«Сегодня мы отмечаем особый день в нашей национальной истории — 400-летие избрания на Всероссийский престол государя Михаила Феодоровича. Это произошло через год после освобождения Москвы от польских интервентов — всего за год Русь оказалась способной сосредоточиться настолько, чтобы созвать Земский собор для избрания главы государства», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Литургии 6 марта 2013 года в Успенском соборе Московского Кремля.
«Земский собор 1613 года — это совершенно особое событие в жизни России и всей Европы, — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. — Когда говоришь западноевропейцам о том, что у нашей страны есть собственные истоки того, что сегодня называется демократией, и ссылаешься на земские соборы, в Отечестве нашем бывшие, для многих из них это оказывается откровением. Та самая Россия, которую всегда связывали с нарушением прав простых людей, с тиранией, с господством самодержавной власти, — внутренне, духовно, интеллектуально была способна совершить такой шаг, как всенародное избрание царя».
«В Земском соборе 1613 года, как и в преодолении Смуты, особую роль сыграла Русская Церковь, — напомнил Святейший Патриарх. — Как за год до этого Церковь и народ преодолели Смуту, изгнав польских интервентов из Кремля, так и на Земском соборе Церковь и простой народ сыграли решающую роль в избрании Михаила Феодоровича Романова на всероссийский престол».
«Все то, о чем мы сегодня вспоминаем, выглядит почти как эпос, — продолжил Предстоятель. — В основе избрания первого царя из семьи Романовых был действительно воинский, гражданский и духовный подвиг нашего народа. А когда все эти усилия — политические, гражданские и духовные — соединяются вместе, тогда, как показала история, Русь совершает великие деяния».
«За 300 лет правления династии Романовых Русь стала великим государством, — заявил Святейший Патриарх Кирилл. — Не было ни одного царя, который бы расточал земли, — были цари, которые земли собирали. Отождествляя себя со своей страной и со своим народом, они старались умножать вверенное им Богом достояние».
По словам Его Святейшества, именно в годы правления династии Романовых «Русь превратилась в великое государство от Балтийского моря до Тихого океана, которое, особенно в конце XIX и в начале XX века, развивалось в экономическом и военном отношении такими темпами, что через несколько лет стало бы второй державой в мире по производству материальных ценностей. Но уже в то время она была первой страной по размеру территории, которая активно осваивалась нашим народом».
«Все сказанное не означает, что Романовы были святыми людьми. Только Николай II причислен к лику святых — и то не как царь, не как правитель, не как полководец, а именно как страстотерпец, по-христиански принявший смерть. Лежит и на Царствующем Доме часть ответственности за развитие политической ситуации, за смятение умов, что началось еще с царствования Петра I и продолжилось в веке XVIII и в веке XIX. Может, была ответственность и за то, что не хватало духовной силы и веры у самих венценосцев, чтобы быть способными отражать искушения, которые различными способами являлись в русской жизни», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Но сейчас не время критического разбора эпохи 300-летней династии. Сегодня мы молитвенно и с благодарностью к Богу вспоминаем имена всех наших правителей, кто умножал Русь, кто ее расширял, кто содействовал укреплению православной веры, кто содействовал духовному и материальному процветанию Отечества», — отметил Святейший Владыка.
«С благодарностью Богу мы можем сказать, что венценосные правители земли нашей всегда оставались верными Церкви и Православию, в особенно тяжелые моменты обращаясь к Богу и являя пример глубоко религиозной жизни», — заключил Предстоятель Русской Церкви.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси