Письмо десяти академиков с критикой общественной активности Церкви позволило представителям последней громко заявить о своей позиции по ряду принципиальных вопросов, считает замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Мы в очередной раз сказали, что Церковь — это миллионы граждан России, людей разных возрастов, профессий и «сословий». Людей молящихся, читающих, думающих, действующих. Никто не может лишить их права поступать согласно своему мировоззрению и утверждать его в жизни общества», — сказал отец Всеволод «Интерфаксу».
Он выразил благодарность авторам «письма десяти» за то, что они создали повод для развернувшейся в СМИ мировоззренческой дискуссии, подчеркнув, что, как правило, «нечасто наши газеты и радиостанции говорят о глубинных вопросах религии и этики».
«А сейчас, летом, когда не так активно взбивается политическая и экономическая пена, вопрос о месте религии в жизни общества, о ее отношениях с наукой стал во многих СМИ одним из главных», — отметил священник.
Создавшаяся дискуссия, по его словам, позволила православным — как священнослужителям, так и мирянам — во всеуслышанье напомнить, в частности, что «никакое мировоззрение, включая материализм, не может быть названо «единственно научным».
«Наука и мировоззрение — разные вещи, и это признают лучшие умы мира, даже такие критические, как господин Глазычев (Вячеслав Глазычев, член Общественной палаты РФ, также выступивший против «вмешательства Церкви в государственные дела»). Твердых фактов в естественных науках для полноценного мировоззрения не хватает и не может хватить. Науки же гуманитарные — это область споров, гипотез, конфликтующих теорий, но не единой «научной истины» и уже тем более не единого мировоззрения», — подчеркнул отец Всеволод.
В связи с этим, по его словам, Конституция России «права, когда говорит о недопустимости установления обязательной или государственной религии или идеологии. В том числе, естественно и материализма, позитивизма, агностицизма, атеизма. В том числе в высшей и средней школе».
Кроме того, в ходе дискуссии Русской Православной Церкви, как отметил ее представитель, удалось ясно сказать, что она «не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти».
«Светскость государства и заключается единственно в том, что религиозные управленческие структуры не осуществляют государственных полномочий, не участвуют в партийной и предвыборной деятельности, а государство не вмешивается в вероисповедный выбор человека и во внутреннюю жизнь религиозных объединений», — заявил отец Всеволод, подчеркнув, что в этом состоит смысл толкования принципа светскости в статье 4 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Священник напомнил, что «армейские и тюремные капелланы, теология в государственных вузах, признание дипломов и научных степеней теологов, преподавание религиозной культуры в общедоступной школе на добровольной основе — все это может быть в светских государствах, все это распространено в мире и не вызывает конфликтов, все это де-факто, а во многом и де-юре существует и в России», и выразил надежду, что это будет существовать и впредь, «поскольку этого хотят многие люди».
Диалог же Церкви с обществом, в том числе и с учеными, по мнению отца Всеволода, должен развиваться, и участвовать в нем должны «самые разные люди».
«Ведь без размышления о таких важных вещах, как основания права, этики и социального устройства, как мировоззренческий фактор жизни общества, наши политики и наш народ будут до конца истории похожи на слепых котят, доверчиво слушающихся любого поводыря», — считает представитель Московского Патриархата.