2 августа состоялось заседание Правительства РФ по вопросу «О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 — 2010 гг.», в котором принял участие Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
Многоуважаемый Михаил Ефимович, Уважаемые участники настоящего заседания!
Хочу поблагодарить Правительство РФ за возможность выступить на данном заседании.
Говоря о культуре, как духовном наследии следует иметь в виду, что к ней нельзя относиться как к атавизмам прошлого, надо понимать, что это фундамент, на котором покоится настоящее и созидается будущее России.
Думается, очевидным является факт, что формирование культуры России на протяжении многих столетий проходило в контексте доминирующего влияния религиозного фактора на жизнь нашего народа и Отечества. Положительное значение данного явления на жизнь всего государства и общества еще не до конца оценено и грядущим поколениям историков и исследователей культуры еще предстоит немало работы в данной области.
Тем не менее, как для людей церковных, так и светских значительный вклад Русской Православной Церкви в дело утверждения российской государственности, формирование нравственных идеалов общества, создания памятников истории и культуры поистине всемирного значения видится неоспоримым.
Поэтому не имеет смысла противопоставлять духовную и светскую культуру. Их взаимосвязь проявляется в частности в том, что многие нематериальные памятники имеют и духовное значение, более того исторически именно духовная среда послужила источником культуры светской. Для примера можно сказать, что многие наши композиторы писали как светские, так и церковные произведения, а их творческий путь часто начинался с пения в церковном хоре. Многое художники в равной мере уделяли внимание как светскому, так и церковному творчеству.
В советскую эпоху официальная идеология намеренно искажала роль Церкви в истории. Религию часто противопоставляли всем иным проявлениям жизни человека, будь то культура, наука, образование и потому считали подлежащей уничтожению. В то время погибло много замечательных памятников, а некоторые были проданы и вывезены за рубеж.
В настоящее время положение изменилось. Сложились хорошие отношения Церкви и Министерства культуры и массовых коммуникаций.
Одной из основных сфер сотрудничества является сохранение сохранивших памятников истории и культуры религиозного назначения. Сейчас еще много из возвращаемых Церкви храмов, предметов церковного искусства находятся в тяжелом состоянии, их необходимо реставрировать, сохранять. Это требует от исполнителей работ профессионального мастерства и научных знаний. В Советское время Церковь искусственно изолировали от научной работы в этом направлении, и традиция профессиональной реставрации в Церкви в то время сохранялась только в нескольких местах. Сейчас храмы возвращаются повсеместно, и это дает обширную область сотрудничества.
Вместе с тем следует сказать, что ко многим вещам, относящимся к сфере культурного наследия, нельзя подходить исключительно с позиции формы, материала и времени создания, не учитывая их духовного предназначения.
Несомненно, одной из важнейших задач сегодня является сохранение объектов культуры и исторического наследия не только крупных центров, но и малых городов, особенно Центральной России и Русского Севера. С этим напрямую соотносится вопрос поддержки и культуры села. Без должного внимания к этим проблемам немыслимо говорить о духовном развитии нашего общества, поскольку именно провинциальные малые города и поселения создают ту атмосферу в которой возможно создание и существование национальных самобытных форм культуры.
В последнее десятилетие прошлого века началось постепенное возвращение Церкви имущества, изъятого у нее в эпоху господства идеологии атеизма. Этот процесс пока далек от завершения. Многие церковные предметы, имеющие не только культурное, но и духовное, а зачастую прямое — богослужебное предназначение: например антиминсы, мощевики с мощами и другие святыни, — сегодня находятся в музеях. Думается излишне говорить, что с позиций православного сознания данное положение является неприемлемым, поэтому надо искать пути для преодоления сложившейся ситуации и возвращения данных памятников культуры на подобающее им место. При этом можно воспользоваться опытом дореволюционной России, где существовали «древнехранилища» — церковные музеи, где собирались предметы старины, имеющие духовную ценность, и они находились в ведении Церкви. Желающие будут иметь возможность для научного и познавательного знакомства, но делаться это будет в соответствии с церковными нормами.
Кроме того, имеются храмовые и монастырские здания, которые до сих пор используются не по назначению, а Церковь просит их вернуть. Думается, что данное положение вещей не является нормальным.
Очевидно, что все духовное богатство, сформированное многими поколениями православных христиан, и имеющее не только религиозную, но и общекультурную, а зачастую и общенациональную или даже общечеловеческую ценность не может быть предметом заботы и попечения только Православной Церкви, но требует участия (финансового, административного, информационного и т.д.) общественных объединений и самое главное — Российского государства.
Впрочем, следует сказать, что это касается не только Русской Православной Церкви, но также должно быть отнесено и к другим традиционным конфессиям России, в соответствии с тем вкладом, который они сделали в сокровищницу культурно-исторического наследия нашего Отечества.
Для этого необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в сфере безвозмездной передачи в собственность религиозных организаций храмов и иных объектов религиозное назначение. Министерство Культуры оказывает в этом большую помощь, но необходим специальный федеральный закон, четко определяющий основания и порядок такой передачи. Министерством экономического развития и торговли уже два года разрабатывается концепция соответствующего законопроекта. Мы надеемся, что в ближайшее время этот закон будет принят.
На сегодняшний день бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает выделение бюджетных средств на реставрацию и восстановление лишь тех памятников истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций, но не могут быть использованы, если тот или иной объект находится в собственности Церкви. Такое положение дел не может считаться удовлетворительным. Ведь и в случае изменения формы собственности памятники религиозного назначения сохраняют свою историческую и культурную ценность, поэтому государство должно участвовать в их восстановлении.
Кроме того, хотелось бы отметить, что некоторые подзаконные акты вступают в противоречие с Федеральными законами. Так охранные договора, разработанные несколько десятилетий назад, и до сих пор оформляемые комитетами по культурному наследию регионов, вменяют реставрацию памятников истории и культуры только в обязанность религиозным организациям, что противоречит Федеральному Закону об охране культурного наследия, согласно которому государство не снимает с себя обязанностей по их сохранению.
К сфере проблем, сопряженных с несовершенством правовой базы относится и вопрос сохранения монастырских комплексов с прилегающей территорией или историческими окрестностями. В этой связи мы в полной мере поддерживаем инициативу Министерства культуры и массовых коммуникаций включить в федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов России» новую категорию памятников, которая регулировала бы сохранение не только зданий, религиозных комплексов, но и целостной территории, занимаемой ими, а также характерного многовекового жизненного уклада, определяемого духовно-религиозными ценностям.
Среди памятников истории и культуры немало культурно-исторических и природных комплексов, которые являются великими духовными святынями. К их числу относятся комплексы православных монастырей, например: Троице-Сергиева лавра, монастыри: Донской, Валаамский, Оптина пустынь, Саввино-Сторожевский, Соловецкий, Пафнутиев-Боровский и т.д.
К сожалению, действующее законодательство не определяет особенности правового статуса таких духовных святынь, и одновременно историко-культурных мест. К примеру, в Оптиной пустыни ценность имеет не только комплекс зданий, но и прилегающий сосновый бор, устроенный рядом с монастырем каскад прудов, а так же святые источники. Другой пример: Валаамский и Соловецкий монастыри, расположенные на одноименных архипелагах, которые и создают уникальность этих духовно-исторических мест. И мы должны помнить, что именно с основания там монастырей они приобрели известность.
В связи с этим хотелось бы уделить особое внимание правовому статусу Соловецкого архипелага. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительство России положительно решило вопрос о передаче Русской Православной Церкви всех объектов религиозного значения, расположенного на территории Соловецких островов. Соответственно, Министерством Культуры определен перечень подлежащих передаче зданий и строений, который включает в себя около трехсот объектов. Кроме того, в октябре 2006 г. Коллегия Министерства Культуры приняла решение о создании специальной межведомственной комиссии, для определения охранного статуса Соловков. Несмотря на это, в последнее время на Соловках участились случаи приватизации частными лицами и туристическими фирмами земельных участков. Хотелось бы отметить, что Соловки это великая духовная святыня нашего Отечества, Соловецкая земля освящена не только молитвами иноков, но и в ХХ в. полита кровью тысяч невинных жертв. В связи с этим полагаю необходимым наложить мораторий на отчуждение земельных участков Соловецкого архипелага в собственность частных лиц и организаций.
Вместе с тем, хотелось бы указать на то важное обстоятельство, что всякие памятники культуры, — имеют они материальный или нематериальный, духовный характер, к каковым можно отнести национальные традиции, народные обычаи, богослужебные чины и последования, — требуют заботы по сохранению и приумножению того богатства, которое досталось нам в наследие от наших отцов и дедов.
В данной связи хотелось бы обратить внимание на проблему охраны нематериального культурного наследия, а именно: православной культуры. Данная задача подразумевает воспитание в обществе и, особенно у молодой его части, пиетета и любви к духовным традициям, что ставит вопрос относительно включения в сетку изучаемых в средней школе дисциплин культурологического предмета соответствующей направленности. Сегодня во многих регионах имеется положительный опыт в данной сфере, и мы надеемся на понимание государственной властью актуальности данного вопроса.
Несколько слов скажу о необходимости поддержки форм культуры, не являющихся собственно церковными, но, тем не менее, имеющих значение для формирования общего культурного фона общества. Туриста, приезжающего в Грецию всюду сопровождает национальная музыка, он окружен символическим рядом изображений, апеллирующих к историческим и культурным событиям прошлого. Это свидетельствует среди прочего об успехах в популяризации культурного наследия пусть даже в бытовых его формах. В противоположность этому можно сказать, что и в самой нашей столице, нас окружают мелодии заимствованные из иных культур, зачастую не лучшего образца.
Особенно отмечу и положительный опыт взаимодействия, который мы имеем с Министерством культуры и массовых коммуникаций в проведении совместных мероприятий в «День славянской письменности и культуры». Считаем, что данное направление требуют дальнейшего развития и расширение. К примеру могут проводиться совместные программы и в День народного единства.
Кроме того, одним из фактов нашей социальной реальности является, без преувеличения, огромное влияние на сознание наших современников средств массовой информации, в первую очередь: телевидения, радио и информационных Интернет-ресурсов. Это ставит нас перед необходимостью использовать данные средства для приобщения наших сограждан, и особенно их молодой части, в том числе и детей, к тому богатому достоянию, которое мы призваны сохранить и передать будущим поколениям.
В связи с предстоящим переходом к цифровым технологиям вещания, считаем важным закрепление на государственном уровне пакета общедоступных телеканалов, включающего в себя детские, образовательные, культурные и иные социально значимые телерадиопрограммы.
В наши дни нельзя не замечать и того губительного воздействия на подрастающее поколение, которое оказывает политика отдельных современных СМИ, пренебрегая нравственными критериями в своих программах. Мы поддерживаем инициативу Министерства культуры по разработке законопроекта, направленного на ограничение распространения эротики и порнографии, а также пропаганду насилия, рекламу алкоголя, в т.ч. и пива.
Мы надеемся, что принятие и реализация законов, направленных на сохранение нравственности, обеспечит защиту достоинства личности, тех нравственных традиций, на которых испокон веков базировалось российское государство, станет формой защиты наших национальных святынь и духовных ценностей, создаст условия для воспитания полноценного нового поколения россиян.
Говоря о взаимодействии Церкви и Министерства культуры и массовых коммуникаций и его учреждений, следует отметить, что оно имеет достаточно высокий уровень и хорошие перспективы. Мы поддерживаем у будем участвовать в реализации этих планов. Убежден, что сотрудничество Русской Православной Церкви и государственных институтов в области сохранения культурного наследия нашего Отечества является делом не просто важным, но жизненно необходимым.