прочных связей между казачеством братских славянских государств, имеющих общие корни, историю и православную веру, должны и могут стать серьезной объединительной силой, примером для прочих сфер межгосударственных, религиозных и общественных взаимоотношений.
Именно поэтому мой рабочий визит в Украину с 20 по 26 августа прошлого года, который я совершил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, имел особое значение для укрепления наших взаимосвязей. В рамках этого визита я возглавил в Киеве круглый стол, на котором присутствовал председатель Синодального отдела по вопросам пастырского окормления казачества и духовно-физического воспитания молодежи Украинской Православной Церкви епископ Ямпольский Иосиф, сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви, а также 30 казачьих атаманов из регионов центральной, северо-восточной и южной Украины. В ходе нашей совместной работы мы договорились о новых формах и путях сотрудничества и еще раз подтвердили наше единство в стремлениях и целях под Патриаршим окормлением. В текущем году также планируется мой визит в Беларусь, где мы надеемся поработать не менее плодотворно.
В рамках развития сотрудничества с Поместными Церквями в конце октября 2012 года я по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Болгарию в качестве главы официальной делегации Русской Православной Церкви. Там состоялись торжества, посвященные 130-летию со дня основания и 100-летию со дня освящения Патриаршего собора в честь благоверного князя Александра Невского в г. Софии Болгарской Православной Церкви, а также дню 98-летия Святейшего Патриарха Болгарского Максима (ныне, увы, покойного — да упокоит его Господь в селениях праведных). Здесь 28 октября после Божественной литургии по случаю юбилея Патриаршего собора благоверного князя Александра Невского состоялась встреча с казачеством Болгарии, в ходе которой мною было рассказано об истории происхождения казачества, а также о современном положении казаков и перспективах развития казачьих обществ в России и за рубежом. В своем рассказе я коснулся деятельности Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Вечером того же дня состоялась большая пресс-конференция, я выступил с докладом, приветственная часть которого была на болгарском языке, так как в свою бытность студентом я обучался в Софийской духовной академии. Мной подробно было рассказано о деятельности Синодального комитета и развитии казачества в России и за рубежом, а также о появлении вновь созданной Софийской казачьей станицы как примера эффективного сотрудничества и взаимодействия в сфере казачества между Русской и Болгарской Церковью.
Хотелось бы отметить еще два больших события прошедшего года. Одно из них — это встреча Святейшего Патриарха с атаманами реестровых войск России, а также атаманами Украины и Белоруссии. В день праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля и посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь Москвы — духовный центр казачества. Было проведено общее совещание общественных объединений казачества, руководителей крупнейших казачьих организаций из Украины и Беларуси, священников, окормляющих казачество, сотрудников Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, на котором выступил сам Святейший и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Александр Дмитриевич Беглов. Святейший Патриарх в Большом соборе монастыря отслужил молебен святителю Тихону. Всеми выступающими (от России, Украины и Белоруссии) было сказано много искренних и теплых слов о тесном и плодотворном соработничестве Церкви и казачества. В дар Святейшему Патриарху от казачества мною была преподнесена панагия с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца.
Второе событие — состоявшийся в Новочеркасске IV Всемирный конгресс казаков. Хочется особо подчеркнуть масштабность и значимость этого мероприятия. На нем присутствовали казаки 28-ми стран мира, включая представителей казачества даже из далекой Австралии. Приведу лишь некоторые выдержки из принятой по итогам его проведения резолюции:
- Хранить, развивать и приумножать отечественные духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества; давать решительный отпор любым попыткам раскола среди казачества и посягательств на православную веру, ибо вне Матери Церкви не может быть благочестивого казачества.
- Твердо защищать православные святыни от вандализма и кощунственного осквернения.
- Считать важным направлением в жизни казачьего общества формирование традиций воинского братства, воспитания воинов Христовых, верных защитников православных устоев жизни общества.
- Способствовать реализации в казачьем сообществе основополагающего принципа жизни казака: «казак без веры — не казак» через практику воцерковления членов казачьего общества и членов их семей.
- Способствовать активному включению членов казачьих обществ в жизнь православных приходов Русской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной старообрядческой Церкви через регулярное посещение богослужений, участие в Церковных Таинствах.
Данные пункты красноречиво свидетельствуют о крепком желании соработничества казачества и Церкви. И мы будем непрестанно стремиться упрочить наши связи на основе нашего исконного единения.
И в заключение данного доклада хотелось бы озвучить мои предложения для дальнейшей реализации:
- В целях совершенствования и качественного изменения процесса катехизации в среде казачества, от чего напрямую зависит выполнение архиважнейшей задачи — воцерковления — рекомендовать духовникам, окормяляющим казаков, к разработке систему мероприятий, которые позволили бы обеспечить наиболее мягкий и безболезненный процесс катехизации среди казаков среднего и старшего возраста. Со своей стороны мы окажем всяческую помощь и содействие в решении этих вопросов.
- Предложить войсковым казачьим обществам и общественным объединениям казачества активизировать на местах работу с органами власти по решению вопросов, связанных с религиозным воспитанием и традиционным казачьим укладом.
- Учитывая важность просветительской работы в среде казачества и казачьей молодежи, каждому казачьему обществу и казачьему объединению рекомендовать назначение ответственного представителя по делам молодежи, который совместно с духовником выполнял бы функцию наставничества в соответствии с исторической традицией.
Сердечно благодарю за внимание. Божие благословение да пребудет со всеми вами. Аминь.
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru