В православной среде порой распространяются псевдонаучные сведения о вакцинопрофилактике, методах искусственного оплодотворения, а также трансплантации органов взрослых и детей. Как поступать приходским священникам, когда прихожане просят благословение на подобные медицинские процедуры и операции? Эту и другие темы обсуждали участники секции Рождественских чтений «Современные медицинские технологии в контексте традиционных ценностей», которая прошла 25 января 2013 года в Синодальном отделе по церковной благотворительности.
Открывая работу секции, доктор медицинских наук, профессор СПбГМУ имени И.П. Павлова, кандидат богословских наук, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерей Сергий Филимонов рассказал об отношении Церкви к применению современных медицинских технологий, в частности — к экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО).
Оживленную дискуссию в рамках секции вызвала тема вакцинопрофилактики. В последние годы распространяется точка зрения, что для изготовления вакцин против краснухи, ветряной оспы, гепатита А и некоторых других серьезных заболеваний используются клетки, взятые из тканей ранее абортированных эмбрионов человека.
«Греховные действия, в результате которых были получены такие клеточные линии, были совершены около 50 лет назад и больше не повторяются, поэтому вопрос вакцинации не должен вызывать вопросы у Церкви», — подчеркнула кандидат медицинских наук, член Общества православных врачей России, сотрудник кафедры детских болезней Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Наталья Машукова. «Современные вакцины не содержат ткани человеческих эмбрионов, они высокоэффективны и безопасны», — подчеркнула выступавшая. Вакцинопрофилактика призвана спасать жизни и предотвращать тяжелые пороки развития у многих тысяч людей. А полный отказ от вакцинации может способствовать увеличению числа смертей. Эксперт также напомнила, что святитель Иннокентий Московский, а также святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лично проводили прививки.
В настоящее время также вызывает споры тема трансплантации органов и тканей человека. «Сейчас в России действует презумпция согласия, подразумевающая возможность трансплантации органов у умершего человека, если при жизни он в явной форме не выразил свое несогласие на пересадку», — сказал на конференции старший преподаватель кафедры биомедицинской этики РНИМУ имени Н.И. Пирогова Лев Ляуш. Однако презумпцию несогласия, распространенную в США и некоторых европейских странах, Православная Церковь считает более этически приемлемой, отметил эксперт. Он также предложил обратиться к опыту Франции и создать национальную компьютерную базу по отказам от донорства, куда любой желающий сможет внести свое имя и таким образом обезопасить себя от нежелательной трансплантации.
«Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающееся и по ту сторону смерти, — процитировал Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Лев Ляуш в завершении своего выступления. — Но такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека».
Диакония.ru/Патриархия.ru