Открывая 2 февраля 2013 года первое пленарное заседание Архиерейского Собора, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что архипастыри прибыли в Москву для того, чтобы в единстве «обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания».
«Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1:24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3:15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2:21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание», — сказал Его Святейшество, подчеркнув, что Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18:36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. В ней соединяется Божественное и человеческое, вечное и временное, совершенное и стремящееся к совершенству.
При этом Святейший Владыка констатировал, что «в своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой». «Внутри Церкви люди, пламенеющие верой и любовью, могут соседствовать с теплохладными и не радящими о своем спасении, — добавил Святейший Владыка. — И Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости».
Процитировав слова апостола Иоанна Богослова из Священного Писания не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас (1 Ин. 3:13), Святейший Патриарх Кирилл назвал истекший межсоборный период, особенно последние несколько месяцев, временем испытаний, когда «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь».
«Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников», — продолжил Предстоятель Русской Церкви.
«Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Евр. 12:14), — особо подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения».
Отметив, что Церковь находится «вне политической борьбы» и она «всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества», Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь объединяет «православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку». Она «неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2)». Однако, по свидетельству Святейшего Владыки, этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, кто пытался ее запугать и соблазнить.
«Когда стало ясно, что Русская Православная Церковь никогда не откажется от поддержки народного единства, на котором зиждется существование каждой страны, давление начало принимать радикальные формы, — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Началась волна богохульств и кощунств, актов вандализма и осквернения православных святынь. Эта волна прокатилась не только по России, но и по некоторым другим странам исторической Руси. Безумные по замыслу акции выражали презрение к Церкви, были рассчитаны на то, чтобы унизить ее. Кощунственные действия сопровождались организованной в некоторых СМИ травлей Священноначалия и всей Русской Православной Церкви. Эта кампания была явно направлена на то, чтобы дискредитировать Церковь как носительницу ценностных основ и тысячелетнего нравственного идеала нашего общества, а в конце концов — заставить нас замолчать, прекратить свидетельствовать правду Божию. Ведь из-за своей приверженности правде Христовой Церковь не по нраву всем тем, кто стремится отдалить людей от евангельских ценностей, насадить в качестве нормы то, что Слово Божие называет грехом и чему противится человеческая совесть», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.
Предстоятель Русской Православной Церкви привел примеры из недавнего прошлого, процитировав письмо приснопоминаемого Патриарха Алексия I, которое он 31 мая 1959 года направил Н.С. Хрущеву.
«Конечно, времена изменились: сегодня, слава Богу, священников не сажают в тюрьмы, а храмы не закрывают, — продолжил Его Святейшество. — Однако не поразительно ли, что те, кто сегодня вновь нападает на Церковь, пользуются такими же пропагандистскими методами, которые в свое время применяло богоборческое государство?».
Как отметил Святейший Патриарх, сейчас многие понимают, что кощунства не могут приниматься цивилизованным обществом и должны быть пресечены. «Равнодушие, попустительство, ложно понимаемое всепрощение и снисходительное отношение к осквернению религиозных и национальных святынь неминуемо ведет к духовному одичанию, к уничтожению всяких нравственных барьеров и, как следствие, к ожесточению людей, к росту межнациональных конфликтов, утрате способности строить солидарное общество», — подчеркнул Святейший Владыка.
Он напомнил события церковной истории, когда «в периоды гонений, связанных с осквернением храмов, икон, мощей многие православные христиане, решительно — и молитвой, и действиями — противостояли кощунникам и охраняли свои святыни, воспринимая это как религиозный долг».
«Тут можно вспомнить примеры и из эпохи иконоборчества, и из новейшей церковной истории, когда по благословению Всероссийского Патриарха святителя Тихона при храмах создавались союзы по защите святынь и церковного достояния от посягательства, а пастырям вменялось в обязанность идти навстречу добрым начинаниям верующих, направленным к защите Церкви», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Информационная служба Архиерейского Собора